Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
26 сентября 2011, 16:35 • Культура

«Связь между эстетикой и политикой сложна»

Тим Ходкинсон: Люди хватаются за инфантильную музыку

«Связь между эстетикой и политикой сложна»
@ gr-oborona.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«Мир рушится, и люди способны иметь дело только со всевозможным дерьмом. В системе дистрибуции царит хаос. Люди чувствуют себя неуверенно и хватаются за инфантильную музыку», – объяснили газете ВЗГЛЯД музыкальные предпочтения большинства современников британские музыканты Тим Ходкинсон и Кен Хайдер, приехавшие на презентацию собрания рукописей Егора Летова.

В минувшую пятницу в одном из московских клубов состоялась музыкальная акция памяти Егора Летова, лидера легендарной группы «Гражданская оборона». Подписчикам был роздан второй том уникального собрания черновиков Летова, а после того как отыграли несколько рок-групп и ди-джеев, прошел показ фильма-концерта, воссоздающего атмосферу лучшего московского выступления «Гражданской обороны» периода 2000-х.

Шаманский ритуал – это импровизация, потому что руководства к нему никакого нет

Среди выступавших в рамках акции были английские музыканты Тим Ходкинсон и Кен Хайдер, первый из которых, мультиинструменталист, известен как один из основателей движения Rock in Opposition, а второй, барабанщик и перкуссионист, – как зачинатель кельтского джаза. В интервью, прошедшем в гримерке под громогласное пение Егора Летова, доносившееся из-за стены, оппозиционеры от музыки рассказали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД о начале легендарного движения, опыте общения с сибирскими шаманами и причинах консерватизма массовой аудитории.

ВЗГЛЯД: Тим, на фестивале Rock in Opposition, состоявшемся в 1978 году в Лондоне и давшем начало одноименному движению, вместе с вашей группой Henry Cow сыграли четыре приглашенных вами континентальных европейских коллектива, включая шведов Samla Mammas Manna и бельгийцев Univers Zero. Объединяли ли вас всех какие-то общие идеи, или же правильнее будет сказать, что сплачивало лишь отсутствие интереса к вашей музыке со стороны рекорд-лейблов?

Тим Ходкинсон: На самом деле ни то, ни другое не верно. Отбор групп для участия в акции производился нами по позитивному, а не негативному принципу. Но в то же время они совершенно не сходились между собой во взглядах. Встречаясь с ними, мы обнаруживали, что вот эти, например, совершенно аполитичны, а те, наоборот, очень даже политизированы. Никакой общей идеологии у них не было. Но все они делали интересную музыку, которая выделялась на фоне мейнстрима. Именно это в начале и было основой для Rock in Opposition. А что из всего этого получилось потом, я не знаю. Henry Cow прекратили существование в 1978-м, и с этого момента движение уже развивалось независимо от нас. Время от времени кто-нибудь организует очередной фестиваль Rock in Opposition, правда, мы про это не знаем ничего, меня никогда не приглашают туда выступать. Но в любом случае, то, что фестивали продолжаются, – это хорошо.

Тим Ходкинсон полагает, что связь эстетикой и политикой довольно сложна (фото: timhodgkinson.co.uk)

Тим Ходкинсон полагает, что связь между эстетикой и политикой довольно сложна (фото: timhodgkinson.co.uk)

Кен Хайдер: А вы, между прочим, знаете анекдоты про группу Henry Cow? Их очень много.

ВЗГЛЯД: Боюсь, что нет.

К. Х.: Мой любимый вот какой: «Сколько участников Henry Cow нужно для того, чтобы поменять электрическую лампочку?»

Т. Х.: И каков же ответ?

К. Х.: «Чтобы поменять, нужен один, но для обсуждения того, все ли делается правильно, нужны 16».

ВЗГЛЯД: Здорово. А все-таки, неужели в Rock in Opposition не был заложен элемент протеста?

Т. Х.: Нет, не был. Некоторые из участвовавших групп не имели к протесту вообще никакого отношения. Они просто играли красивую музыку. А вообще, связь между эстетикой и политикой довольно сложна.

ВЗГЛЯД: Понятно. Скажите, а как получилось, что вы заинтересовались сибирским шаманизмом?

