Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?
10 комментариевНе там случилась революция
Доклад: Сланцевая революция возможна и в России
Согласно новым исследованиям, запасы сланцевой нефти в Аргентине, Алжире и России превышают резервы США, где произошла сланцевая революция. Потенциал у месторождений в этих странах таков, что в следующем десятилетии они могут серьезно повлиять на энергетический расклад в мире.
Новые данные по запасам и потенциалу месторождений сланцевой нефти приводит компания IHS. Согласно ним, такие месторождения, как Vaca Muerta в Аргентине, Баженовская свита в Сибири и силурийские сланцы на севере Африки могут давать больше нефти, чем месторождения Bakken в Северной Дакоте и Eagle Ford в Техасе.
Такие страны, как Россия, Алжир и Аргентина, могут добиться политической поддержки производства сланцевой нефти
Именно эти месторождения являются базой нефтяного сланцевого бума, который произошел в США. То есть ресурсные возможности у других стран осуществить сланцевую революцию имеются, и они даже больше, чем у США. 23 самых многообещающих месторождения сланцевой нефти за пределами Канады и США могут содержать 175 млрд баррелей извлекаемой нефти, в то время как в Северной Америке месторождения содержат только 40 млрд баррелей.
Но, как указывают аналитики IHS, проблема в том, что стоимость извлечения нефти из сланцевых пород этих месторождений значительно выше, чем в Северной Америке. Бурение стандартной сланцевой нефтяной скважины в Северной Америке обойдется в 5,6 млн долларов, в то время как средняя цена по миру будет 8 млн долларов, колеблясь от 6,5 млн долларов в Австралии до 13 млн долларов на некоторых участках Аравийского полуострова. Многое зависит от глубины залегания пластов – в Северной Америке она, как правило, меньше, чем в других формациях по миру. Например, в Аргентине пласты залегают на глубине от 10 тыс. футов, в то время пласты в США лежат на глубине 1200–1500 футов.
Таким образом, сланцевый бум требует больших инвестиций. Аргентинская государственная нефтяная компания YPF прикинула, что разработка небольшого участка формации Vaca Muerta требует бурения полутора тысяч скважин, что обойдется примерно в 15 млрд долларов. И это даст производство на уровне 75 тыс. баррелей в день. Для того, чтобы добыча сланцевой нефти в мире стала коммерчески оправданной, цена на нее должна еще подняться. В 2020 году, по прогнозам исследователей, данные месторождения могли бы давать 5 млн баррелей в день – больше, чем Канада или Ирак дают сейчас.
«Окажет ли это воздействие на рынок? Конечно. Когда на рынок приходят дополнительные 5 млн баррелей, это всегда заметно», – отмечает Стив Трэммел из IHS. Правда, как отмечают в компании, геологические исследования за пределами Северной Америки недостаточно всесторонни, что делает предположения «во многом спекулятивными», пишет Financial Times. Вычисление потенциала запасов было проведено путем сравнения формаций в мире с похожими регионами в США.
- Для месторождений с труднодобываемой нефтью снизят НДПИ
- США поставили РФ на первое место по запасам сланцевой нефти
- Россия готовится к "сланцевой революции"
- Миллер: Газпрому интереснее сланцевая нефть, а не газ
Другие исследования тоже предполагают наличие больших сланцевых ресурсов за пределами Северной Америки. В исследование информационного управления министерства энергетики США попали 42 страны, запасы которых в совокупности составили 345 млрд баррелей сланцевой нефти, что равняется 10% всех извлекаемых запасов нефти в мире. На первом месте по запасам сланцевой нефти находится Россия с 75 млрд баррелей. Она лидирует с большим отрывом.
Но представители нефтяных компаний постоянно высказывают опасения по поводу извлечения этих ресурсов. Проблемы связаны с правом собственности, экологической оппозицией, нехваткой нужного объема воды, и помимо всего этого – недостатком квалифицированного персонала и необходимого оборудования.
Генеральный директор Royal Dutch Shell Питер Возер в прошлом месяце прямо сказал, что разговоры о мировой сланцевой революции «немного преувеличены». И все же в IHS уверены, что такие страны, как Россия, Алжир и Аргентина, которые имеют опыт в добыче энергоресурсов, могут добиться политической поддержки производства сланцевой нефти и изыскать необходимое количество рабочих и оборудования.
«Если они смогут «взломать код» – а я думаю, они смогут – то окажутся просто вне конкуренции», – сказал Ричард Андерсон, финансовый директор компании Eurasia Drilling, которая является активным производителем буровых работ в России, говоря о Баженовской свите. «Я предполагаю, что это будет как Eagle Ford или Bakken: кое-где мы, несомненно, найдем хорошие участки, ну а другие просто будут непригодны», – добавил он.
Аргентина, к слову, уже пытается добывать сланцевую нефть. В одиночку страна не может потянуть расходы на разработку месторождений, поэтому приглашаются иностранные компании. В частности, YPF уже сотрудничает с Chevron. Пилотный проект предусматривает бурение свыше 100 скважин, расходы со стороны американской корпорации – 1,5 млрд долларов, передает ИТАР-ТАСС. Правительство Аргентины объявило о предоставлении льгот международным компаниям, которые инвестируют в добычу углеводородов более 1 млрд долларов.
В России наиболее богатой на сланцевую нефть считается так называемая Баженовская свита, расположенная в Западной Сибири. По оценкам специалистов министерства энергетики США, общие объемы расположенных там запасов этого вида топлива – 1,243 трлн баррелей. Однако только 74,6 млрд баррелей из них рассматриваются как технически извлекаемые. По данным Bank of America Merrill Lynch, на месторождениях Баженовской свиты можно добывать полмиллиона баррелей нефти в день, что составляет около 5% текущего производства нефти в России.
Российские нефтяники высоко оценивают потенциал сланцевой нефти. Осенью прошлого года с подобным заявлением выступил глава Газпрома Алексей Миллер. Причем он подчеркнул, что ему интересна именно сланцевая нефть, но не газ. «В отличие от сланцевого газа, добыча которого в России совсем не актуальна, направление сланцевой нефти представляет для Газпрома заметный интерес, и мы намерены этим вопросом активно заниматься», – сказал Алексей Миллер. В свою очередь вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун полагает, что постепенное истощение старых нефтяных полей может быть компенсировано нефтью с расположенных в Западной Сибири месторождений той самой Баженовской свиты. «Газпром нефть» рассчитывает, что уже к 2020 году объемы добываемой компанией трудноизвлекаемой нефти могут составить 10–15% от общей добычи (в 100 млн тонн нефти).
«В настоящее время российские нефтяные компании только начали развивать технологии по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти. Так, «Газпром нефть» совместно с Shell будет разрабатывать Верхне-Салымское месторождение. Роснефть вместе с американской компанией ExxonMobil уже в текущем году планирует начать исследования участков Баженовской и Ачимовской свит, принадлежащих Роснефти», – сказала газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Юлия Войтович. Также совместно с Роснефтью сланцевой нефтью в России будет заниматься Statoil. При этом нефтяники указывают на необходимость налоговых послаблений. В июне в Госдуму был внесен законопроект о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для трудноизвлекаемых запасов нефти, который предусматривает льготы для тех, кто занимается сланцевой нефтью.