Теперь за русофобию будут активно преследовать и внутри страны, что позволит более эффективно бороться с ксенофобами, шовинистами и экстремистами, которые, прикрываясь сложившейся системой, унижали и оскорбляли русских, тем самым расшатывая страну.
Наши урбанисты и градоначальники, которые как под копирку из западных учебников говорят о «городах-сервисах», уже показали, кого, собственно, такие города-сервисы воспитывают. Это «креативный класс», для которого вместо понятия Родина – есть урбанистический организм, который должен предоставлять услуги.
Для сохранения власти американские и британские политики должны лишь дурачить своих избирателей. Все остальное граждане предпринимают самостоятельно. Это делает обе державы опасными противниками, поскольку народ там привык подчиняться своим правителям даже в самых безумных предприятиях.
Роман Гусаров: Superjet 100 продаются ниже себестоимости
@ flightglobal.com
Tекст: Екатерина Поспелова
«Superjet 100 продаются по цене ниже себестоимости», – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. Именно этим, по словам эксперта, и вызваны громкие контракты, подписанные отечественными авиапроизводителями в Фарнборо. На самом деле, успех этих контрактов весьма сомнителен.
Международный авиасалон «Фарнборо-2010» в Великобритании внешне складывается для России более чем успешно. За три первых дня работы салона отечественные производители гражданской авиации заключили контракты на общую сумму 6 млрд долларов.
Контракты не будут содержать жестких обязательств и выполняться просто не будут. Сегодня необходимо отрапортовать об успехах проекта, что, собственно, и делается
Так, «Иркут» подписал контакт на сумму в 3 млрд долларов на поставку малазийской Crecom Burj Resources 50 самолетов МС-21. Остальные 3 млрд долларов заработала компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Среди ее заказчиков – «Газпромавиа», бермудская авиакомпания Pearl Aircraft, тайская Orient Thai Airlines и индийская Kartika Airlines.
Таким образом, по словам президента ГСС Владимира Присяжнюка, компания в настоящее время имеет 131 «твердый» контракт на самолеты Superjet 100, причем топ-менеджер особо подчеркнул, что это количество не включает в себя контракты, заключенные ранее с обанкротившимися российскими авиакомпаниями «Эйр Юнион» и «ДальАвиа».
Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров рассказал газете ВЗГЛЯД, можно ли на фоне успеха России на «Фарнборо-2010» говорить о возрождении отечественной гражданской авиации.
«Окупаемость проекта под большим вопросом»
– За первые три дня «Фарнборо» российскими компаниями «Гражданские самолеты Сухого» и «Иркут» были подписаны контракты и соглашения на поставку авиации на сумму порядка 6 млрд долларов. Согласитесь, это успех, ведь еще недавно говорили, что государственные инвестиции в гражданскую авиацию – это пустая трата времени?
– Изначально затраты на тот же проект Sukhoi Superjet 100 должны были составить 750 млн долларов. При этом по бизнес-плану в течение 15 лет, то есть за весь цикл производства этой модели, планировалось получить 2,7 млрд долларов чистой прибыли, выпустив 750 самолётов.
#{image=418599} На сегодняшний день на программу разработки Superjet 100 потрачено, по самым скромным подсчётам, порядка 3,5 млрд долларов. И этого оказалось мало. Вот сейчас «Сухой» просит у правительства России ещё порядка 20 млрд рублей. Соответственно, окупаемость этого проекта под большим вопросом.
– На фоне успеха ГСС на «Фарнборо» в это верится с трудом... – Даже выпустив 800 самолётов до 2025 года, а о таких планах заявляет Михаил Погосян, мы, дай бог, сможем выйти в ноль. О чистой прибыли можно будет вообще забыть.
– Но тогда почему на тот же Superjet 100 такой спрос? – Предполагаю, что сейчас самолеты Superjet 100 продаются по цене ниже себестоимости. Во всяком случае, точно известно, что «Аэрофлот» получит их с большим дисконтом. То есть сейчас мы пока вообще работаем себе в убыток. Кто будет компенсировать разницу в цене? Полагаю, опять государство.
«Мы финансируем западный авиапром»
Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что Superjet 100 продается только на бумаге (фото: avia.ru)
– То есть в успех России на «Фарнборо-2010» вы не верите? – Вообще, если посмотреть на сообщения о заключенных контрактах на «Фарнборо», то из них только один обозначен как твёрдый контракт – с индийской компанией Kartika Airlines, а значит, все остальные – предварительные соглашения.
Я провел маленькое исследование, и оказалось, что Kartika Airlines – это вообще малоизвестная компания, у которой имеется всего пять самолетов. Причём реально летающих и того меньше. И она заключает контракт на поставку Superjet 100, да на круглую сумму – это более чем подозрительно. Такого не бывает, чтобы авиакомпания увеличила парк самолетов сразу в десять раз. Откуда такие ресурсы?
