Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/culture/2010/4/5/390018.html

Луны не будет

Сергей Лукьяненко, Ник Перумов и Генри Лайон Олди в полном составе встретились на «Росконе-2010»

5 апреля 2010, 18::53


Лучшие русскоязычные фантасты съехались на юбилейный литературный форум «Роскон», чтобы послушать Вадима Степанцова и обсудить насущные проблемы. Например, как следует относиться к масштабным циклам-проектам вроде «Этногенеза» или S.T.A.L.K.E.R., ценна ли творческая свобода писателя или фантаст больше командный игрок. Вручали на «Росконе» и премии за взятие разнообразных фантастических высот.

В воскресенье в Подмосковье завершился очередной всероссийский форум фантастической литературы «Роскон». Этот съезд фантастов – или, как предпочитают говорить они сами, конвент – был юбилейным, десятым по счету: первый «Роскон» состоялся в 2001-м. В 2010-м здесь было не столь многолюдно, как иной раз прежде, однако, по мнению некоторых участников фестиваля, это лишь пошло ему на пользу.

Одной из центральных тем форума стал вопрос о том, как следует относиться к большим фантастическим циклам-проектам, создаваемым силами нескольких авторов и являющим собой пример масштабной литературной индустрии. Явление это взволновало всех неслучайно, ведь в последнее время проекты завоевывают рынок особенно активно. Помимо успешного мегацикла «Этногенез», начатого знаменитым романом «Маруся» и к настоящему моменту представленного уже семью книгами, в околофантастическом сообществе и за его пределами бурно обсуждается серия S.T.A.L.K.E.R., посвященная войне с чернобыльскими мутантами и отсылающая к одноименной компьютерной игре производства украинской компании GSC Game World.

Среди поклонников фантастики есть немало противников «проектной» деятельности, и причин здесь несколько. Кто-то считает, что в рамках заданной концепции и при работе в команде писатель теряет необходимую ему свободу или, по крайней мере, сталкивается со слишком большими ограничениями, отрицательно сказывающимися на тексте. К работе в проектах, как не раз отмечалось, иногда привлекают авторов, чей уровень литературного мастерства оставляет желать лучшего. Наконец, у тех, кто воспринимает литературный цикл как придаток к компьютерной игре, совсем другие требования к писателям, нежели у остальной части читательской аудитории (последнее относится, прежде всего, к серии S.T.A.L.K.E.R.).

Все это нашло отражение в дискуссии «Проекты против творчества». Сторону творчества в ней отстаивали именитые украинские писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие в тандеме под псевдонимом Генри Лайон Олди и в 2006-м разделившие титул лучшего фантаста Европы, а сторону проектов – автор «Этногенеза» Юрий Бурносов и редактор одного из столичных издательств Василий Мельник, известный также как писатель-фантаст Василий Орехов. Однако Громов и Ладыженский не стали фанатично защищать светлые идеалы «чистого» творчества и непримиримо атаковать циничные принципы коммерческого литературного производства, поэтому дискуссия вылилась в мирное обсуждение сильных и слабых сторон как коллективной, так и независимой работы.

Острое неприятие проектов – тема действительно устаревшая. Более того, взгляд на них как на неизбежное явление рыночной эпохи, с которым впору мириться скрепя сердце, тоже вряд ли верен. Скорее всего, мы еще узнаем вполне самостоятельных фантастов, чье творчество начиналось с работы в команде.

Другими главными событиями «Роскона-2010» были мастер-классы мэтров фантастики и фэнтези Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, а также круглый стол, посвященный, как бы амбициозно это ни звучало, феномену человеческого сознания. Эта необычная полемика, инициированная автором альтернативно-исторического хита «Малая Глуша» Марией Галиной, была начата под впечатлением от романа Питера Уоттса «Ложная слепота», ставшего сенсацией прошлого года. В романе Уоттса рассказывается о том, как человечество столкнулось с цивилизацией, руководствующейся не разумом, но сложными инстинктами, и неожиданно оказалось в проигрышном положении. Дискуссия окончилась несколько невнятно из-за слишком большого количества участников, но сам факт подобной философской беседы уже выделяет «Роскон-2010» из числа всех прочих: не каждый день люди ставят под вопрос ценность сознания как базовой человеческой черты.

Как всегда, на «Росконе» вручили несколько премий. «Большой Роскон» за вклад в развитие фантастики достался меценату Арсену Авакову и старейшему переводчику фантастической литературы Ирине Гуровой. Мемориальной премией имени Кира Булычева за продолжение гуманистических традиций в фантастике отметили книгу Михаила Успенского «Райская машина». А лучшим романом признали «Кубатуру сферы» Сергея Слюсаренко, что выглядело особенно концептуально в свете полемики о проектах и творчестве, ведь это произведение как раз входит в серию S.T.A.L.K.E.R. Две новые награды – «Час быка» за лучшую остросоциальную фантастику и «Интернет-Роскон» − получили соответственно Александр Громов с романом «Шанс для динозавра» и сетевой ресурс «Лаборатория фантастики».

Отдельная интрига сложилась вокруг финала сетевого конкурса «Роскон-грелка», в рамках которого соревнуются авторы рассказов на одну заданную тему. Тема нынешнего соревнования, в котором победила Анна Игнатенко, звучала так: «Завтра не будет Луны».

«На «Росконе» появляются новые люди, и это самое главное, – считает один из наиболее востребованных участников форума Ник Перумов, по-прежнему живущий в США, но ежегодно посещающий российский конвент. – Хотя вообще-то «Роскон» − довольно консервативное мероприятие, здесь важна традиция».

«Роскон», как всегда, не обошелся без музыкальной программы – на этот раз ее хедлайнером стала группа «Бах. компот» во главе с Вадимом Степанцовым − и закончился фейерверком на берегу Москвы-реки. И, тем не менее, в отличие от того, как порой бывало раньше, съезд прошел в сугубо рабочей обстановке, без эксцессов и чьих-либо неожиданных тусовочных эскапад.

Текст: Кирилл Решетников