16 июня, воскресенье  |  Последнее обновление — 17:38  |  vz.ru
Разделы

Диалоги яйца и курицы

Ольга Андреева, Журналист
Связь поколений – странная штука. Нам кажется, что наши дети какие-то другие, что они в некотором смысле инопланетяне. Наверное, так оно и есть. Но вообще-то они – это мы. Просто надо чаще друг с другом разговаривать. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Дача как проклятье

Сергей Мардан, публицист
Дача скоро уйдет в прошлое, как многие советские феномены. Те, кому сегодня 50 лет, станут поколением, которому придется закрыть ворота последнего СНТ «Луч», чтобы никогда туда не вернуться. Новому поколению дачи не нужны. Подробности...
Обсуждение: 186 комментариев

Несистемная оппозиция превращается в толпу городских сумасшедших

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Можно заламывать руки, истерить о безнадежности «этой страны» и бесполезности любых усилий. А можно просто кропотливо работать над исправлением проблем, пороков и несправедливостей, постепенно меняя тем самым систему в целом. Подробности...
Обсуждение: 107 комментариев

    Чернобыль переживает туристический бум

    После выхода британского мини-сериала «Чернобыль» поток туристов в Чернобыльскую зону отчуждения вырос в разы. В Припять массово возят групповые экскурсии, а в соцсетях можно найти тысячи фотографий посетителей Зоны
    Подробности...

    Как американские военные корабли бесчинствуют в Мировом океане

    В пятницу в Восточно-Китайском море произошло опасное сближение российского противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и американского эсминца Chancellorsville. По оценке российской стороны, именно американский корабль подошел на расстояние до 50 метров. Этот случай заставляет вспомнить инциденты, которые закачивались столкновением кораблей
    Подробности...

    Путин и Си Цзиньпин открыли павильон для панд в Московском зоопарке

    Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин посетили новый павильон Московского зоопарка, где приняли участие в передаче двух больших панд: самки по кличке Диндин и самца Жуи
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Пензенские власти пообещали бороться с фейками о конфликте в Чемодановке

        Главная тема


        Конфликт в Чемодановке доказал недопустимость самосуда

        «Авангард» и «Циркон»


        Китай заявил о военном превосходстве России над США

        «без участия Газпрома»


        Украина предложила Молдавии отказаться от газа из России

        «развлекать граждан»


        Пушков сыронизировал над бегущим через фонтан Зеленским

        Видео

        американская стратегия


        Украину принудят к миру в Донбассе

        шанс или ловушка


        Возвращение сербской армии в Косово станет вызовом для России

        между Западом и Востоком


        Президент Польши перепутал смелость с глупостью

        катастрофа в Шереметьево


        Действия экипажа «Суперджета» не поддаются объяснению

        викторина


        Враги Пушкина – кто они?

        Очищение госмеханизмов


        Ирина Алкснис: Несистемная оппозиция превращается в толпу городских сумасшедших

        Риторика абсурда


        Андрей Бабицкий: Как Россия и Запад поменялись местами

        Смех не по любви


        Анна Долгарева: Шутку над Родиной большинство не оценило

        на ваш взгляд


        В будущем мир может перейти к 4-дневной рабочей неделе. А что для вас важнее – больше отдыхать или больше зарабатывать?

        Сказка новейших скоростей

        В прокате фильм «Вождь разнокожих», в котором на национальный вопрос дается ответ, а полиция не берет взяток

        30 августа 2012, 22:40

        Текст: Арсений Дежуров

        Версия для печати

        Станиславский говорил, что для детей надо играть так же, как и для взрослых, только лучше. Фильм «Вождь разнокожих» Егора Анашкина получился детским – в нем слишком много приключений, переодеваний и узнаваний, побегов и погонь, клоунады и побед добра. Взрослый может почувствовать, что впал, то есть попал, в детство. А это тревожный симптом.

        Название «Вождь разнокожих» указывает на литературный импульс к созданию фильма. «Вождь краснокожих» – юмористическая новелла О'Генри, в которой развенчивается сусально-карамельный миф о ребенке. Кто не встретился с О'Генри (в читающую эпоху книга была редкостью), тот знает фабулу рассказа по советскому фильму «Деловые люди» Леонида Гайдая (1963), где похитителей играют Георгий Вицин и Алексей Смирнов.

