Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
6 ноября 2005, 11:11 • Экономика

Россия ищет 4,2 трлн. долларов

Россию спасут 4 200 000 000 000 долларов

Россия ищет 4,2 трлн. долларов
@ GettyImages

Tекст: Екатерина Геращенко

Андрей Белоусов предсказывает стране три кризиса в ближайшие 10 лет. При этом пока не существует документа, который содержал бы перечень конкретных мер по предотвращению прогнозируемых бед. Однако уже известно, что на реализацию этих мер потребуется 4,2 трлн. долларов. Теперь вся надежда на расторопность правительства: аналитики уверены, что достать эти деньги вполне реально.

Генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Андрей Белоусов провел исследование, в ходе которого выяснилось, что в ближайшие 10 лет страну ждет три кризиса.

Переходить дорогу правительству

Привлечь нужно 4,2 трлн. долларов – именно такая сумма необходима стране на ближайшие 15 лет

В работе «Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии развития России до 2020 года» содержатся все подробности грядущих катаклизмов. Автор доклада предпочитает называть точки максимального риска не кризисами, а «узлами развития страны».

Если не предпринимать ничего, то узлы могут возникнуть в 2007-2008, в 2011-2012 и 2015-2017 годах. Каждый имеет свои особенности. Первый узел характерен тем, что экономическая ситуация остается более-менее стабильной, но повышаются социально-политические и административно-политические риски. Снижается эффективность функционирования вертикали власти.

Второй узел обостряет структурные проблемы, в частности в сельском хозяйстве. Происходит сокращение трудовых ресурсов, что усиливает пенсионную нагрузку на государство. Кроме того, экспорт из-за неразвитости инфраструктуры остается стабильным, а импорт продолжает расти. В довершение всего достигает критической точки износ жилфонда.

Узел 2015-2017 годов отличается ростом неэффективности механизмов государственной власти вкупе с негативными медико-демографическими тенденциями (рост числа ВИЧ-инфицированных и наркоманов) и истощением некоторых рентабельных природных ресурсов, таких как нефть (в Поволжье) и цветные металлы.

Чтобы вычисленные риски не переросли в кризисы, Андрей Белоусов предлагает воспользоваться рядом преимуществ, которыми обладает наша страна. Прежде всего это разработка углеводородов, двукратное увеличение пропускной способности российских дорог, применение научно-исследовательских разработок и использование ресурсов сельского хозяйства.

Как оказалось, никакого конкретного перечня мер по смягчению рисков исследование не содержит. «Это задача правительственных ведомств, мы не хотели переходить им дорогу», – заявил журналистам директор ЦМАКП.

Тем не менее в интервью газете ВЗГЛЯД Андрей Белоусов высказал несколько предложений, которые с его точки зрения могли бы способствовать уменьшению рисков. В отношении сельского хозяйства нужно стремиться к переориентации инфраструктуры с крупных животноводческих крестьянских хозяйств на мелкие. Кроме того, можно помочь селу в замене износившейся техники. По мнению Белоусова, у правительства есть возможность выплачивать за крестьян часть долга при покупке ими нового оборудования в кредит.

Также Белоусов сообщил, что транспортному ведомству необходимо сосредоточиться на развитии сообщения с восточной частью страны, где расположены три центра экономического развития. Перечислить эти центры макроэкономист отказался.

Влияние на экономику страны ряда факторов, основным из которых Андрей Белоусов считает динамику цен на нефть, может привести к тому, что Россия окажется в ситуации, когда рост ВВП составит менее 3% в год. Автор обеспокоен чрезмерной налоговой нагрузкой на сырьевые отрасли и ЖКХ, из которых по наработанному «механизму перетоков» поступают средства в другие сектора экономики. «Установившееся равновесие очень хрупкое, и зависит от минимального набора параметров, в частности национальной валюты. Укрепление рубля будет способствовать его разрушению», заявил директор ЦМАКП.

Но Андрей Белоусов уверен, что «все решаемо», и подчеркивает, что цель исследования была не в том, чтобы напугать общественность. А в том, чтобы привлечь внимание экспертов к сложившейся ситуации.

Кроме экспертов, привлечь нужно 4,2 трлн. долларов – именно такая сумма необходима стране на ближайшие 15 лет для поддержания 6% роста ВВП и снижения вычисленных рисков.

Снижение рисков

Генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов (www.dinform.ru)
Генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов (www.dinform.ru)

Опрошенные корреспондентом газеты ВЗГЛЯД эксперты не сомневаются в том, что эти деньги можно привлечь. Одно из международных рейтинговых агентств, по сведениям аналитика Центра Развития Сергея Пухова, готово присвоить России очередной инвестиционный рейтинг с перспективой его повышения на 2 ступени. Если такая перспектива воплотится в действительность, у России появится возможность получать по 280 млрд. долларов в год.

Однако сомнения вызывает целесообразность привлечения таких средств. Главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин уверен, что 4,2 трлн. долларов на 15 лет, или 280 млрд. долларов в год, – многовато даже с учетом роста экономики. «Это практически четверть годового ВВП, чтобы переварить такой объем инвестиций, нужен темп экономического роста, как в Китае», – поражается эксперт.

Сергей Пухов согласен с тем, что Россия не готова к приему столь значительных инвестиций, но «даже если деньги придут, то работать они будут с низкой эффективностью, так как у нас нет экономически проработанных проектов и целевых программ», рассказывает аналитик.

«Экономика страны не обладает характеристиками, нужными для усвоения таких ресурсов, – подчеркнул главный экономист UFG Ярослав Лисоволик, – нам не хватает мобильности и эффективности производства, экономика может быть перенасыщена».

Лисоволик считает, что основной вопрос не в количестве привлекаемого капитала, а в том, чтобы грамотно использовать имеющиеся ресурсы – прежде всего бюджет. «Необходимо увеличить способность «переваривания» инвестиций, – считает главный экономист UFG. – Но пока не развита банковская система страны, нет гибкого рынка рабочей силы, столь мощный приток средств не может дать желаемого результата».

Само по себе привлечение триллионов долларов не решит проблему, поэтому снижение инвестиций тоже не повысит вероятность кризиса, считает Владимир Пантюшин. «Из-за недостатка средств риски, конечно, повышаются, но не значительно, – пояснил Панюшкин. – В любом случае, привлечение средств – не единственное условие для снижения рисков», – уверен эксперт.

..............