Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
22 ноября 2017, 17:45 • Экономика

Недоверием к низкой инфляции россияне вредят сами себе

Недоверием к низкой инфляции россияне вредят сами себе
@ Виталий Тимкив/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Мало добиться низкой инфляции, необходимо, чтобы в ее реальность поверило население. И не только в то, что цены не повышаются сейчас, но и в то, что они не будут повышаться в дальнейшем. У россиян немало оснований не доверять официальной статистике ЦБ, но, как ни парадоксально, именно подобное недоверие как раз и способно навредить им самим.

ЦБ пытается убедить россиян в том, что инфляция в пределах 3–4% не временное, а долгосрочное явление.

Для наглядности регулятор посчитал «новогодние индексы»: цены на наборы продуктов для традиционных новогодних блюд – салат оливье и селедку под шубой. Обычно их подсчитывают в декабре, используя данные Росстата. Но в силу низкой инфляции это уже непринципиально. Итак, салат оливье за год подорожал всего на каких-то 1,2% – до 312 рублей. А вот селедка под шубой и вовсе упала в цене на 0,9% и стоит чуть больше 150 рублей. При расчете используется традиционный набор для приготовления салатов на семью из четырех человек.

Эти индексы действительно показывают снижение темпов инфляции в отличие от предыдущих годов. Для сравнения: в 2015 году стоимость оливье выросла с 257 рублей в 2014 году до 305 рублей, то есть на 48 рублей. Но уже в 2016 году заметны положительные тенденции: оливье подорожал лишь на 5 рублей (до 310), а в 2017 году и вовсе только на 2 рубля (до 312).

Официальная статистика говорит о том же. Еще в 2016 году инфляция в России опустилась до уровней 2011–2013 годов, хотя рост цен по-прежнему оставался проблемой номер один для россиян, исходя из социологических исследований. В 2017 году Центробанк наконец достиг желаемого. Инфляция достигла целевого уровня в 4%. Это уже рекордно низкий уровень показателя за всю историю современной России. Более того, после лета инфляция продолжила снижение, и, по данным на 15 ноября, она составила всего 2,6% в годовом выражении. Минэкономразвития ожидает рост потребительских цен по итогам года всего на 2,5–2,8%. В Центробанке также полагают, что инфляция в этом году не превысит 3%.

В первом полугодии 2018 года, как ожидает ЦБ, этот показатель повысится, так как уйдут временные факторы влияния (снижение цен на овощи и укрепление рубля), но ненамного: инфляция все равно будет сохраняться вблизи 4%. И регулятор ожидает, что сможет добиться того, чтобы этот показатель не выходил за эти пределы и в следующие годы. Для этого есть основания.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина беспокоится разве что о том, что инфляционные ожидания россиян остаются высокими.

«Но ощущение инфляции у людей гораздо выше, и мы очень хотим добиться доверия населения к нашей политике, что можно распоряжаться семейными деньгами, не думая постоянно о росте цен»,

– отметила Набиуллина.

По ее словам, оценка инфляционных ожиданий населения сейчас составляет 8,7%, тогда как реальная годовая инфляция равна 2,6%. Разница более чем в три раза.

Правда, доверие к экономике у населения выросло: в начале года инфляционные ожидания составляли вообще порядка 14%. Но до конца убедить население и бизнес в том, что безудержная инфляция теперь в прошлом, пока действительно не удается. И это неудивительно: после шоковых 90-х, сопровождающихся гиперинфляцией и девальвацией, сложно поверить в стабильность. Еще жива память о том, как в 1998 году сбережения россиян в одночасье превращались в ничто. «Люди научены жизненным опытом: периоды стабильных цен в России до сих пор длились сравнительно недолго», – согласен Петр Пушкарев из ГК TeleTrade.

Да и 2014–2015 годы с резкой девальвацией рубля еще свежи в памяти, а курс рубля – важный компонент инфляции. И она не была бы сейчас такой низкой, если бы не стабилизация валютных курсов. Но люди опасаются – вдруг нефть опять пойдет вниз?   

Многие к тому же не воспринимают официальную инфляцию Росстата как реальную, потому что каждый день или неделю ходят в магазины и видят цены собственными глазами. И бедная часть населения ощущает изменения цен на себе намного ближе и сильнее. «У Росстата подсчеты по обновляемой, но давно устаревшей схеме потребительской корзины. Это правда, что рост цен сейчас намного меньше, чем был год или два назад. Но все же он повыше, чем показывает официальная статистика, а это порождает недоверие к прогнозам, что и дальше все будет хорошо», – говорит Пушкарев. По его словам, если учитывать цены на те товары и услуги, которые покупает конкретный человек, то инфляция в 2014–2015 годах составила более 50%, что видно по чекам в магазинах, а сейчас составляет примерно 5–7%, а не росстатовские 3–4%.

«Цены на основные потребительские товары выросли за год на 0–2,5%. Рекордный рост показала стоимость образования, почти 10%. И значительно, по сравнению с общей инфляцией, выросли цены, которые так или иначе связаны с государственным регулированием. Рост цен на услуги в сфере ЖКХ – 4,8%. Акцизы на алкоголь – 4%. Транспорт – 4%. Откуда взяться доверию?» – говорит Иван Карякин из Global FX.

Но почему регулятору так важно убедить граждан в низкой инфляции? Все просто. Сами россияне таким пессимистическим настроем вредят и себе, и экономике в целом. «Дело в том, что

инфляционные ожидания могут разгонять инфляцию. Если компания считает, что инфляция будет расти темпами в 10%, то она может заранее поднять цены на свою продукцию»,

– говорит старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. «А граждане, в свою очередь, по тем же причинам могут оказаться готовыми принять новые цены», – говорит Пушкарев. И все приведет опять к росту инфляции.

Инфляционные ожидания также отражают уровень доверия к правительству и монетарным властям. Если доверие поднять, то это может изменить сберегательную модель поведения населения на затратную, что хорошо в целом для экономики, отмечает Карякин. Правда, добавляет, что и здесь есть свои риски: если не будет реального роста производства, а люди начнут много тратить, то это снова может разогнать инфляцию. Поэтому нужен также экономический рост.

..............