Глеб Простаков Глеб Простаков Москва ставит Узбекистан во главу угла

Конкуренция России и Китая в Центральной Азии носит ограниченный и неконфликтный характер. Во-первых, у каждого своя специализация. Большие инфраструктурные проекты – за Россией, масштабные инвестиции и кредиты – за Китаем. Во-вторых, рост влияния осуществляется преимущественно за счет США и ЕС.

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Не надо изобретать новую идентичность – она у русских уже есть

В России немало спорили и спорят о том, Европа ли мы. С одной стороны, нас постоянно «выписывали из европейцев» политики и публицисты других народов, с другой – и у нас есть тенденция самим объявить себя чуждыми Европе. Тенденция, которая усиливается на фоне нынешнего противостояния.

19 комментариев
Василий Стоякин Василий Стоякин Зря Зеленский прогуливал уроки истории

Запад пытается нарисовать сказочную версию истории Второй мировой войны, где США, Великобритания и Франция помогали освободить от нацистско-российской оккупации Украину. Но почему-то не освободили.

5 комментариев
7 августа 2013, 19:15 • Экономика

Крыша выше, цены ниже

Якунин: Проезд в двухэтажном поезде будет на 30% дешевле

Крыша выше, цены ниже
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Муравьев

В ноябре 2013 года по России впервые пойдут поезда с двухэтажными вагонами. В РЖД обещают, что они не только не проиграют в комфортабельности и скорости обычным поездам, но даже выиграют. А самое главное, за счет большей вместимости будет снижена стоимость проезда. Это может оказаться существенным в условиях снижения интереса россиян к передвижению поездами.

Двухэтажный поезд

Глава РЖД Владимир Якунин встретился с президентом России Владимиром Путиным в Ново-Огарево и рассказал о новых двухэтажных поездах, которые будут запущены уже в ноябре 2013 года.

#{image=436046}«Если говорить по инновациям в более широком смысле этого слова, то я могу вам доложить, что мы, как и обещали, в этом году запускаем первый поезд, состоящий из двухэтажных вагонов», – сказал Якунин. По его словам, в нем «комфортность и скорость сохраняются и даже увеличиваются».

Поезд будет курсировать между Москвой и Адлером. В нем 64 спальных места в четырехместных купе, вместимость вагона СВ – 30 спальных мест, штабного – 50 мест (в том числе два специально оборудованных места для проезда инвалида и сопровождающего лица). В вагоне-ресторане могут одновременно разместиться 44 посетителя в обеденном зале и шесть человек в баре. Вагоны выпущены Тверским вагоностроительным заводом (входит в Трансмашхолдинг). В составе поезда будут 12 вагонов купе, один СВ, вагон-ресторан и штабной вагон.

Как говорил в интервью газете ВЗГЛЯД начальник отдела пассажирских вагонов Трансмашхолдинга Владислав Миронов, двухэтажный поезд обеспечивает увеличение пассажировместимости на 220% по сравнению с одноэтажными поездами повышенной комфортности. Самое главное, что, как сообщил Якунин, стоимость проезда на таком поезде будет на 30% ниже, чем на обычном. Сейчас на сайте РЖД стоимость купейного места на поезд Москва – Адлер равняется 5200 рублей. Таким образом, то же место в новом двухэтажном поезде будет стоить 3640 рублей.

«Нам необходимо придумывать какие-то новые формы обслуживания пассажиров, потому что с учетом проводимой в государстве политики по повышению мобильности населения, при поддержке, которая оказывается авиационному транспорту, конечно, железнодорожникам приходится искать новые формы. Это высокоскоростное сообщение, скоростное сообщение, вот такие двухэтажные вагоны», – цитирует Якунина «Интерфакс».

Государство не жалует РЖД

Жалобы Якунина, в общем-то, имеют под собой основание: в последнее время государство действительно уделяет большое внимание развитию мобильности граждан и в основном делает это за счет поддержки авиационного сообщения. В частности, предпринимаются усилия по снижению цен на авиаперевозки.

