Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДействия ЦБ ведут к радикальным улучшениям в экономике
Банк России решился на уже пятое в этом году снижение ключевой ставки. Более того, экономисты уверены, что и на декабрьском заседании ЦБ будет принято такое же решение. А значит, к концу года можно ждать ставку в 8%, а к концу 2018 года – и все 7%. Эффект от такой политики регулятора может оказаться для российской экономики поистине революционным.
Банк России в пятницу снизил ключевую ставку на 0,25 п. п, до 8,25%. При этом регулятор допускает возможность дальнейшего снижения ставки на ближайших заседаниях.
Это уже пятое снижение ставки в этом году. В марте ставка снизилась на 0,25 п. п., до 9,75%, в апреле – сразу на 0,5 п. п., в июне – на 0,25 п. п., до 9%, в сентябре – снова на 0,25 п. п., до 8,5%. В сумме с начала года ставка потеряла 1,75%.
В целом участники рынка ждали такого решения. На минувшей неделе об этом говорил директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев, на этой неделе – глава банка «ВТБ» Андрей Костин. Накануне и глава Минфина Антон Силуанов выразил уверенность в таком решении регулятора. «Мы постепенно снижаем дисбаланс (бюджета). Это одно из условий того, что ЦБ будет снижать ставки», – сказал он. Вопрос был лишь в величине снижения ставки.
Продолжать политику смягчения монетарной политики ЦБ помогает инфляция, темп роста которой замедлился до рекордных 2,7%. Таких низких темпов роста цен современная российская экономика еще не знала.
Однако регулятор все равно делает крайне осторожные шаги по смягчению монетарной политики. ЦБ постоянно объясняет, что столь низкая инфляция может быть временным явлением, и нельзя допустить, чтобы эта тенденция была испорчена резкими движениями. В частности, главным фактором снижения инфляции в последнее время является падение цен на овощи и фрукты. Но в любой момент это сезонное явление может исчезнуть. За последние две недели цены на плодоовощную продукцию уже показывают рост на 4,9%.
- Снижение ставки вызовет новое удешевление кредитов
- Цены в России падают рекордными темпами
- Пятипроцентную ипотеку придется подождать
«Текущая низкая инфляция находится вблизи локального дна, и на горизонте одного года, по мере исчерпания эффекта высокого урожая и укрепления курса российской валюты, наблюдаемого в 2017 году, динамика цен вернется на более экономически обоснованную траекторию 4%», – ожидает Наталия Шилова, замдиректора центра макроэкономического прогнозирования «Бинбанка».
Однако в целом это в рамках цели регулятора по инфляции, поэтому экономисты ждут от ЦБ дальнейшего снижения ставки. «ЦБ по-прежнему считает, что мы вернемся к четырехпроцентной инфляции. Мы ожидаем еще одно снижение как минимум на 0,25 п. п. на заседании в декабре 2017 года. И к концу следующего года ждем снижения ключевой ставки до 7%», – говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.
В свою очередь глава ЦБ Эльвира Набиуллина в сентябре говорила, что ключевая ставка Банка России, по оценкам регулятора, может опуститься до 6,5–7% лишь в 2019 году.
Но главное, что ставка продолжит снижаться и оказывать благотворное влияние на кредитование населения и бизнеса, подстегивая российскую экономику к росту. Правда, этот эффект проявится не сразу. «Изменение ставки регулятором влияет на параметры кредитования и экономику обычно в течении шести–девяти месяцев. Поэтому сейчас мы увидим скорее последствия предыдущих решений и ожидания изменения ставки на будущее. Пока те изменения, которые видны, умеренно положительные. Мы видим восстановление розничного кредитования, и по-прежнему отмечается рост депозитов населения. Баланс между сберегательной и потребительской моделью пока сохраняется – и это то, чего пытается добиться ЦБ», – говорит Дмитрий Полевой.
Уже сейчас с начала года ставки по кредитам для физлиц снизились в среднем на 1,3 п. п., для юридических лиц – на 2,5 п. п., отмечала в сентябре глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Эта положительная динамика еще не учитывает решения регулятора по снижению ставки в сентябре и октябре до 8,25%. Поэтому эффект будет расти.
«Поскольку ожидания дальнейшего снижения ставки сохраняются, то и в целом ставки и по депозитам, и по кредитам продолжат снижаться», – говорит Полевой.
Кроме того, есть фактор, не зависящий от политики ЦБ, но также помогающий смягчать кредитные условия. «Это дальнейшее ожидание структурного профицита ликвидности в банковской системе, что также давит на кредитные и депозитные ставки в сторону снижения», – говорит главный экономист ING по России и СНГ.
С точки зрения бизнеса
понимание того, что ставка ЦБ будет снижаться, кредиты – становиться дешевле, а инфляция – оставаться невысокой, позволяет бизнесу строить долгосрочные инвестиционные планы. Прогнозировать отдачу от вложений намного удобней и легче в понятных и стабильных экономических условиях.
Эти изменения можно назвать революционными для российской экономики. Потому что ранее в условиях нестабильной ситуации и дорогих кредитов заемные средства использовались в основном для финансирования оборотного капитала, но не на инвестиции в развитие бизнеса.
«Основная цель ЦБ в том, чтобы инфляция оставалась не выше цели (в 4%), чтобы бизнес и население верили, что инфляция будет устойчивой, что следствием этого будет удешевление кредитных ресурсов. Повышение предсказуемости поведения бизнеса может иметь положительный эффект на инвестиционную активность и потребительскую активность населения», – говорит Дмитрий Полевой.
В то же время все еще есть проблемы с завышенными инфляционными ожиданиями населения, которые по-прежнему чуть ниже 10%.
«ЦБ постоянно говорит, что инфляционные ожидания по-прежнему высокие и поэтому рано расслабляться. Нужна дальнейшая ответственная политика, чтобы компании все больше верили в то, что инфляция в 4% будет не только сейчас», – отмечает собеседник. Но в целом, добавляет он, «если сравнить комментарии бизнеса, с которым мы общаемся, в этом и в прошлом году, то заметно снижение инфляционных ожиданий и чуть больше доверия к политике ЦБ».