Взгляд
25 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 09:49  |  vz.ru
Разделы

Либеральная метафизика пармезана

Андрей Бабицкий, журналист
Наши либералы отстраивают свою метафизику на убежденности в том, что человек является прежде всего существом поглощающим и эту его потребность должны обеспечивать общество, государство, и Европейский Союз вкупе с Америкой. Подробности...
Обсуждение: 68 комментариев

Флаг вечной России

Дмитрий Юрьев, политолог
Народным становится военное знамя, омытое кровью. Народным становится знамя, входящее в быт. Народным становится знамя борьбы и победы. Народным становится знамя, когда его поднимают в небо символом «Умираем, но не сдаёмся». Подробности...
Обсуждение: 152 комментария

Возвращение «Большой восьмерки» – геополитическая ловушка для России

Петр Акопов, заместитель главного редактора газеты ВЗГЛЯД
Как и 80 лет назад, с Запада в Москву пришло предложение о примирении – через разговоры о возрождении «Большой восьмерки». Но в отличие от прошлого раза принимать нынешнее предложение ни в коем случае нельзя. Подробности...
Обсуждение: 95 комментариев

    День флага в Москве отметили грандиозным митингом-концертом

    Более 100 тыс. человек вышли на проспект Сахарова в Москве на митинг-концерт «Герои рядом с нами» в честь 350-летия флага России. В нем участвовали звезды эстрады и спорта, ученые, общественные деятели, Герои России и СССР. Мероприятие стало самым массовым за все время существования праздника
    Подробности...

    В России отметили День флага

    В нынешнем году Россия отмечает 350-летие одного из главных символов страны – триколора. Торжества по случаю Дня государственного флага прошли 22 августа во всех российских регионах, в том числе в Крыму
    Подробности...

    Иран представил зенитно-ракетный комплекс «Бавар-373»

    Президент Ирана Хасан Роухани лично представил новейший ЗРК «Бавар-373». О разработке этого комплекса было известно более десяти лет назад. Роухани заявил, что «Бавар-373» сильнее российского С-300 и близок к С-400
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Опубликовано фото новой ракетной пусковой установки КНДР

          Главная тема


          Грузия нашла обходной путь в Евросоюз

          «подрыв безопасности»


          Лондон встревожил ответ Путина на ракетные испытания США

          «будут обзывать»


          Украинский боксер Усик отказался от боя с россиянином

          Прецедент на мкс


          НАСА заявило о первом космическом преступлении

          Видео

          живая цепь


          В отделении Прибалтики от СССР виноват не Запад

          транспортные коридоры


          На встрече с Макроном крупная французская компания отказалась от Севморпути

          Чудовищный подтекст


          Захарова ответила Омеляну по поводу украинского флага над Владивостоком

          «теневой бан»


          Канделаки пожаловалась на травлю после пикантного признания

          викторина


          За что в СССР признавали Героем?

          Умерший формат


          Петр Акопов: Возвращение «Большой восьмерки» – геополитическая ловушка для России

          Дипломатическое чудо


          Анна Долгарева: Политика России в Донбассе станет более радикальной

          Народное знамя


          Дмитрий Юрьев: Флаг вечной России

          на ваш взгляд


          Должна ли Россия вернуться в «Большую восьмерку»?

          Нужна ли России скоростная железная дорога до Минска

          Скоростная магистраль между Москвой и Минском – не самое очевидное решение   11 августа 2019, 10:16
          Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
          Текст: Алексей Анпилогов

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев активно лоббирует строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Минском. Он утверждает, что проект даже может быть привлекательным для инвестиций. Действительно ли подобная магистраль имеет экономический, а не только политический смысл – и сможет ли она когда-нибудь окупиться?

          На сегодняшний день из Москвы в Минск можно попасть сразу тремя основными способами: с помощью самолёта, на поезде или используя рейсовый автобус.

