21 июля, воскресенье  |  Последнее обновление — 21:46  |  vz.ru
Разделы

Ненависть превращает нас в озлобленных собак

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Сложно противостоять ненависти. Я была на войне и превратилась в чудовище, потому что все мои сигнальные системы кричат, что некоторых нельзя простить, а можно только убить. Надо, однако же, с этим бороться. Подробности...
Обсуждение: 69 комментариев

Секта «налунунелетальщиков» и всемирный поход гендерастов

Дмитрий Юрьев, политолог
«Земля плоская», картофельные бунты, антипрививочники — маргиналы становились на пути прогресса всегда. Американцы летали на Луну – успокойтесь уже. Не о чем тут спорить, а можно только гордиться человечеством как таковым. Подробности...
Обсуждение: 150 комментариев

Президент Украины между реальными пацанами и американской мечтой

Глеб Простаков, журналист
Судя по всему, Владимиру Зеленскому готовят роль молодого картонного президента при сильных регентах – представителях США и местной олигархии. На основные должности в государстве ему просто не дадут назначить своих людей. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

    В Москве появится храм с прозрачной стеной

    В долине реки Сетунь на западе Москвы построят православный храм в современном стиле со стеклянной восточной стеной, к которой примыкает алтарь. Через нее прихожане смогут видеть пейзаж долины
    Подробности...

    Российские звезды показали свою старость

    Российские звезды присоединились к популярному тренду в соцсетях – сделать и опубликовать собственную фотографию в старости. Не упустили возможности посмотреть на себя в будущем Евгений Плющенко и Яна Рудковская, Ксения Собчак и Артем Дзюба
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Верховная рада VIII созыва запомнилась драками, хамством и просмотром порно

    В пятницу прошло последнее пленарное заседание Верховной рады VIII созыва. В нынешнем составе парламент работал с октября 2014 года. За это время там произошло много курьезных случаев, например когда в декабре 2015 года премьер-министру Яценюку подарили букет роз и попытались силой унести на руках с трибуны
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Ford Focus навсегда уходит с российского рынка

        Кто виноват в уходе Ford из России

        Американский концерн Ford закрывает заводы, увольняет сотрудников и уходит из России. Его история в нашей стране – это пример головокружительного взлета и жесткого падения. Ford первым из иностранных автоконцернов открыл Россию после распада СССР, первым рискнул вложить деньги в автозавод и не прогадал. Что же заставило американцев сбежать с поля боя? Подробности...
        Обсуждение: 166 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Обнародованы данные экзитполов на выборах в Раду

          Главная тема


          Россию втягивают в танкерную войну

          «не политик»


          Зеленский сказал, кого хочет видеть премьером Украины

          Приятное с полезным


          Россияне увлеклись новым видом туризма

          «люблю Степана Меньшикова»


          Ксения Собчак призналась в хулиганстве

          Видео

          образ жизни


          Америка проиграла войну с сексуальными домогательствами

          война внутри НАТО


          К покупке С-400 Турцию подтолкнула военная катастрофа 45-летней давности

          Экономический кризис


          Туркмения может стать новой проблемой России

          «зов Полярной звезды»


          Появилась новая версия гибели группы Дятлова

          викторина


          Знаменитые цитаты о России — фейк или не фейк?

          Русская обидчивость


          Ирина Алкснис: Чувствительность России к оскорблениям – результат жестокого опыта

          Обездвиженный Зеленский


          Глеб Простаков: Президент Украины между реальными пацанами и американской мечтой

          Бессилие пропаганды


          Владимир Можегов: Почему Германия проиграла в Первой мировой

          на ваш взгляд


          Готовы ли вы расстаться с бумажным паспортом и перейти на электронный?

          От церкви к цирку

          Роман Венко Андоновского «Пуп земли» – на редкость удачное продолжение классических постмодернистских традиций

          21 марта 2011, 16:45

          Текст: Кирилл Решетников

          Версия для печати

          Полномочным представителем южнославянского магического реализма для нас всегда был Милорад Павич. Эта роль сохранится за ним и впредь, но, похоже, она уже не будет принадлежать покойному классику безраздельно. На такую мысль наводит роман «Пуп земли», написанный македонцем Венко Андоновским.

          В современной художественной литературе есть области, которые неизбежно ассоциируются с творчеством определенных людей, уже давно (и в некоторых случаях прижизненно) ставших хрестоматийными фигурами. В частности, игра в буквы, древние тексты и книжные загадки, которую время от времени затевают новые европейские и американские писатели, не без оснований воспринимается как вторичное использование патентов, взятых в свое время Милорадом Павичем и Умберто Эко.

          Высмотреть в свежеиспеченных историко-филологических мистериях нечто по-настоящему оригинальное иногда можно, но, как правило, трудно – для этого надо быть чрезвычайно благожелательным и прилежным читателем. В «текстах про тексты», написанных различными кандидатами в классики XXI века, дефицит творческой самостоятельности заметен более, чем какие-либо достоинства.

          На таком фоне роман македонского писателя Венко Андоновского «Пуп земли», представляющий собой еще один опыт «слова о словах», смотрится если не луной среди еле заметных звезд, то уж по крайней мере очень большой кометой.

