Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
3 октября 2011, 21:20 • Экономика

Военно-социальный

Бюджет России спасут только высокие цены на нефть

Военно-социальный
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Бюджет России ставит главным приоритетом на следующие три года развитие обороны страны, тогда как расходы на здравоохранение, образование и ЖКХ будут постепенно снижаться. Для нормального функционирования бюджета нужны высокие цены на нефть, и в этом основной риск главного финансового документа страны.

Правительство в конце прошлой недели внесло в Госдуму проект бюджета на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов. В первом чтении депутаты планируют обсудить его 21 октября, во втором – 18 ноября, в заключительном, третьем – 22 ноября.

Бюджет на 2012 год можно назвать военно-социальным, а бюджет на 2013 и 2014 годы – военно-правоохранительным

Если в этом году ожидается сбалансированный бюджет, то в следующие три года Россию ждет дефицитный бюджет. Так, дефицит бюджета вырастет с 0,1% ВВП в 2011 году до 1,5% ВВП в 2012 году и 1,6% ВВП в 2013 году. Правда, в 2014 году ожидается снижение дефицита более чем в два раза – до 0,7% ВВП, при этом в основном за счет сокращения социальных расходов.

Структура бюджета

Расходы бюджета на 2012 год вырастут почти на 15%, или на 1,68 трлн рублей по сравнению с 2011 годом. Так, в 2012 году государство планирует потратить 12,7 трлн рублей против 11,02 трлн рублей в этом году. В 2013 году расходы подрастут еще на 1 трлн рублей, в 2014 году – на 0,9 трлн рублей.

Трехлетний бюджет отличается колоссальным ростом расходов на оборону и снижением затрат на образование, здравоохранение и ЖКХ. Так, расходы на образование растут до 2012 года: в 2011 году их доля составляет 2,7% от общих расходов, в 2012 году – 4,6%. Однако потом траты на образование резко снижаются: с 4,6% в 2012 году до 3,9% в 2013 году и 3,3% в 2014 году, отмечает экономист Игорь Николаев из ФБК.

#{smallinfographicleft=500883}Еще больше снижаются расходы на здравоохранение: с 4,2% в 2012 году до 3,5% и 3,0% в 2013 и 2014 годах соответственно, добавляет Николаев.

Существенно снижаются расходы на ЖКХ – на 42% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, замечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов. В 2013 и 2014 годах наблюдается дальнейшее снижение расходов на ЖКХ. По прогнозу, в 2014 году на ЖКХ заложено всего 73,8 млрд рублей, тогда как в 2011 году было 234 млрд рублей расходов. За три года затраты снизятся на целых 60% в номинальном выражении без учета снижения инфляции, замечает Салихов.

«Снижение затрат на образование власти объясняют тем, что реформа в этой сфере уже проведена, теперь требуется меньше финансирования», – говорит сотрудник лаборатории макроэкономического анализа НИУ ВШЭ Дмитрий Веселов. «А в ЖКХ входят расходы на предоставление жилья льготным категориям граждан, военным, ветеранам ВОВ и т. д. Власти считают, что в целом эти нужды в жилье удовлетворены, поэтому идет сокращение расходов в ЖКХ», – добавляет Салихов.

Если расходы на социальные нужды снижаются, то военные траты, наоборот, растут. В 2011 году на национальную оборону, национальную безопасность, правоохранительные органы и секретные статьи в совокупности приходится 27,4% всех расходов. В 2012 году их доля увеличивается до 30,4%, в 2013 году – до 35,3% и в 2014 году – до 40,1%, посчитал Игорь Николаев.

#{smallinfographicleft=526388}Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2012 году вырастут почти на 50% до 1,8 трлн рублей против 1,2 трлн рублей в 2011 году. На национальную оборону траты увеличатся на 20,5%: с 1,53 трлн рублей в 2011 году до 1,85 трлн рублей в 2012 году. «То есть расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность увеличатся на 600 млрд рублей, расходы на национальную оборону – на 300 млрд рублей. Эти 900 млрд рублей фактически и составляют дефицит, который заложен в бюджете на 2012 год», – отмечает Салихов.

«Исходя из этого, бюджет на 2012 год можно назвать военно-социальным, а бюджет на 2013 и 2014 годы – военно-правоохранительным», – говорит Николаев.