          Самым быстрым вариантом, понятное дело, является самолёт – перелёт из Минска в Москву или обратно занимает около полутора часов. Впрочем, с учётом полуторачасовой дороги из центра Москвы в Шереметьево, Домодедово и Жуковский, откуда летают самолёты в Минск, с включением времени ожидания регистрации на рейс и обратной дороги из национального аэропорта Минска в центр белорусской столицы, самолётное путешествие между двумя столицами займёт уже около пяти-шести часов. Согласно двусторонним межправительственным соглашениям, между Москвой и Минском разрешены 14 ежедневных прямых авиарейсов, из которых семь могут быть выполнены российскими авиакомпаниями, а семь – авиакомпаниями Белоруссии.

          По железной дороге из Москвы в Минск и обратно ежедневно следует 10 пар пассажирских поездов. Поезд из Минска в Москву или обратно идёт от 8,5 до 11,5 часов. Самый быстрый из существующих поездов – это «Славянский экспресс» (Москва – Брест № 003), принадлежащий «Беларуской Чыгунке» (железной дороге Белоруссии), который выходит из Москвы в 22:03 и прибывает в Минск в 6:33, затрачивая на весь путь 8 часов 30 минут. Самый медленный поезд – «Москва – Брест», на нём путешествие между столицами займёт 11 часов 26 минут.

          Примерно столько же, от 10 до 12 часов, следуют из Москвы в Минск и все рейсовые автобусы, следующие с самых разных автовокзалов российской столицы.

          Стоимость поездки тоже будет различной – в зависимости от выбранного вида транспорта. Самый дешёвый билет предлагает автобус – на нём поездка между Москвой и Минском будет стоить пассажиру от 1250 до 1800 рублей. Дороже обойдётся поездка на поезде – здесь плацкарт будет стоить около 3000 рублей, а купе – чуть меньше 7000 рублей. И, наконец, полёт на самолёте между двумя столицами будет стоит от 3000 до 10 000 рублей, в зависимости от времени суток, типа воздушного судна и загруженности авиарейса.

          Нетрудно заметить, что в этих цифрах уже скрыта одна из основных проблем международного железнодорожного сообщения между странами СНГ: билет на рейсовый автобус для расстояния около 700 км, что соответствует маршруту Москва – Минск, стоит минимум вдвое дешевле, чем плацкартное место в поезде  при сравнимом времени в пути. С другой стороны, самолёт позволяет добраться на таком плече уже немного быстрее поезда (даже с учётом дороги из аэропорта и обратно) при сравнимой, а то и меньшей стоимости билета. В итоге классический поезд оказывается «зажат» между двумя конкурентами. А его единственным преимуществом оказывается наличие спального места, что может быть критично лишь для некоторых категорий пассажиров – например, лиц пожилого возраста или семей с детьми.

          Отсюда, в общем-то, проистекает и грустная статистика падения международных пассажирских железнодорожных перевозок между странами СНГ. Если в 2012 году все железные дороги «колеи 1520 мм» перевезли в международном сообщении 42,9 млн пассажиров, то, согласно последнему протоколу 70-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, прошедшему 14-15 мая 2019 года в финском Хельсинки, в 2018 году эта цифра составила лишь 18,6 млн пассажиров по всем направлениям. В 2019-м падение пассажиропотока продолжилось – за первый квартал он ужался ещё на 7% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

          Надо сказать, что даже в таком ужавшемся пассажиропотоке белорусское направление занимает важную роль: в 2018 году поездами дальнего следования с Белорусского вокзала Москвы уехало 4,15 млн пассажиров. Конечно, в это число попали и пассажиры, следующие в российский Калининград, Смоленск, Вязьму, Рыбинск и даже Архангельск и Новосибирск (с этого вокзала уходят поезда Минск – Новосибирск и Минск – Архангельск), однако подавляющую часть пассажиров дальнего следования Белорусского вокзала всё же составляли те, кто едут в западном направлении. А значит – являются потенциальными пассажирами планируемой ВСМ.