          Сюжетная рамка этой вещи, вышедшей на языке оригинала десять лет назад, построена на классическом мистификаторском приеме: нашему вниманию предлагаются тексты, якобы написанные недавно умершим человеком и найденные среди его вещей. Некий бухгалтер публикует рукописи покойного брата, который работал в цирке, но при этом оставил после себя не только личный дневник, но также роман; в свою очередь, протагонист и рассказчик в романе, сочиненном цирковым артистом, – вымышленный византийский монах.

          «Пуп земли» - еще один опыт «слова о словах»  (обложка книги) (фото: azbooka.ru)
          «Пуп земли» – еще один опыт «слова о словах» (обложка книги) (фото: azbooka.ru)

          История монаха, составляющая первую часть «Пупа земли», – стилизованное повествование, написанное страстным религиозным слогом, текст экспрессивный и плотный, звучащий одновременно и органично, и по-хорошему странно; за его русскую версию переводчицу Ольгу Панькину хочется поблагодарить в самых возвышенных выражениях. Это притча о Слове и смысле, где один из героев – дьявол, выступающий в роли читателя.

          Монах Илларион Сказитель входит в число советников логофета (так назывался один из высших церковных чинов в Византии). На логофете лежит проклятие – его дочь поражена страшной болезнью, и, чтобы избавиться от напасти, нужно расшифровать надпись, скрытую в тайной комнате храма. В решении проблемы помимо Иллариона участвуют монахи Стефан Лествичник и Константин Философ (как бы отождествляемый с реальным Константином Философом, который был известен также под именем Кирилл и вошел в историю в качестве одного из создателей славянской азбуки).

          В ходе скрупулезного мистико-грамматического расследования Иллариону предстоит узнать, что его собственная мать не была человеческим существом, а также увидеть пуп земли и выяснить, что причина болезни логофетовой дочери – святотатственный блуд. Самое же главное – это суметь в определенный момент прочесть человеческие слова глазами дьявола, таков парадоксальный путь к спасению.

          Вторая часть – дневник автора византийской притчи, покойного македонского циркача, жившего, насколько можно понять, в XX веке. Это история о неразделенной любви, выдержанная в совсем другом стиле и прячущая внутри себя, в числе прочего, выверенный политический дискурс. Возлюбленная писателя-эквилибриста состоит в националистической Партии народного духа, в то время как сам он любит джаз, скептически относится к фольклору своего народа и вообще последовательно тяготеет к космополитизму. Любовная драма развивается крещендо параллельно с идеологическими противоречиями, приводя к трагической развязке.

          Третья часть – рассказ возлюбленной циркача, точнее ее свидетельские показания.

          Само собой, вне контекста, сформированного Павичем и Эко, рассматривать книгу Андоновского совершенно невозможно. Более того, формально в первой ее части легко обнаружить конкретные сходства как с «Хазарским словарем», так и с «Именем розы». Ведь тут есть не только византийско-балканский антураж в соединении с филологическим вымыслом, но и религиозно-мистический детектив с участием монахов, построенный к тому же вокруг таинственной надписи.

          В конце книги приводится ученый комментарий писателя и доцента литературы Венко Андоновского, который, якобы не являясь автором «Пупа земли», с пародийной педантичностью критикует данный текст, разбирает его недостатки и обнаруживает в нем параллели с собственными произведениями; это тоже узнаваемый постмодернистский ход.

          А имена персонажей второй части, якобы представляющей собой дневник главного героя, взяты из «Шутки» Милана Кундеры, о чем специально сообщается в предисловии. Кундеровский дух чувствуется и в любовно-политическом конфликте, на котором простроена вторая часть.

          И тем не менее «Пуп земли» – произведение абсолютно самостоятельное, а Венко Андоновскому никак не получается отказать в подлинной, а не заимствованной и не сконструированной авторской индивидуальности. Это тот случай, когда внешние сходства с произведениями мэтров позволяют лишь отчетливее почувствовать сущностную разницу. У Андоновского своя Византия и своя мистическая филология; последняя одновременно сложнее и проще той, к которой мы привыкли.

          Кроме того, этот роман – настоящая поэтическая проза. Сюжет в ней вырастает из лейтмотивов, символов и сверхважных слов. А они, в свою очередь, вопреки современному обыкновению совершенно не выглядят претенциозными побрякушками – напротив, благодаря им и без того объемная картина получает некое четвертое измерение. Поэзии в этом, пожалуй, намного больше, чем в прилагаемых к основному тексту стихах главного героя.

          Паук, ассоциируемый с женщиной, переносная лестница, способная стоять без опоры, пуп земли (но не только земли) и некоторые другие сущности перекочевывают из первой части во вторую, трактуясь по-разному, меняя свой смысл и обретая новые роли. Между монахом и написавшим про него циркачом обнаруживается все больше общего. В конце концов эта сомнительная на первый взгляд македонская алхимия оказывается, да простится нам такая смешная высокопарность, большим искусством.

          «Пуп земли» – не просто шар посреди многочисленных безнадежно двухмерных кругов. Это еще и такой шар, который можно долго вертеть, все время обнаруживая под его прозрачной поверхностью что-то не замеченное ранее. Конечно, подобная литература не может не быть в какой-то степени академическим кунштюком, игрой в бисер. Но во времена, когда хорошо играть в бисер почти никто не умеет, истинных мастеров этого дела стоит особенно ценить.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............