Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
5 марта 2012, 22:15 • Экономика

Fitch предупреждает

Fitch понизит рейтинг России, если бюджет не будет ужесточен

Fitch предупреждает
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Бюджетные расходы России слишком велики, а дальше могут стать еще больше. Все это может привести к снижению долгосрочного кредитного рейтинга России, предупреждает рейтинговое агентство Fitch. Однако пока у России есть «страховка» в виде высоких цен на нефть, которые в этом году могут оказаться даже выше прогноза.

Международное рейтинговое агентство Fitch заявило о возможном пересмотре долгосрочного рейтинга России в сторону понижения, в случае если руководство страны не примет необходимых мер, направленных на ужесточение бюджетной политики.

Сильное и устойчивое падение цен на нефть может оказать пагубное влияние на экономику России и ее госфинансы

«В ходе своей предвыборной программы Владимир Путин взял на себя большие обязательства по увеличению социальных выплат. Так, уже увеличены зарплаты бюджетников, пенсии и субсидии, в ближайшее время должны возрасти расходы на оборонные нужды, а также последовать дальнейшее повышение среднего уровня доходов населения. Все это может стоить российскому бюджету до 160 млрд долларов за шестилетний срок его президентства, что равняется 8% от прогнозируемого ВВП», – говорится в сообщении на официальном сайте агентства.

Быстрый рост расходов уже привел к дефициту ненефтегазового бюджета страны в 10% ВВП, что, в свою очередь, повысило цену на нефть, необходимую для финансовой безубыточности, до уровня в 117 долларов за баррель, указывает агентство. При этом снижение ненефтегазового дефицита бюджета вплоть до докризисного уровня являлось одним из условий повышения рейтинга России с нынешнего уровня «ВВВ». Отсутствие же прогресса в этом направлении может послужить фактором для понижения рейтинга в ближайшей перспективе.

«В настоящее время высокие цены на нефть являются «страховкой» для госфинансов РФ. Но без ужесточения бюджетной политики для снижения ненефтегазового дефицита бюджета сильное и устойчивое падение цен на нефть может оказать пагубное влияние на экономику России и ее госфинансы и, скорее всего, приведет к понижению рейтинга», – отмечает агентство.

По мнению аналитиков Fitch, Путин совместно с российским правительством осознает необходимость проведения экономических реформ, в частности привлечения инвестиций за пределами нефтяного сектора, которое должно будет замедлить наблюдающийся отток капитала из страны. Однако пока непонятно, в каком объеме и насколько быстро эти планы и обещания будут реализованы. Fitch по итогам президентских выборов в России обещает следить за тем, как быстро новое правительство будет действовать в направлении реформирования экономики и ускорения бюджетной консолидации.

Сейчас рейтинг РФ находится на уровне «BBB» со стабильным прогнозом. В январе прогноз по рейтингу был ухудшен с позитивного до стабильного. Тогда в агентстве объяснили свои действия политической неопределенностью. В частности, аналитики отмечали неясность по поводу того, как власти будут реагировать на волну протестов, связанных с выборами в Госдуму. Также Fitch обращало внимание на ухудшение мировой рыночной конъюнктуры.

Напомним, что бывший министр финансов Алексей Кудрин выступал против увеличения оборонных расходов на 4% ВВП за четыре года и за необходимость повышать пенсионный возраст в России в условиях уже существующего дефицита средств, выделяемых на пенсии, в районе 2% ВВП.

Параметры российского бюджета рассчитаны, исходя из декабрьского прогноза МЭР по средней цене нефти Urals на 2012 год в 100 долларов за баррель, на 2013 год – 97 долларов за баррель, в 2014 году – 101 доллар за баррель.

Впрочем, при прогнозной цене нефти в 100 долларов за баррель расходы все равно превышают доходы и бюджет является дефицитным на 1,5% ВВП. Это говорит о неконсервативном бюджетном планировании. Социальные расходы в выборный год традиционно повышаются, однако в бюджете серьезно растут расходы и на оборонку, которые не имеют никакого отношения к электорату.

Между тем цена на нефть пока остается на высоком уровне из-за напряженности вокруг Ирана и компенсирует высокие расходы бюджета. Как минимум в этом году бюджет России может чувствовать себя в безопасности, если верить новым прогнозам Минэкономразвития России.

#{smallinfographicleft=564695}Среднегодовая цена нефти марки Urals (основной товар российского экспорта) в 2012 году может оказаться выше базового прогноза – около 110 долларов за баррель, заявил в понедельник замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.

«У нас есть базовый бюджетный прогноз, что среднегодовая цена составит 100 долларов. Это означало, что мы предполагали, что с уровня 110 долларов мы уйдем на конец 2012 года к уровню около 90 долларов. Но при этом у нас был прогноз (так называемый оптимистичный – прим.), по которому среднегодовая цена будет где-то 105–107 долларов. Сейчас мы выше и этого уровня, что повышает вероятность варианта в 107–110 долларов за баррель. Скорее всего, в этом году цена будет выше, чем по базовому сценарию», – цитирует Клепача «Интерфакс». Впрочем, замминистра высказал мнение, что цены на нефть все-таки снизятся к концу года с нынешнего уровня.

Уточненный прогноз социально-экономического развития, в том числе по ценам на нефть, министерство представит в апреле. «Если ужесточение денежной политики в мире начнется вслед за ФРС в конце 2014 года, как это сейчас анонсировано американскими регуляторами, то приблизительно к этому времени следует ожидать снижения цен на нефть», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Причем он ожидает не обвала цен на нефть, а именно снижения.

По его мнению, в ближайшие годы будет наблюдаться стабильный рост цен на энергоресурсы, будет расти доля добычи и переработки сырья в мировом ВВП. «Риски для бюджета РФ и для мировых рынков в перспективе ближайшего десятилетия связаны не с падением нефтяных цен, а с резким ускорением инфляции и увеличением номинальных расходов бюджета, в случае если меры по контролю за динамикой сырьевых цен: административные, монетарные, фискальные – будут недостаточны для снижения рисков, вызванных «мягкой» монетарной политикой ведущих ЦБ», – считает эксперт.

Если предположить, что агентство все-таки понизит на одну ступень рейтинг России, то это приведет к росту долговых ставок по российским гособлигациям и облигациям крупнейших заемщиков на 0,5–1,5% годовых в среднем, что будет эквивалентно аналогичному повышению налогов, указывает Осин.

Однако в условиях глобальной конкуренции за инвестора рейтинговые агентства западных стран могут быть не вполне объективны к действиям российских властей, указывает эксперт. По его словам, резкое падение нефтяных цен, конечно, вызовет резкое сокращение ВВП РФ.

«Но проблема заключается в том, что антикризисные меры – это симбиоз инвестиций и оптимизации бюджетных параметров. Нельзя перерасти долговые и бюджетные проблемы, не наращивая госинвестиции, особенно в российских условиях, когда частные инвесторы требуют, чтобы риски инвестиций, особенно в низкорентабельных обрабатывающих отраслях, сопровождались бы параллельными государственными вложениями в 30–50% от общей суммы инвестиций, если исходить из практики таких инвестиций в последние годы. Позиция агентства должна отражать и отражает данное обстоятельство», – указывает Осин.

Кроме того, добавляет он, в заявлении агентства не указывается точных сроков, когда ненефтегазовый дефицит бюджета РФ должен вернуться на отметку в 4,7% ВВП, а указывается лишь необходимость сохранения тренда сокращения данного показателя.

..............