Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевНовая российская верфь должна доказать свое умение делать танкеры
Роснефть пополнила портфель заказов для дальневосточной «Звезды» на 10 арктических танкеров-челноков. Это крупнейший в истории серийный заказ судов ледового класса на российских верфях. Однако этого все еще недостаточно для новейшей судоверфи. Почему же создаваемая специально для нефтегазовых компаний «Звезда» получает заказы пока только от одной компании?
«Дочка» Роснефти – Роснефтефлот – заказала на дальневосточной судоверфи «Звезда» строительство десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн каждый. Поставка первого танкера предполагается в 2023 году. Далее Роснефтефлот будет передавать эти танкеры в тайм-чартер сроком на 20 лет структуре Независимой нефтяной компании (ННК) «Таймырнефтегаз». То есть эти суда с экипажем будут зафрактованы на 20 лет за арендную плату.
Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 м при температуре до минус 45 градусов.
Новую серию танкеров планируется использовать для перевозки нефти, добываемой на Пайяхском месторождении, из устья реки Енисей по трассе Северного морского пути как в западном, так и в восточном направлении.
Это крупнейший в истории серийный заказ судов ледового класса на российских верфях. До этого портфель заказов восходящей «Звезды» насчитывал 14 судов, теперь – 24. Однако этого все еще очень мало для того, чтобы загрузить судоверфь вплоть до 2035 года. А таков стратегический план. Для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 года «Звезде» нужно поручить портфель в 188 судов, говорил в начале сентября глава Роснефти Игорь Сечин.
Тогда же Владимир Путин потребовал, чтобы не только Роснефть, но и Газпром, НОВАТЭК и другие российские нефтегазовые компании тоже начали наконец заказывать строительство судов на российских верфях, а не за рубежом. Дело в том, что судоверфь изначально была задумана как специализирующаяся на строительстве судов и оборудования для использования при разработке углеводородных ресурсов, в том числе шельфа. Президент пообещал лично следить за выполнением главной стратегической задачи – создания на «Звезде» полноценной линейки средне- и крупнотоннажных судов и морской техники. В сентябре по заказу Роснефти здесь уже заложили четыре многофункциональных судна снабжения (они получили имена «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария»).
- Заказ южнокорейских танкеров не повредит российским верфям
- На Дальнем Востоке взошла "Звезда"
- Строительство крупнейшей судоверфи получит льготы
Почему же другие нефтегазовые компании не спешат закидывать «Звезду» заказами? Одна из причин – падение цен на нефть вкупе с санкциями. Новые реалии сделали разработку труднодоступных ископаемых в Арктике крайне дорогой, многие проекты приходится переносить на сроки, когда цены на нефть подрастут либо будут созданы новые технологии, удешевляющие добычу. С другой стороны, из-за санкций российские нефтегазовики лишись возможности использовать те или иные иностранные технологии и оборудование, а также их финансы, что также привело к заморозке ряда проектов. Таким образом, упал и спрос на суда, необходимые в работе нефтяников.
Впрочем, есть и другие причины. Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что все дело в привыкании наших компаний к проверенному качеству иностранных судов и нежелании ждать продукции «Звезды». Однако призыв Путина должен поспособствовать постепенному переходу на российские мощности. «Как и со многими проектами по импортозамещениию, это опять вопрос времени. Российские танкеры должны хорошо показать себя, тогда объем заказов увеличится. К сожалению, пока прогноз таков, что потребуется не один год, чтобы полностью загрузить «Звезду», – говорит Андриевский.
Наконец, третья причина – отсутствие компетенций в строительстве некоторых судов, которые российским компаниям нужны уже сейчас. Так, НОВАТЭКу еще вчера нужны были танкеры-газовозы ледового класса для транспортировки продукции «Ямал СПГ». Однако компания заказала их не на российской, а на южнокорейской верфи. Первый из 15 танкеров-газовозов НОВАТЭК уже получил, газовоз прошел испытания и уже успел поставить рекорд, пройдя Севморпуть протяженностью 4 тыс. км всего за 6,5 дней.
Правительство было, конечно, недовольно тем, что НОВАТЭК покупает иностранные суда. Но на это были свои причины. Во-первых, заказы в Южной Корее делали еще до того, как начали строить судоверфь «Звезда». Во-вторых, Россия никогда не производила такие танкеры для перевозки СПГ. Это просто было не нужно – до недавнего времени Россия занималась поставками исключительно трубопроводного газа.
Впрочем, частная нефтегазовая компания «НОВАТЭК» хотела бы «исправиться». Накануне ее глава Леонид Михельсон заявил, что готов заказать в России строительство танкеров для перевозки СПГ – но только в том случае, если в России появятся соответствующие мощности и компетенции.
На судоверфи «Звезда» как раз хотят организовать строительство газовозов ледового класса. Возможно, это даже будет сделано в кооперации с южнокорейскими конкурентами. По крайней мере, год назад Востокпроектверфь договорилась о создании СП со структурой южнокорейской верфи DSME. Именно у этой компании НОВАТЭК заказывал танкеры-газовозы ледового класса, и это одна из немногих в мире судоверфей, имеющая компетенции в такого рода судах. Ледового класса такие газовозы вообще до этого никто не строил. Их создали специально для российского заказчика. Это СП дает возможности российским судостроителям перенять знания и технологии по таким судам и самим научиться их строить.
«Россия имеет компетенции по строительству ледоколов, которые намного сложнее танкеров, так что это вопрос раскачки»,
– уверен Андриевский.
Возможно, необходимые компетенции Россия получит также и от сотрудничества с другой южнокорейской компанией – Hyundai Heavy Industries. С ней «Звезда» и Роснефтефлот подписали соглашение на строительство пяти танкеров Aframax, работающих на СПГ, дедвейтом 114 тыс. тонн каждый буквально в конце сентября, до этого было заказано еще пять.
Интересно, что подписать соглашение и увеличить заказ до 10 таких судов планировалось еще в начале сентября, во время визита президента во Владивосток на величественное событие – церемонию закладки четырех судов снабжения для Роснефти. Однако не удалось – контракт был сорван, подписание документа было отменено в последний момент. Игорь Сечин не стал подписывать это соглашение, так как выяснилось, что Роснефть в этом проекте неожиданно оказалась не собственником, а фрахтовщиком судов. В самой компании заверили, что никакой отмены сделки нет, но потребовалась корректировка ее условий. И действительно, уже к концу сентября соглашение было подписано. И первый крупнотоннажный танкер российского производства на «Звезде» может появиться уже в 2021 году.