Взгляд
30 ноября, понедельник  |  Последнее обновление — 20:02  |  vz.ru
Разделы

Армяне еще не осознали, что произошло

Евгений Крутиков
Евгений Крутиков, военный эксперт
Пройдёт немного времени, и масштаб катастрофы именно моральной, этической и исторической накроет и Степанакерт, и Ереван. Сложно даже представить себе, какой исторический счёт предъявят тем, кто будет назначен виновником катастрофы. Подробности...

Имперский орел против «новой нормальности»

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Не надо никаких специальных национальных идей. Просто придерживаться здравого смысла – уже достаточно. И вот перед нами – готовая имперская максима: на территории нашей страны живут мужчины и женщины; цель государства – способствовать их семейному благополучию, счастью и процветанию. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Если Европа не защитит себя, она станет халифатом

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
Некоторые проблемы лучше решать не по мере их поступления. Но что выросло, то выросло. И что останется Макрону, если его ультиматум проигнорируют? Запретить ислам? Арестовать имамов? Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Мир прощается с легендарным Диего Марадоной

Легендарный аргентинский футболист Диего Марадона скончался 25 ноября в возрасте 60 лет из-за остановки сердца. После его смерти в Аргентине объявили трехдневный траур. Поклонники величайшего футболиста 20-го века во всем мире выражают свою скорбь
Подробности...

Голая активистка Femen изобразила в Киеве «девочку на шаре»

Обнаженная активистка Femen провела перед зданием администрации президента Украины акцию против «насилия». Очевидно, сеанс стриптиза приурочен к стартовавшей в среду всемирной акции «16 дней против насилия». Активистка воссоздала образ «девочки на шаре» из известной картины Пикассо
Подробности...

На Приморье обрушился самый мощный ледяной шторм за последние 30 лет

Три дня во Владивостоке продолжался ледяной шторм. В результате разгула стихии было обесточено несколько районов города, наблюдаются перебои с подачей воды. Только по предварительным подсчетам, ущерб в Приморье оценивается в 80 миллионов рублей
Подробности...
16:31

В Бурятии около 300 специалистов в сфере культуры прошли курсы повышения квалификации

Сотрудники учреждений культуры Бурятии – порядка 300 человек – прошли курсы повышения квалификации благодаря федеральному проекту «Творческие люди» нацпроекта «Культура», сообщили в Минкультуры республики.
Подробности...
16:11

В Хабаровске в 2021 году отремонтируют театр юного зрителя

Театр юного зрителя в Хабаровске в 2021 году обновит зрительный зал и сцену на средства национального проекта «Культура», сообщила заместитель министра культуры региона Ирина Купченко.
Подробности...
17:21

В Севастополе в следующем году продолжат подготовку волонтеров культуры

Организаторы школы волонтеров, которая впервые прошла этой осенью в музее-заповеднике Херсонес Таврический в Севастополе, планируют вновь реализовать проект в 2021 году, сообщил руководитель проекта Артем Чернов.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Командир КСИР убит при ударе БПЛА в Ираке

    Главная тема


    Как Иран найдет виновного в убийстве ученого-ядерщика

    «большая проблема¶


    Санду назвала «нечестным» долг Молдавии перед Газпромом

    деятельность спецслужб


    Президент Чехии потребовал от контрразведки данные о «российских шпионах»

    неожиданные особенности


    Выявлена сильная реакция иммунитета у бессимптомных носителей коронавируса

    Видео

    дефицит бюджета


    Запад оставил Украину без денег

    эксклюзивный материал


    Минобороны готово продать Москве аэродром Остафьево

    сертификационные услуги


    У смотрящих за стройкой «Северного потока – 2» норвежцев сдали нервы

    статус официального языка


    Киргизы делают выбор между нищетой и русским языком

    колоссальные траты


    Зачем России новая орбитальная космическая станция

    республиканские ценности


    Алексей Алешковский: Если Европа не защитит себя, она станет халифатом

    имперские идеалы


    Владимир Можегов: Имперский орел против «новой нормальности»

    национальная катастрофа


    Евгений Крутиков: Армяне еще не осознали, что произошло

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к идее отказа от мусоропроводов в многоквартирных домах?

    Почему Лукашенко не перевел грузопотоки в порты России

    Цена перехода белорусских грузов в российские порты слишком высока    13 ноября 2020, 08:10
    Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости
    Текст: Ольга Самофалова

    Россия десятилетиями уговаривала Белоруссию перевести грузопотоки в российские порты, но каждый раз наталкивалась на стену. Наконец недавно Александр Лукашенко сам предложил отказаться от использования прибалтийских гаваней для своих товаров. Однако реализовывать на практике эту инициативу Минск не спешит. Почему?

    На волне политических разногласий с Прибалтикой президент Белоруссии Александр Лукашенко сам предложил отказаться от транзита грузов через польские и литовские порты в пользу российских маршрутов. До сих пор попытки уговорить Минск уйти из прибалтийских портов и загрузить российские порты, в которые Россия в последние годы активно инвестирует, разбивались о камень белорусского нежелания. 

    Есть два основных белорусских товара, которые идут через прибалтийские порты – это калийные удобрения и нефтепродукты. Россия ставила вопрос перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты еще в 2006-м. Последний раз эту тему Владимир Путин затрагивал в 2017 году. Логика здесь проста: белорусы получают беспошлинно, то есть по ценам ниже мировых, российскую нефть, перерабатывают ее и в виде нефтепродуктов экспортируют в европейские страны. Минск на этом неплохо зарабатывает, но Россию надо благодарить за дешевую нефть. 

