Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
17 марта 2006, 18:27 • Экономика

КамАЗ дал задний ход

Рособоронэкспорт отказался от КамАЗа

КамАЗ дал задний ход
@ kamaz.net

Tекст: Алексей Чернега

Перспективы создания государственного автомобилестроительного холдинга весьма сомнительны. Рособоронэкспорт, который в прошлом году взял под контроль АвтоВАЗ, отказывается от намерения забрать и ведущего производителя грузовиков в России – КамАЗ. О стратегии оборонного холдинга в пятницу рассказал глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов.

По словам чиновника, Рособоронэкспорт принял решение сосредоточиться на профильных направлениях бизнеса – разработке и продаже вооружений. «Не будем мы забирать КамАЗ. Мы отказались от этой идеи. Мы решили, что нам лучше заниматься нашими предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Смысла иметь пакет в КамАЗе я не вижу», – подчеркнул Сергей Чемезов.

Для слияния концернов нет предпосылок. АвтоВАЗ – проблемное предприятие, а у КамАЗа и ГАЗа, по словам Германа Грефа, – хорошие перспективы

В доказательство перспективности профильной работы глава ФГУП привел объем портфеля заказов Рособоронэкспорта. По словам Сергея Чемезова, он составляет 18 миллиардов долларов. Значительная часть заказа сосредоточена в Санкт-Петербурге. При этом доля ВМФ России в 2005 году превысила 50% от общего объема закупок Рособоронэкспорта.

Ранее Рособоронэкспорт готовился к диверсификации бизнеса, а представители Федерального агентства по промышленности (Роспром) лоббировали проект создания единого автомобилестроительного холдинга под контролем государства. В рамках формирования новой структуры чиновники предлагали объединить АвтоВАЗ, контроль над которым в 2005 году получил Рособоронэкспорт, Горьковский автозавод, принадлежащий структурам предпринимателя Олега Дерипаски, и КамАЗ, приватизация госпакета акций которого (34,01%) намечена на 2006 год.

КамАЗ успешно работает в области производства грузовых автомобилей. Без автозавода создание холдинга невозможно. ГАЗ – частная структура, и вопроса о передаче контроля над ней государству в ближайшее время не возникнет. А АвтоВАЗ, как любая структура в период реформ, переживает кризис управления.

Ранее глава Роспрома Борис Алешин обращался с письмом к президенту Владимиру Путину, в котором указал на то, что «неуклонный рост продаж на российском рынке новых импортных автомобилей превращает конкуренцию отечественных и зарубежных автопроизводителей в неравный бой». Поставить отечественное автомобилестроение в равные условия с зарубежными концернами, по мнению руководителя Роспрома, могло объединение профильных активов в единую структуру. По неофициальной информации, управление холдингом чиновники планировали передать Рособоронэкспорту.

Глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов (фото: roe.ru)
Глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов (фото: roe.ru)

Оборонная корпорация ранее не отказывалась от участия в масштабном проекте. Сам Сергей Чемезов неоднократно заявлял, что Рособоронэкспорт заинтересован в приобретении акций КамАЗа. По его словам, ФГУП рассчитывало на блокпакет. В пятницу руководитель госхолдинга изменил мнение. «Что касается объединения АвтоВАЗа и КамАЗа, ни на КамАЗе, ни на АвтоВАЗе, насколько я знаю, такой вопрос не рассматривается», – резюмировал Чемезов. Причины изменения стратегии государства пресс-служба Рособоронэкспорта не комментирует. Пояснить ситуацию отказываются и в Роспроме.

Против объединения российских автопроизводителей под контролем Рособоронэкспорта последовательно выступал министр экономического развития и торговли Герман Греф. По словам министра, для слияния концернов нет предпосылок. АвтоВАЗ – проблемное предприятие, а у КамАЗа и ГАЗа, по словам Германа Грефа, – «хорошие перспективы».

Если акции КамАЗа не будут переданы Рособоронэкспорту, госпакет, вероятно, будет размещен на Лондонской фондовой бирже. «Вариант IPO остается наиболее вероятным. Это вопрос инвестиций, – сказал ранее директор автозавода по стратегии Ильдар Урманов. – Если Росимущество захочет сделать, как с АвтоВАЗом, то этот вариант существует, теоретически он возможен».

Независимые эксперты удивлены решением Рособоронэкспорта. Ведь отказ от установления государственного контроля над КамАЗом фактически ставит под вопрос перспективы единого автомобилестроительного холдинга. «Не верю, что они (Рособоронэкспорт – газета ВЗГЛЯД) отказываются от интереса к КамАЗу, – недоумевает аналитик компании «Метрополь» Александр Жуков. – Найти замену КамАЗу невозможно». По мнению эксперта, при реализации программы развития российского автопрома, на которую выделены миллиарды долларов, возникнет необходимость контролировать распределение финансов между предприятиями. Это потребует установления государственного контроля над ведущими автозаводами. Аналитики обращают внимание на то, что Рособоронэкспорт может не купить пакет акций КамАЗа, а взять его в оперативное управление. «Но ожидать огромного синергетического эффекта от объединения компаний, действительно, не следует, – отмечает Александр Жуков. – Они работают в разных сегментах рынка».

..............