        Создатели фильма проявляют филологическую деликатность, давая ссылку на литературный источник. О'Генри был первым, кто написал историю опрометчивого похищения, но, в общем-то, что-то подобное мог бы написать любой, кто видел детей в оптику более зоркую, чем розовые очки. Фабула с похищением – не золотая жила, и сценарий Игоря Сосны и Дмитрия Зверькова выходит далеко за ее пределы, неожиданно соединяя (и неожиданно удачно) комедию характеров с комедией положений и комедией интриги. Так что это в некотором смысле втройне комедия.

        Второй смысл названия (тоже вполне прозрачный) указывает на присутствие Григория Сиятвинды, который создал убедительный по своей чернокожести образ чернокожего.

        Когда Григорий поступал в Щукинское училище, он оказался на грани блестящего провала. Некто из  профессорского синедриона задал вопрос, который все гнали от себя: «Да кого же он сыграет в русском театре? Он же негритенок!» В течение часа члены приемной комиссии составили убедительный список ролей классического репертуара, не противоречащих масти исполнителя. Но сыграть собственно чернокожего... Мировая драма предоставляет только один великий образ – шекспировского ревнивца. Но поколе театром «Сатирикон» руководит Константин Аркадьевич Райкин (храни его Господь), роль Отелло, без сомненья, будет исполнять он сам.

        В гротескной феерии «Вождя разнокожих» есть психологическая тонкость. Например, в проброс сказано, что у мальчика Дани нет игрушек (и отца). А дома у похитителя Гоши полным-полно игрушек (но нет детей). Но где тонко – там и рвется. И сценаристы, и режиссер не знали, как распорядиться сценами чувствительных объяснений, а оттого выполнили их по американским лекалам, соединив псевдозначительные фразы с сентиментальной оркестровой музыкой (именно оркестровой – как в американском кино). Но не только создатели фильма воспитаны на американской чувствительности – зрителям она тоже близка, так что обе стороны поймут друг друга.

        Дмитрий Дюжев, сыгравший центрального героя фильма – руководителя драмкружка Гошу, по всей вероятности, окончательно определился с актерским амплуа. Если в «Самоубийцах» его образ еще сохранял героические отблески, то в новой киноленте Дюжев – характерный актер. Его Гоша – горячий, открытый, трогательный, очень смешной. А на многих актерах героическая внешность болтается, как на юродивом вериги, не давая шагу ступить по творческому пути. Наверное, Дюжев – красивый человек, но скоро о его красоте перестанут упоминать. Не от того, что она потускнеет, а от того, что слишком много что будет сказать прежде, чем дойдет до разговоров о внешности. И это к лучшему. Ведь если разговор об актере начинается с внешних данных, значит больше уж совсем нечего сказать.

        Некоторые аспекты фильма темны для толкования. Например, Гоша, забирая Станислава из «обезьянника», протягивает околоточному  деньги, на что слышит несмешное и непонятное: «Полиция взяток не берет!» Это что – неуклюжий книксен в сторону властей предержащих? Ведь все мы знаем, что со времен «Ревизора» у нас мало что изменилось...  Но мы не должны забывать – фильм-то детский. Взрослый не поверит, но поверит ребенок. «Полиция взяток не берет», – запомнят дети. А ведь среди этих детей, в частности, и будущие полицейские, и будущие правонарушители.

        Фильм представляет действительность как бурную сказку, за которой не угнаться ни Андерсену, ни Шахразаде. Это сказка новейших скоростей. Но сказкой от этого она быть не перестает, а значит, добро победит зло – мы не знаем, как именно, но доверяем сказочникам – уж они-то свое дело знают, и добро непременно победит. Фильм создает образ счастливого детства  – а ведь это очень важно, чтобы детство было счастливым: «Ведь в любом случае всякий находит отраду в детских воспоминаниях, и если детство впитало насилие, несправедливость, ложь, то, возвращаясь мыслями к детским годам, человек будет смешивать счастье и зло», – это мысль Гете. А Гете и человек был умный, и детей любил.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............