    В ответ Москва настаивала на транспортировке нефтепродуктов через российские порты. Это помогло бы развитию российских гаваней, их расширению и возврату инвестиций. Второе – и это тоже немаловажный момент: Россия смогла бы контролировать, сколько нефтепродуктов экспортирует Белоруссия в Европу, где они еще и конкурируют с российскими нефтепродуктами. При этом Минск неоднократно позволял себе контрабанду – поставки нефтепродуктов под видом «разбавителей и растворителей» мимо российского бюджета.

    Наконец Лукашенко дал добро на смену маршрутов. Почему же белорусские грузы по-прежнему идут в прибалтийские порты? И когда они на практике будут перенаправлены на российские маршруты?

    Эксперты считают, что потребуется не один год до практической реализации задуманного, если это вообще случится. Во-первых, белорусы исторически и географически завязаны на поставках своих и транзитных товаров в прибалтийские порты. Логистика настроена и четко выстроена. Тогда как маршрут через российские порты объективно длиннее – на 300 км. Для логистики калийных удобрений, цены на которые и так невысоки, каждый лишний километр – серьезная угроза. Секрет успеха белорусских калийных удобрений очень прост – это ценовой демпинг, а он несовместим с дорогой логистикой. Кроме того, из Белоруссии нет прямой железной дороги в российский порт Усть-Лугу через Псков. То есть необходимо строить инфраструктуру. Это деньги и время. 

    Важен и вопрос тарифов по железной дороге. «Некоторые эксперты намекают на то, что

    белорусские товары придется возить за российский счет. Скидки в 50%, которую предлагает РЖД для перевозки белорусских товаров, недостаточно. Тарифы нужно обнулять, и это ляжет на наш бюджет»,

    – говорит эксперт по проблемам постсоветского пространства ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. По его мнению, Россия готова пойти даже на нулевые тарифы, но Белоруссия все равно не торопится перенаправлять грузы.

    «Видимо, у Лукашенко есть какие-то свои договоренности высокого уровня с прибалтийскими портами, в частности с Клайпедой. Это базовый порт для белорусского экспорта», – указывает Суздальцев.

    Для понимания: в прошлом году литовский порт Клайпеды обслужил более 14 млн тонн белорусских грузов – это треть от всех погрузок порта. В порту имеется специальный терминал насыпных грузов, который перегрузил почти 10 млн тонн удобрений «Беларуськалия» в прошлом году. Треть этого терминала с 2013 года принадлежит белорусской компании. И одним из условий покупки, кроме отдачи кредитных денег, была перевалка удобрений в течение десяти лет. Получается, как минимум до 2023 года калийные удобрения Белоруссии не уйдут из литовского порта.

    Впрочем, у российских портов на Балтике тоже есть проблемы. У них не хватает мощностей для приемки всех белорусских грузов. «Через морские порты стран Балтии Белоруссия отправляет на экспорт около 30 млн тонн грузов ежегодно. Из них порядка 10 млн тонн – это минеральные удобрения, до 8 млн тонн – нефтепродукты. При этом через российские порты возможен грузооборот в размере 3-4 млн тонн в год. Имеются в виду мощности портов Приморск, Санкт-Петербург и Усть-Луга. Причем речь идет только о нефтепродуктах, а мощностей для перевалки минеральных удобрений и вовсе нет», – говорит Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

    Российские порты пока не в состоянии перевозить даже российские удобрения. По данным на 2019 год, Россия экспортировала через российские порты только 64% минеральных удобрений. Остальное приходилось везти через порты Эстонии, Финляндии, Латвии и Литвы. Поэтому места для белорусских удобрений объективно нет, необходимо строить новые терминалы. 

    С нефтепродуктами тоже не все так просто. «Если говорить о транспортировке нефтепродуктов, то порт Усть-Луга и так перегружен российскими нефтепродуктами, и для белорусских может просто не хватить места. Решение данной проблемы видится в перенаправлении российских нефтепродуктов в Приморский торговый порт, который специализируется на перевалке нефти и нефтепродуктов и обладает профицитом мощностей», – отмечает доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Плеханова Елена Колчина. Так, в 2019 году Приморский торговый порт перевалил 61 млн тонн, тогда как он может переваливать 80 млн тонн.

    Белоруссия хочет получить от России не только бесплатный провоз своих грузов по российской железной дороге, но и собственный терминал в Ленинградской области. Лукашенко недавно предложил Москве построить такой терминал для Белоруссии на российский кредит. Но, если Россия создаст такой портовый терминал Белоруссии, то санкционки из ЕС будет идти на наши рынок уже открыто, опасается Суздальцев. «Мы создадим дырку на собственной границе. Лукашенко уже и так обнулил наши контрсанкции в отношении ЕС», – считает эксперт.

    Когда речь шла о поставках белорусских нефтепродуктов именно через российские порты, то в этом был смысл. «Мы могли бы контролировать поток тех же нефтепродуктов из нашей льготной нефти. Уже не было бы по 10 млн тонн нефтепродуктов под видом ацетона. Белорусы это прекрасно понимают, поэтому не торопятся с этим», – заключает Суздальцев.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •