Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

19 комментариев
15 июня 2006, 17:12 • Экономика

Правительство занялось самоанализом

Министр вынудил премьера РФ резко высказаться

Правительство занялось самоанализом
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Геращенко

В правительстве придумали новый инструмент бюджетного планирования. Им должен стать сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности правительства на 2006–2008 годы. Минфин боится новых сверхплановых расходов. А Фрадков уже не боится и призывает выплюнуть «бюджетную соску».

В четверг на заседании правительства министры обсуждали итоги собственной работы и цели на будущее. Сводный доклад зачитал вице-премьер Александр Жуков.

МЭРТ тут же, в докладе, предложил 14 целей, которые предполагают выполнение целевых программ для каждого министерства

Предупреждая возможные вопросы, г-н Жуков пояснил, в чем отличие сводного плана от различных уже существующих планов и программ. «В среднесрочной программе рассматриваются все направления деятельности правительства и министерств. В отличие от нее сводный доклад содержит информацию только о тех, которые уже обеспечены финансовыми ресурсами», – объяснил вице-премьер.

Документ подготовило Министерство экономического развития и торговли. Он состоит из пяти частей, в которых подробно изложены результаты деятельности правительства, обозначены основные цели на ближайшие два года и предлагается комплекс мер для их реализации, а также содержится анализ региональной деятельности и сценарные условия.

В докладе указано, что большинство целей, которые ставило перед собой правительство, уже достигнуты. «Растет качество жизни населения, повышается уровень безопасности, формируется потенциал, который может обеспечить развитие в долгосрочной перспективе», – перечислил Александр Жуков.

Но вице-премьер постарался быть объективным и назвал то, чего не удалось достичь или удалось не полностью. «По-прежнему остается проблема социального неравенства, присутствуют негативные демографические тенденции, в частности смертность в трудоспособном возрасте. Накапливается отставание в фундаментальной науке и НИОКР, растут цены на услуги ЖКХ», – продолжал Жуков.

Ничего не удалось сделать с автомобильными дорогами. К недостигнутым целям МЭРТ отнес также снижение доли отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке.

«Все дело в недостатке планирования. Нам нужно стараться соблюдать баланс выполнимости и напряженности обязательств», – подвел итог вице-премьер. Чтобы восполнить недостаток в планировании, МЭРТ тут же, в докладе, предложил 14 целей, которые предполагают выполнение целевых программ для каждого министерства.

Для главы правительства вопрос, с кого спрашивать, оказался насущным. Услышав это, Михаил Фрадков поинтересовался, можно ли будет спрашивать с министров за невыполнение целей. Вице-премьер уверенно ответил «да».

Александр Жуков напомнил, что на целевые и ведомственные программы приходится порядка 40% бюджетных средств. И что введение практики ведомственных целевых программ предполагает, что средства на них будут выделяться пропорционально достижению предполагаемых результатов.

Однако в настоящее время ведомственные программы часто используются субъектами бюджетного планирования как средство для получения дополнительных бюджетных денег. По мнению Жукова, в ближайшее время необходимо распределять средства только по уже действующим программам «по упрощенной схеме – без вмешательства МЭРТ и Минфина», а по ведомственным программам, где необходимы дополнительные средства, – МЭРТ и Минфин должны провести дополнительный анализ целесообразности их выделения.

Минфин, как выяснилось, категорически не согласен с докладом в целом. И в частности с тем, что он может стать инструментом бюджетного планирования. «Сводный доклад не может быть инструментом для бюджетного планирования, – начал свое выступление глава ведомства Алексей Кудрин. – В документе не везде отражена динамика достижения показателей. Кроме того, за недостижение целей нельзя винить конкретное министерство, так как это вопрос коллективной работы».

Михаил Фрадков вмешался и попросил Алексея Кудрина во время выступления добавлять «по моему мнению», чтобы было ясно, что это его точка зрения, а не правительственная. По мнению премьера, сводный доклад очень нужен правительству. «Мы имеем в руках достаточный инструментарий, который должны использовать для решения ключевых задач: обеспечения достойной жизни граждан, увеличения темпов роста экономики, решения проблем технического отставания от ряда стран, обеспечения национальной безопасности на соответствующем уровне. По каждому направлению в докладе заданы определенные цели и ориентиры», – сказал Фрадков.

На замечание министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, недовольного «бюджетной соской» от Минфина (недостатком финансирования. – Ред.), премьер отреагировал очень бурно. «Соска имеет свойство – она выплевывается иногда, ребенок растет и вырастает, правительство растет – когда достигнет уровня экономического и стратегического планирования, тогда бюджет перестанет существовать своей собственной жизнью», – сказал Фрадков.

Он отметил, что России и самому правительству необходимо развиваться. «С течением времени организм требует по мере роста, и мир развивается, и тенденции, и плюнет соску рано или поздно, или бутылку надо будет поставить, – заметил премьер-министр. – Ясно, что нужно заниматься делом, а не соску сосать». Тогда, по словам Фрадкова, «как в Германии, картошка будет как минимум».

Министр финансов не смутился и продолжил критиковать доклад. В частности, по словам Алексея Кудрина, в документе есть явные неувязки. «Например, цель – снижение детской смертности, а показатель, который характеризует ее достижение – численность детей-инвалидов. Да она ничего не характеризует!» – не унимался министр.

«Не дай бог использовать сводный доклад в бюджетном планировании. У нас будет неадекватный бюджет», – сокрушался Алексей Кудрин.

Александр Жуков назвал реакцию главы Минфина «болезненной». Вице-премьер объяснил это тем, что ведомство Алексея Кудрина отвечает за бюджетные расходы, которые могут увеличиться в связи с реализацией новых целевых программ. Но в целом докладчик согласился с критикой.

«Сводный доклад нельзя сейчас считать инструментом для формирования бюджета, – признал Александр Жуков. – Обычно для перехода на эффективное расходование бюджета странам требуется от 8 до 10 лет. Мы можем достичь этого через два-три года».

Заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев считает, что нельзя преувеличивать роль сводного доклада. «Инструмент несовершенен, – признает экономист. – Но это не значит, что от него можно отказаться. Нужно просто научиться им пользоваться».

А главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова не удивлена противоречиями в правительстве: «Доклад выносится на обсуждение. В спорах нет ничего удивительного. Столкновения естественны, когда вопрос выносится на согласование».

..............