Взгляд
30 января, понедельник  |  Последнее обновление — 15:29  |  vz.ru
Разделы

Большая история Донбасса складывается из множества человеческих историй

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
У поварихи Мамы кухня, на крыше газовый баллон большой. Начался обстрел. Мама и говорит: «Пчела, дорогой, давай снимем баллон, а то еще попадет, взорвемся». Он дверь открывает в соседнюю комнату, а там целый КамАЗ противотанковых мин выгружен. «Не бойся, – говорит Пчела, – если попадет, мы даже не заметим». Подробности...

Почему поддержка Эрдогана Москвой не имеет альтернатив

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Торговаться с Эрдоганом Москве можно и нужно только после выборов, сделав ставку на действующего турецкого президента хотя бы по той причине, что все альтернативные сценарии – кратно хуже. Подробности...

Русских обманывать можно, но только один раз

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Россия – это отдельная цивилизация, стоящая на границе циничного Запада и лукавого Востока, на границе Леса и Степи. Именно наше пограничное положение позволило нам впитать в себя от Запада и Востока то, что нам нужно, отторгнув нам несвойственное. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Российские войска за сутки уничтожили более 170 украинских военных

    Главная тема


    США провоцируют войну против важного партнера России

    скорая отставка


    В Германии предсказали исход конфликта Шольца и Бербок

    «живой щит»


    Эксперты объяснили большое число трагедий из-за ошибок украинской ПВО

    борьба за ресурсы


    В России объяснили желание США заполучить титановые месторождения Украины

    Видео

    поставки вооружений


    Франция хочет отдать Украине летающее старье

    российские законы


    Херсонщина запустила финальный этап интеграции в Россию

    история войны


    Поражение США во Вьетнаме имеет отношение к Украине

    «Обещает золотые горы»


    Что стоит за словами Трампа о достижении мира за сутки

    Урановые боеприпасы


    Западные танки несут ядерную угрозу Украине

    нити управления


    Сергей Миркин: Украина расшатывает Америку

    наши люди


    Виталий Трофимов-Трофимов: Уехали не только предатели

    часть ядра


    Вадим Трухачёв: Швеция продавит Турцию по вопросу членства в НАТО

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    «Горин научил меня искусству самоиронии»

    Марк Захаров: Горин научил меня самоиронии
    Когда Григорий Горин что-то придумывал, он сразу же звонил Марку Захарову
       12 марта 2010, 11:47
    Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД
    Текст: Кирилл Решетников

    В пятницу исполняется 70 лет со дня рождения Григория Горина – писателя-сатирика и драматурга, чьими словами к советской аудитории обращались Тиль Уленшпигель, барон Мюнхгаузен, Джонатан Свифт, граф Калиостро и рыцарь Ланцелот. Режиссер Марк Захаров, осуществивший многие постановки в соавторстве с Гориным, рассказал газете ВЗГЛЯД, чем обязано этому ярчайшему автору русское комедийное искусство и какие идеи Горина остались нереализованными.

    – Марк Анатольевич, как вы познакомились с Григорием Гориным?
    – Случайно. Тогда Горин вместе с Аркадием Аркановым написали пьесу «Свадьба на всю Европу». Сначала ее успешно поставили в Ленинграде, потом начали готовить спектакль по пьесе уже в Москве. Горин с Аркановым то ли делали какие-то доработки, то ли собирались писать что-то новое… Вот тогда мы и познакомились – это произошло в «Рузе», был раньше такой дом творчества для актеров и театральных деятелей. Но настоящее общение началось позже, когда Горин с Аркановым принесли мне свою пьесу «Банкет». Я работал в то время в Театре сатиры, куда меня пригласил из студенческого театра МГУ Валентин Николаевич Плучек. И вот после спектакля «Доходное место», к тому времени уже хорошо известного в Москве, я осуществил постановку «Банкета». Спектакль запретили, по-моему, после четвертого или пятого показа.

    Для Горина была очень важна тема шута, Шута с большой буквы

    Я многим обязан Григорию Горину. Он рассказал мне что-то такое, чего я не знал: о человеческой жизни, о жизни страны, о законах построения комедийной ситуации. И, конечно, блестяще реализовал свои теоретические познания, создав пьесу по роману Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель». Сначала она называлась «Страсти по Тилю». Но это был период страшнейшего цензурного давления на искусство и на отдельных его представителей, и слово «страсти» было недопустимо. Поэтому спектакль назвали просто «Тиль».

    – Эта постановка была уже в театре имени Ленинского комсомола?
    – Да, в 1974 году. Спектакль получился веселый, остроумный. На него стали приходить зрители – к большому изумлению и счастью всей труппы, которая переживала после ухода Анатолия Эфроса тяжелое время. Тогда у театра часто менялись художественные руководители, а успеха не было. Появление «Тиля» стало переломным моментом. Потом, через какое-то время, этот спектакль даже выпустили за границу – мы с огромным успехом играли его в Чехословакии, в Польше…

    – Как Горин относился к трудностям, связанным с идеологическими запретами? Как все это переносил?
    – