Виталий Трофимов-Трофимов Виталий Трофимов-Трофимов На Украине понадобится специальная гуманитарная операция

По прошествии двух лет специальной военной операции начинает вырисовываться контур того, что будет представлять собой проигравшая Украина, и что предстоит сделать России, чтобы в дальнейшем необходимость проведения таких операций свести к нулю.

3 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Почему с «деколонизацией» России ничего не получится

«Деимпериализация, деколонизация и рефедерализация» России, случись она в реальности, была бы невыгодна никому. В первую очередь она будет катастрофой для самих россиян, и спрашивать: «А почему это они не хотят этого себе устроить?» – несколько наивно.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Если разбудить Герцена, проснется Улицкая

Герцен – это не просто несколько абзацев в учебниках и энциклопедиях, это очень поучительный персонаж, можно даже сказать, шаблон на два века вперед. Первый русский иноагент и релокант.

23 комментария
6 марта 2012, 22:15 • Экономика

«Данные были устаревшими»

Андрей Чугунов: Над электронным правительством надо работать

«Данные были устаревшими»
@ из личного архива

Tекст: Ольга Самофалова

Россия заняла самое высокое место за все время существования рейтинга ООН по уровню развития электронного правительства. «За два года в сфере электронных услуг в России произошел существенный прорыв, однако построение системы электронного правительства идет пока неудовлетворительными темпами», – констатирует директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей Чугунов.

Россия в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства поднялась по итогам 2011 года до 27-го места, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.

Дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше

По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России соседи по БРИК, при этом все они потеряли позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59-е место, Китай – 78-е место, а Индия – 125-е.

Между тем лидером нового рейтинга второй раз подряд становится Южная Корея. За ней следуют Нидерланды, Великобритания и Дания, а замыкают пятерку лидеров США.

Документ под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности госорганов в 193 странах для использования ИКТ в предоставлении госуслуг.

Как следует из документа, в рейтинге страны ранжируются на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал.

Показатель по каждой из этих трех составляющих, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров. Так, высчитывая показатель по онлайн-сервисам, исследователи оценивали главный государственный портал страны, главный портал госуслуг, а также сайты различных министерств. Во внимание принимался как контент, так и доступность различных сервисов.

Уровень развития ИКТ-инфраструктуры оценивался с учетом таких показателей, как число интернет-пользователей на 100 жителей, число постоянных абонентов проводного Интернета, число единиц оборудования ШПД на 100 человек, а также число пользователей фиксированной телефонной связи и мобильной связи на 100 жителей. При оценке человеческого капитала в расчет принимались такие показатели, как уровень грамотности населения и совокупный процент учащихся на различных ступенях получения образования.

С чем связан такой скачок в рейтинге и действительно ли Россия добилась высоких результатов в построении электронного правительства, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей Чугунов.

ВЗГЛЯД: Почему Россия так сильно подскочила в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства? Действительно ли это говорит о том, что мы добились высоких результатов в построении электронного правительства?

Андрей Чугунов: Следует отметить, что рейтинг выходит не каждый год. Предыдущий рейтинг ООН вышел в 2010 году на основе данных за 2009 год, сейчас – на основе данных за 2011 год. Таким образом, идет сравнение ситуации 2009 года, где Россия была на 59-м месте, с 2011 годом, где Россия поднялась сразу на 27-е место. Два года назад все было на нуле, фактически никаких электронных госуслуг в 2009 году в России не было.

Кроме того, ООН с 2010 года изменила методику подсчета рейтинга. Теперь к простому подсчету степени открытости правительственных сайтов добавилось много позиций, связанных с электронными услугами. В России как раз начали создаваться такие услуги.

Столь резкий скачок вверх может быть обусловлен также тем, что наиболее пристальное внимание в рейтинге уделено оценке интегрированных в единый портал сервисов, организации системы межведомственного взаимодействия, бэкофиса, что позволяет гражданам получать электронные услуги и находить необходимую информацию. В этой сфере за последние два года в Российской Федерации было осуществлено многое, особенно на порталах федерального уровня, которые и являются предметом оценки в рейтинге ООН.