          Сколько пассажиров надо для ВСМ?

          Российский опыт эксплуатации высокоскоростных поездов пока что ограничивается только двумя направлениями – скоростные «Сапсаны» в России ходят по двум маршрутам: Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Оба этих маршрута не являются в чистом виде ВСМ, то есть отдельной высокоскоростной магистралью. Эксплуатируемые «Сапсаны» для своего передвижения «берут» пути общего пользования, которые для их скоростного прохода освобождают от грузового и обычного пассажирского движения.

          Такое решение, конечно, в многом является компромиссом – так как график «Сапсанов» заставляет сдвигать пассажирские и грузовые поезда, которые вынуждены подстраиваться под проход скоростного экспресса. Однако он позволяет и избежать громадных инвестиций в отдельные нитки рельсов обособленной ВСМ – для запуска «Сапсанов» достаточно было модернизировать существующий железнодорожный ход.

          В целом в мире проекты высокоскоростного наземного транспорта могут быть реализованы в двух принципиально разных вариантах. Либо как автономное движение высокоскоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо же с использованием тех же высокоскоростных поездов или обычных поездов – по существующим путям и со скоростью выше 200 км/ч. Нетрудно видеть, что нынешние российские маршруты «Сапсанов» – это именно второй вариант. Пусть и неидеальный, зато надёжный с точки зрения экономики и щадящий в плане инвестиций. В конце концов, бесстыковые 100-метровые рельсы, уложенные под проход скоростных «Сапсанов» – это инвестиция и в существующее грузовое и пассажирское движение.

          Известны и оценки окупаемости «Сапсанов» и отдельной ВСМ для них, которые не раз звучали при обсуждении проектов скоростного движения между Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Казанью. Рекордный объем перевозок пассажиров на «Сапсане» составил 20,8 тыс. человек в сутки и был достигнут 30 апреля 2018 года, а среднесуточный – около 15 тысяч человек в сутки. По итогам 2018 года это составило 5,5 млн человек – на полтора миллиона больше, чем весь пассажирский оборот Белорусского вокзала в 2018 году.

          Но даже в таком паллиативном варианте реализации скоростного движения (без отдельной магистрали) перевозки на «Сапсанах» по внутрироссийским маршрутам стабильно растут – в 2018 году пассажиров в скоростных поездах перевезли на 7% больше, чем годом ранее. При этом

          только сейчас РЖД реально выходит на «нулевой» вариант эксплуатации «Сапсанов», когда высокоскоростное движение, наконец, окупает начальные инвестиции и начинает работать в прибыль.

          По оценкам экспертов, при сохранении такой тенденции потенциальный пассажиропоток российских «Сапсанов» к 2026–2027 годам может составить более 7 млн человек. После чего уже встанет сразу два вопроса: с одной стороны, в этом случае действительно станут реально экономически выгодными проекты строительства ВСМ и, с другой – существующая инфраструктура железных дорог общего пользования окончательно станет «тесной» для интенсивного высокоскоростного движения.

          Скорее всего, такой же взвешенный подход надо использовать и при анализе проектов высокоскоростного движения между Минском и Москвой. Пока что статистика показывает, что направление на Минск, хотя и является одним из самых важных в международном сообщении по «колее 1520 мм», однако отнюдь не дотягивает, например, до маршрута Москва – Санкт-Петербург, где только скоростное движение уже превосходит его минимум вдвое.

          Отсюда следует, пожалуй, и простой вывод. О скоростных поездах между Минском и Москвой и о модернизации под их использование существующих путей говорить еще имеет смысл, а вот об отдельной высокоскоростной магистрали – пока что вряд ли. Она должна вырасти эволюционным путём, а не стать чисто политическим решением для галочки в портфолио масштабных проектов между Белоруссией и Россией.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............