Т. Х.: Занимаясь совместной импровизацией, мы с Кеном обсуждали, как добиться того, чтобы всегда импровизировать наилучшим образом. В какой-то момент мы начали размышлять о различных состояниях души, и тут я вспомнил о шаманизме, о котором знал благодаря своим антропологическим штудиям – я ведь в колледже изучал антропологию. И я подумал о том, что шаманский ритуал – это импровизация, потому что руководства к нему никакого нет. Мы начали читать о шаманизме и попробовали как-то приложить шаманские методы к музыке. А потом случайно получилось так, что нам организовали тур по Сибири. И мы подумали: а вдруг где-то в Сибири еще есть шаманы?

ВЗГЛЯД: Это был, насколько я понимаю, тот самый тур 1990 года, который назывался «Дружественное британское вторжение в поисках шаманов Советского Союза»?

Т. Х.: Да-да. Название придумал организатор тура Борис Подкосов, человек из Хабаровска. Это была такая шутливая отсылка к британскому вторжению в Советскую Россию (имеются в виду события времен Гражданской войны – прим. ВЗГЛЯД). Вы ведь знаете, в свое время Россия подверглась британской интервенции, в Архангельске в память об этом трофейный английский танк стоит посреди улицы...

ВЗГЛЯД: Обнаружили вы шаманов в ходе того тура?

Т. Х.: Мы обнаружили свидетельства о шаманизме, но самих шаманов в тот раз нам встретить не удалось. Тур был организован таким образом, что у нас практически не было времени выезжать за пределы городов. Мы облетели чуть ли не весь СССР, были в Иркутске, Владивостоке и много где еще, но побывать в сельской местности график не позволил. Мы лишь встречали людей, которые рассказывали о шаманизме и уверяли, что будь у нас больше времени, шаманов можно было бы повидать. А вот когда мы приехали в Сибирь во второй раз, то действительно познакомились с шаманом.

ВЗГЛЯД: Где именно?

Т. Х.: В Бурятии. Постепенно процесс пошел, мы стали встречаться с другими шаманами, узнавать кое-что о них и об их практике. У нас было много разных представлений о шаманах, представлений, возникших давно, до того, как мы с ними встретились. А тут мы постепенно получили возможность эти представления критически пересмотреть. Но по-настоящему все началось, когда мы стали ездить в Туву: мы оба почувствовали, что находимся под личным влиянием наших тувинских наставников. Кен решил пойти дальше и стать учеником шамана, а я после долгой внутренней борьбы все же не стал этого делать.

Кен Хайдер некоторое время являлся учеником сибирского шамана (фото: hyder.demon.co.uk)

Кен Хайдер некоторое время являлся учеником сибирского шамана (фото: hyder.demon.co.uk)

ВЗГЛЯД: Изучение шаманизма действительно обогатило вашу музыку?

К. Х.: Да!

ВЗГЛЯД: Кен, а правда ли, что вы играли в качестве барабанщика в аккомпанирующем составе Валентины Пономаревой?

К. Х.: Да, играл.

ВЗГЛЯД: А где, перед какой публикой?

К. Х.: В России, в Италии... Мы ведь играли с Валентиной в Италии?

Т. Х.: Да-да!

К. Х. И во Франции...

Т. Х.: Во Франции тоже, да.

ВЗГЛЯД: Так вы оба участвовали в этом проекте?

Т. Х.: Да, оба. Это была группа «Гусь».

ВЗГЛЯД: И как долго длилось это сотрудничество?

К. Х.: 11 лет.

ВЗГЛЯД: Можно ли пояснить, почему вас пригласили сыграть на мероприятии памяти Егора Летова?

Т. Х.: Егор был очень увлечен тем, что делалось в рамках движения Rock in Opposition, рекомендовал всем это слушать.

ВЗГЛЯД: А лично вы его не знали?

Т. Х.: Его – нет, только его брата Сергея Летова.

ВЗГЛЯД: Если вернуться к шаманизму, то интересен вот какой вопрос: существуют фолковые и этнические жанры, популярные по всему миру, – скажем, та же кельтская музыка, которой занимается Кен. Можете ли вы себе представить сибирский шаманский материал в качестве основы для нового течения world music?

Т. Х.: Нет.

ВЗГЛЯД: Почему?

Т. Х.: Потому что мир рушится, и люди способны иметь дело только со всевозможным дерьмом. В системе дистрибуции царит хаос. Люди чувствуют себя неуверенно и хватаются за инфантильную музыку. К тому же центральноазиатская музыка построена на совершенно других принципах, нежели поп-музыка, востребованная на Западе.