– Есть и еще подозрения? – Вообще, «Сухой» уже не раз отмечался контрактами-пустышками. Например, контракт с «Красноярскими авиалиниями» – их уже нет, они банкроты. Контракт с «Финансовой лизинговой компанией», которая тоже банкрот и по которой заведены уголовные дела. На предыдущем авиасалоне был заключён контракт с венгерской «Малев», которая уже тогда находилась в предбанкротном состоянии. То есть все эти контракты только на бумаге.
#{image=417491}– А как же обстоят дела с поставками самолетов «Аэрофлоту»? – «Аэрофлот» заключил контракт на поставку Superjet 100 одним из первых. И, как я уже сказал, он будет получать самолеты с большой скидкой. Кроме того, в контракте были прописаны очень жесткие условия по срокам поставки самолетов и техническим характеристикам лайнера.
Уже не раз «Аэрофлот» взамен на отказ от штрафных санкций к «Сухому» получал от государства отмену таможенных платежей на ввоз иностранной техники. Так получается, что мы финансируем западный авиапром, поскольку «Сухой» не может поставить отечественные самолеты «Аэрофлоту»?
Более того, на данный момент характеристики Superjet 100 не соответствуют тем параметрам, которые прописаны в контракте с «Аэрофлотом». Это касается дальности полетов, экономики и многого другого. А значит, опять штрафные санкции к «Сухому», опять закулисные договорённости.
– Цена того же Superjet 100составляет порядка 31,7 млн долларов. Эта цифра обоснована? – Эта каталожная цена. На самом деле, контракты заключаются по другим ценам. Есть же скидки, договоренности. Торг здесь всегда уместен. Но конечная цена – всегда коммерческая тайна, которую никто раскрывать не станет.
– Все же сейчас ГСС заключил контракты с иностранными компаниями. Как вы думаете, будут ли нарушаться условия поставок? – Боюсь сглазить, но в лучшем случае компании смогут получить только неустойку. Однако, скорее всего, контракты не будут содержать жестких обязательств и выполняться просто не будут. Сегодня необходимо отрапортовать об успехах проекта, что, собственно, и делается.
– А вообще, компании из каких регионов мира могут заинтересоваться поставками Superjet 100? – Ни одна серьезная иностранная компания не будет подписывать с «Сухим» контракты до тех пор, пока разработчик не выполнит свои обязательства перед российскими заказчиками. Будет самолёт летать, подтвердит обещанные характеристики, вот тогда заказчики выстроятся в очередь. А пока ...
#{image=418082}– Долгое время ходили слухи, что у Superjet 100 есть определенные проблемы с сертификацией двигателя, поэтому самолет никак не запустят в серию. Вы не знаете, сейчас удалось эту проблему решить? – Двигатель сертифицирован, но есть проблемы с качеством производства и запуском в серию. Кроме того, «Сухой» сегодня не может подтвердить первоначальные объемы производства самолёта Superjet 100. По бизнес-плану он должен был выпускать ежегодно по 70 самолетов. Но на сегодняшний день нет ни объёмов заказов, способных подтвердить такую серию, ни соответствующих производственных мощностей.
Вероятно, именно по этой причине, выполняя свои обязательства перед французскими партнёрами по проекту двигателя SaM 146, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) лихорадочно пытается его пристроить на другие самолёты – Ан-148, Бе-200. Этот факт – самое красноречивое доказательство того, что в ближайшие годы мы не увидим «стаи» Superjet 100 в небе.
«Одними обещаниями нам никого не завлечь»
– А на международном рынке есть прямые конкуренты Superjet 100? – Конечно! Вот сейчас на «Фарнборо» британская авиакомпания Flybe заключила контракт с бразильской компанией «Эмбраер» на поставку 140 самолетов Е175 на общую сумму 5 млрд долларов. Соответственно, вот вам и ответ на вопрос о том, кому сейчас отдают предпочтение в Европе. Только одними обещаниями нам никого не завлечь. Пока не будет самолёта, никаких реальных контрактов не будет.
– Хорошо, тогда какие другие продукты новой гражданской авиации России в перспективе могут завоевать мировой рынок?
– Ан-148! Это российско-украинский проект, и он находится в одной рыночной нише с Superjet 100. У него неплохие перспективы. Хотя бы потому, что он уже выполняет регулярные рейсы в ГТК «Россия» и пока подтверждает свои характеристики в реальной эксплуатации. Но и по нему необходимо много работать.
Только после того как появится опыт эксплуатации и наберётся статистика, можно будет понять, способен ли он составить конкуренцию на западных рынках. Другие отечественные проекты – пока только проекты и обещания, не более.
– Но позвольте, а как же МС-21? К примеру, в среду малазийская Crecom подписала с «Иркутом» контракт на 50 самолетов на 3 млрд долларов... – Замечательно, что у нас еще подписываются контракты. Но если говорить реально, МС-21 пока существует только на бумаге. Самолета еще нет. И если программа создания МС-21 будет продвигаться так же, как и SSJ 100, то мы с вами встретимся в 2020 году и будем как сегодня рассуждать о возможных перспективах российского авиапрома на мировом рынке.