Риски

Бюджет на 2012 год и прогнозные 2013–2014 годы рассчитывается при цене нефти 100,97 и 101 доллар за баррель. Главный риск трехлетнего бюджета состоит в том, что цены на нефть могут оказаться ниже заложенных в бюджете.

Минфин посчитал, что если цена нефти упадет до 61,1 доллара за баррель, то дефицит бюджета вырастет до 4,2–5,2% ВВП в 2012–2014 годах. В номинальном выражении дефицит бюджета в 2012 году может составить 3 трлн рублей против запланированного дефицита в 1,7 трлн рублей (для сравнения: даже в 2009 году дефицит бюджета был меньше – 2,3 трлн).

По оценке Всемирного банка, если цены на нефть упадут до 60 долларов в 2012 году, то дефицит российского бюджета увеличится до 5,3% ВВП (с прогнозируемых 1,5% ВВП при цене нефти в 100 долларов). В этом случае российской экономике неизбежно грозит рецессия, считают эксперты Всемирного банка.

Главный вопрос в том, насколько реальна возможность сползания цен на нефть с нынешних более 100 долларов за баррель до 60. Эксперты газеты ВЗГЛЯД такого сценария не исключают, хотя 100-процентной гарантии никто не дает.

«Вероятность того, что цены на нефть упадут до 60 долларов, высока, так как существуют риски в мировой финансовой системе. Имеется риск кризиса в еврозоне и риск того, что США, несмотря на все предпринимаемые меры, не установят устойчивый рост экономики, основываясь на частных расходах. Еврозона и США составляют почти половину всей мировой экономики, поэтому если их экономики будут стагнировать, это будет напрямую влиять на нефтяной рынок, и цены на нефть могут серьезно упасть», – считает Дмитрий Веселов из НИУ ВШЭ.

«Сейчас дефицит ненефтегазового бюджета составляет 12% ВВП.  Но ненефтегазовый дефицит должен быть в среднесрочной перспективе максимум 7–8% ВВП, но никак не 12%. Эта разница в 5% уже сейчас отражает то, что мы чрезмерно зависим от высоких цен на нефть», – указывает Дмитрий Веселов.

По его словам, у России есть две «копилки»: Стабилизационный фонд и Фонд будущих поколений, в которых хранится порядка 120 млрд долларов. «Эти средства были накоплены в тучные годы, когда были высокие темпы кризиса и когда дефицит ненефтегазовых доходов не превышал 7–8% ВВП», – указывает Веселов.

Риск не только в завышенных прогнозных ценах на нефть, но и в том, что бюджет сверстан исходя из роста экономики России на 3,7%, добавляет Игорь Николаев из ФБК. Он придерживается пессимистичного сценария: цены на нефть упадут, экономика расти не будет. Он вспоминает, что в ноябре 2008 года был принят бюджет на 2009 год, основанный на цене нефти выше 100 долларов за баррель и на росте экономики в 6%. Однако в 2009 году цены на нефть снизились до 60 долларов за баррель, а экономика упала на 7,8%, замечает Николаев. По его мнению, нынешний трехлетний бюджет также недооценивает риски обвала мировых рынков.

#{smallinfographicleft=456811}Правда, Марсель Салихов из Института энергетики и финансов считает, что краткосрочное падение цен на нефть в течение года не окажет большого влияния на бюджет. «Если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель в 2012 году, то дефицит бюджета вырастет до 4–5% против прогнозируемых 1,5% ВВП. Это неприятно, но не критично. Это можно пережить. К примеру, в прошлом году дефицит бюджета был порядка 4% ВВП»,  – считает Салихов.

«Дефицит бюджета сделает страну более уязвимой ко всем потрясениям мировой экономики»,  – парирует Дмитрий Веселов. «Если экономика не будет расти, цены на нефть упадут, то принятый бюджет придется пересматривать. Дефицит бюджета будет увеличиваться, для выполнения высоких социальных обязательств, возможно, придется залезть в Фонд социального благосостояния и увеличивать заимствования», – соглашается Игорь Николаев.

«Для нас дефицит бюджета в 5–6% ВВП – уже неприятно. Поэтому не стоит дожидаться, когда он вырастет до 10–12% ВВП. У нас Резервный фонд сильно поредел, нет такой заначки, которая была в прошлый раз, социальные обязательства огромные. Плюс затраты на «понты»: Олимпиаду, чемпионат мира по футболу, саммит – это неснижаемые расходы, которые придется выполнять»,  – говорит Николаев.