Если посмотреть на отдельные параметры, по которым эксперты ООН формировали рейтинг, то увидим, что за два года по России в два раза вырос индекс по масштабу и качеству электронных услуг, а также почти в два раза – индекс развитости ИКТ-инфраструктуры. С другой стороны, отмечается снижение третьего компонента – индекса человеческого капитала – это общий уровень образования в стране, который подсчитывается другой ооновской структурой.

Коммуникационная инфраструктура, конечно, в России развивалась, но все-таки не в два раза. К примеру, ООН учитывает плотность мобильной связи. Разве за два года у нас этот показатель вырос в два раза? Нет. К тому времени у нас уже было практически 100% распространение мобильной связи. Доступ к широкополосному Интернету за последние годы сильно увеличился, но, опять же, не в два раза. Базовая инфраструктура к тому времени была фактически создана.

Без налаживания безбумажного межведомственного взаимодействия невозможно обеспечить эффективное оказание государственных и муниципальных услуг

Поэтому такой резкий рост индексов можно объяснить также тем, что данные за 2009 год, которые ООН использовала для составления рейтинга 2010 года, были устаревшими. В тот момент никто не заботился о том, чтобы ооновские структуры получали свежие данные, а наша официальная статистика сильно запаздывала. То, что показатель по ИКТ-инфраструктуре в свежем рейтинге поднялся в два раза, говорит как раз о том, что данные стали более актуальными.

ВЗГЛЯД: Насколько эффективно сейчас идет построение электронного правительства в России?

А.Ч.: За два года в сфере электронных услуг в России произошел существенный прорыв, однако построение системы электронного правительства идет пока неудовлетворительными темпами.

ВЗГЛЯД: Какие недочеты, проблемы можно выделить на пути создания более эффективного электронного правительства?

А.Ч.: Основная проблема в том, что несколько лет в России занимались только федеральными сервисами, без которых развитие региональных невозможно. Во многие региональные услуги входят компоненты, за которые отвечают федералы. Когда стало понятно, что без развития электронных услуг в регионах и муниципалитетах тоже ничего не получится, начали ставить нереальные сроки для запуска региональных сервисов.

Теперь предстоит наладить систему электронного межведомственного взаимодействия. Этим начали заниматься только в прошлом году. В октябре удалось запустить этот процесс на уровне федеральных структур, и была поставлена задача, чтобы к 1 июля все регионы и муниципалитеты начали оказывать услуги населению, не требуя никаких справок.

Без налаживания безбумажного межведомственного взаимодействия невозможно обеспечить эффективное оказание государственных и муниципальных услуг. В идеале получается, что орган власти сам должен запрашивать у другого органа власти необходимую информацию о гражданине. Человеку, например, не надо будет бежать в ЖЭК, чтобы сделать справку, так как электронные базы данных сами подтверждают запрошенную органом информацию, например, что гражданин проживает по определенному адресу.

ВЗГЛЯД: Успеют ли регионы к 1 июля подготовиться?

A.Ч.: Какие-то успеют. Но не все. Денег на электронное правительство им не дают, но они кроят свои бюджеты и стараются выполнить поставленную задачу.

ВЗГЛЯД: Над чем еще предстоит поработать?

А.Ч.: В этой сфере надо еще работать и работать. Еще одна серьезная проблема – это электронная идентификация личности. Сначала планировали в массовом порядке ввести универсальную электронную карту с 1 января 2012 года. Однако процесс отложили на год, и это правильно. Сроки были нереалистичные. Такие электронные удостоверения личности должны выпускаться, когда создана достаточно развитая инфраструктура электронного правительства.

К примеру, гражданин с помощью этого документа идентифицируется на правительственном сайте для получения какой-либо госуслуги. Информация о нем находится в защищенном пространстве, которую считывают другие государственные информационные системы.  Через личный кабинет человек сможет таким образом осуществлять законные транзакции, например, даже с недвижимостью.

..............