– То есть о возрождении гражданского авиастроения в России сейчас нельзя говорить? – Я бы так сказал: «Возрождение российского авиапрома откладывается».
Рубль всю неделю показывал укрепление ко всем трем валютам – юаню, доллару и евро. Эксперты связывают это с ожидаемым повышением ставки Банком России и пиком налоговых выплат в понедельник. Как поведет себя рубль после решения ЦБ в пятницу и почему эксперты называют его слишком крепким?
Подробности
Турция и Северный Кипр планируют объединение в единое государство. В истории раскола некогда единого Кипра много параллелей с историей раскола Украины. Но это не означает, что Россия должна быть в этом конфликте на стороне Турции и отомстить тем самым недружественным ныне грекам.
Подробности
Турция в рекордные сроки задержала сбежавшего из России Евгения Серебрякова – человека, обвиняемого в покушении на жизнь офицера российского Генштаба. Теперь он должен быть выдан России в ближайшее время. Благодаря чему беглеца удалось обнаружить и задержать настолько быстро, как устроено взаимодействие спецслужб Турции и России – и как случилось превращение студента престижного вуза в обвиняемого по тяжелой уголовной статье?
Подробности
Начинают проясняться настоящие итоги прошедших не так давно во Франции выборов в Национальное собрание. Казалось бы, президент Франции Эммануэль Макрон одержал решительную победу, проведя своих людей на ключевые должности в парламенте государства. Однако реальная борьба разворачивается за кандидатуру будущего премьера: Макрон спровоцировал ситуацию, ранее для Франции просто немыслимую.
Подробности
В воскресенье в Республике Дагестан произошла серия терактов. Целями боевиков стали православные храмы, синагога и пункт ДПС. Эксперты считают, что след организаторов преступления может вести в западные страны, а главной задачей кураторов злоумышленников стало расшатывание межнациональной и религиозной стабильности России. Что необходимо предпринять перед лицом организуемой извне террористической угрозы?
Подробности
Теперь за русофобию будут активно преследовать и внутри страны, что позволит более эффективно бороться с ксенофобами, шовинистами и экстремистами, которые, прикрываясь сложившейся системой, унижали и оскорбляли русских, тем самым расшатывая страну.
Наши урбанисты и градоначальники, которые как под копирку из западных учебников говорят о «городах-сервисах», уже показали, кого, собственно, такие города-сервисы воспитывают. Это «креативный класс», для которого вместо понятия Родина – есть урбанистический организм, который должен предоставлять услуги.
Для сохранения власти американские и британские политики должны лишь дурачить своих избирателей. Все остальное граждане предпринимают самостоятельно. Это делает обе державы опасными противниками, поскольку народ там привык подчиняться своим правителям даже в самых безумных предприятиях.
Владимир Зеленский планирует провести до ноября новый «саммит мира» и утвердить на нем «план достижения мира». Ради этого приглашение на саммит получит и Москва, чему в Киеве ранее сопротивлялись. Что изменилось теперь? И почему Зеленский так спешит?
Выбрав в качестве напарника и кандидата в вице-президенты США сенатора от штата Огайо Джея Ди Вэнса, Дональд Трамп обозначил своего преемника. Вэнс – лучший кандидат с точки зрения интересов России и худший для Украины, а также по-настоящему уникальный политик и вероятный будущий президент.
Помощник Дональда Трампа и наиболее вероятный следующий госсекретарь США Ричард Гренелл предложил не брать Украину в НАТО и разделить ее на «автономные регионы» ради достижения мира. Таким образом, США хотят вернуть повестку в 2014 год. Но с тех пор цена мира на Украине сильно возросла.
Ислам диктует определенные требования к женской одежде, однако в разных традициях, странах и регионах они различаются. В чем именно эти различия и как выглядят разные варианты мусульманской женской одежды – в нашей инфографике.
Доступность газоснабжения российских регионов растет – и делается это в том числе на полностью бесплатной для граждан основе. О том, сколько населенных пунктов газифицируется ежегодно и как растет потребление газомоторного топлива – в нашей инфографике.
В ближайшие годы в России должны быть проложены тысячи километров высокоскоростных железных дорог. По каким маршрутам пройдут эти магистрали и какие параметры в них заложены – в нашей инфографике.
Стоило президенту США Джозефу Байдену отказаться от продолжения своей избирательной кампании, как его место заняла ближайшая напарница. Вице-президент Камала Харрис официально объявила о намерении бороться за пост главы Белого дома, и первые опросы даже показывают, что она успешно конкурирует с Трампом.
Через три с лишним недели после провальных дебатов с Дональдом Трампом, в разгар избирательной кампании действующий глава Белого дома Джо Байден снял свою кандидатуру с выборов президента США. Теперь противники Байдена требуют от него даже большего: и вовсе подать в отставку.
Если верить утечкам в американских СМИ, единственный человек, который может убедить Джо Байдена снять свою кандидатуру с выборов президента США, – его жена Джилл. Таким образом, от ее влияния на мужа зависит судьба всей идущей в стране предвыборной кампании – и личная судьба Байдена.