На прошлой неделе вице-спикер нижней палаты парламента Сергей Неверов заявил, что Госдумой до конца 2013 года будут приняты поправки в Воздушный кодекс, по которым будет введен авиационный невозвратный билет. По данным заместителя министра транспорта Валерия Окулова, отмена запрета на невозвратные билеты позволит уменьшить цены на авиабилеты в эконом-классе на 10%. Невозвратный билет раньше предлагалось ввести и на железной дороге, но решение этого вопроса откладывается.

Активно обсуждаются и другие способы снизить цены на пассажирские авиаперевозки: разрешение брать на работу иностранных пилотов, отмена обязательного положения о бесплатном провозе багажа и предоставления питания на борту и т. п.

Кроме того, власти всерьез занимаются пилотным проектом в Приволжском федеральном округе, где федеральный и региональный бюджеты взяли на себя субсидирование половины стоимости перелета в пределах округа. Недавно правительство продлило срок действия программы и выделило дополнительные деньги. Эта практика должна распространиться на максимальное количество регионов. Также субсидируются авиаперевозки на Дальнем Востоке, в Северо-Западном, Сибирском, Уральском федеральных округах.

На этом фоне РЖД выглядят бледно. С 2013 года тарифы в регулируемом государством секторе повысились на 20%. Якунин еще в конце прошлого года сетовал на то, что это может привести к оттоку пассажиров. В РЖД говорят о необходимости выделения для компенсации убытков в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) около 36 млрд рублей субсидий в год. Однако уже с 2010-го по 2012 год размер госсубсидий был сокращен с 36 до 30 млрд рублей, а на 2013 год из федерального бюджета решено выделить всего 13,2 млрд рублей.

Минфин даже предложил в 2013 году субсидировать перевозки в плацкарте и общих вагонах только для молодежи и пенсионеров, сообщает РИА «Новости». В монополии заявили, что такой подход может привести к росту тарифа в плацкарте для всех остальных граждан на 50–60%.

Железные дороги против самолетов

РЖД попытались добиться выделения дополнительных средств в размере 10 млрд рублей, пожаловавшись, что из-за их сокращения финансовый план на 2013 год впервые был утвержден с убытком в 6,5 млрд рублей, пришлось сократить инвестпрограмму. Из-за уменьшения инвестпрограммы РЖД смогли бы закупить у Тверского вагоностроительного завода всего лишь 300 пассажирских вагонов, что составляет 50% от полной загрузки предприятия. Профсоюз завода переживал, что это закончится массовым увольнением. В марте правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича посчитала допсубсидии в 10 млрд рублей обоснованными. Их выделение уже одобрено Госдумой в третьем чтении.

Для экономии «дочке» РЖД – «Федеральной пассажирской компании» – пришлось объявить о сокращении в этом году 235 нерентабельных поездов дальнего следования. ФПК сэкономит на этом 3 млрд рублей. По данным ФПК, при существующих тарифах вывести поезд на рентабельный уровень можно при условии, что он будет состоять из не менее 14 вагонов, а уровень вместимости будет не менее 70%. Но так как господдержка плацкартных перевозок сократилась, компания решила избавиться от поездов, которые не удовлетворяют этим требованиям.

И то, чего боялся Якунин, произошло. По данным РЖД, за январь – июль 2013 года отправлено 64,2 млн пассажиров поездами дальнего следования, что оказалось на 3,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Газета «Ведомости» писала, что в мае – июне произошло резкое падение продаж билетов на поезда дальнего следования: на 15% – по Москве, на 22% – по России. Одновременно с этим за май – июнь, по данным Росавиации, авиаперевозки выросли на 7,7% – против 3,5% в прошлом году. Всего за первое полугодие перевозки пассажиров российскими авиакомпаниями увеличились на 17%. В свете всего этого двухэтажные вагоны выглядят еще одной попыткой РЖД выиграть гонку тарифов, не теряя в рентабельности. «Двухэтажные вагоны будут более высокорентабельными для РЖД. Появление этих вагонов сделает удельные затраты на перевозку пассажира ниже за счет увеличения пассажиро-мест. Это позволит снизить и цену на билет», – комментирует аналитик Инвесткафе Андрей Шенк.

..............