Копилка России

Если произойдет падение цен на нефть, то правительство будет стремиться покрыть его за счет резервных фондов и займов, указывают эксперты. Другой вариант – придется повышать налоги. Пока правительство придерживается того, что будет наращивать Резервный фонд и увеличивать объем госдолга. Предполагается, что в 2012 году госдолг вырастет в три раза до 17% ВВП, а Резервный фонд планируется пополнить к 2014 году до 4 трлн рублей.

Резервы страны сейчас гораздо ниже, чем были перед кризисом 2008 года: на 1 сентября они оцениваются в 773 млрд рублей, тогда как в марте 2009 года было 4,9 трлн рублей, замечает Игорь Николаев. «Хватит ли этих денег? Если на мировых рынках произойдет что-то плохое, то уже в 2012 году объемы Резервного фонда могут быть потрачены», – считает он.

Николаев не исключает, что госдолг может вырасти и больше 17% ВВП в 2012 году, потому что в кризис рассчитывать на дополнительные источники доходов, например от приватизации, не приходится.

В условиях невысокого темпа роста экономики и дефицита Пенсионного фонда России придется более активно выходить на внутренний и внешний рынки заимствований, соглашается Дмитрий Веселов из НИУ ВШЭ. При этом, по его словам, уровень российского госдолга в 17% ВВП не является критичным: госдолг в 40–60% ВВП считается вполне нормальным в развитых странах мира.

«Все страны берут в долг. Правда, у России не было успешного опыта общения с кредиторами как внутри страны, так и за рубежом, – указывает Веселов. – В 90-е годы фактически была построена пирамида госдолга, когда займы финансировали за счет новых краткосрочных займов. Эта пирамида рухнула в 1998 году. В 2000-х годах Россия занималась тем, что возвращала долги и откладывала средства в копилку на черный день».

Однако эксперт указывает, что увеличение заимствований сейчас может иметь положительный эффект. По его словам, надо увеличивать госдолг не в момент, когда цены на нефть обрушатся и процентная ставка по кредиту станет высокой, а до этого. «Тогда займ по низким ставкам может оказаться даже полезным, так как создаст страховку на будущее. У России появятся средства для финансирования экономического развития», – считает Веселов.

Эксперт не исключает, что Россия готовится увеличить госдолг в три раза для того, чтобы отсрочить неизбежный из-за увеличения расходов рост налогов, в частности пенсионную реформу. «Однако я думаю, что не стоит откладывать подобные решения. Надеюсь, что к проблеме пенсионной и налоговой реформ правительство вернется после выборов. Необходимо, чтобы было понимание, как правительство намерено финансировать бюджет»,  – говорит эксперт НИУ ВШЭ.

По его словам, в бюджете есть две статьи, которые нуждаются в дополнительных источниках финансирования: это дефицит пенсионного бюджета и озвученные масштабные расходы на оборону. «Пока неясно, откуда на это будут браться деньги. Эта неопределенность не менее вредна для экономики, чем само повышение налогов», – отмечает Веселов.

Два пути

После выборов, по его мнению, бюджет может быть пересмотрен. «После выборов правительство сделает выбор, по какому сценарию пойдет»,  – говорит Веселов. Первый вариант, по его словам, предусматривает, что Россия продолжит политику 2000-х годов, политику разумной финансовой сбалансированности. В этом случае существенные расходы, которые предполагаются, в частности, на оборону, придется либо компенсировать за счет других статей бюджета, в том числе за счет снижения расходов на образование, либо повышать налоги с целью увеличения доходов.

«Второй путь предполагает, что правительство будет тратить больше, хотя денег будет взять неоткуда. Это значит рост дефицита бюджета и усиление зависимости России от цен на нефть. Если цены на нефть серьезно упадут, придется секвестрировать бюджет и переживать более болезненный для экономики шок»,  – говорит эксперт. Поэтому он надеется, что Россия продолжит политику откладывания денег на черный день.

Комментарии экспертов

Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций
Основной финансовый документ страны вернулся к докризисному трехлетнему горизонту планирования. <a href=http://actualcomment.ru/article/1045.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............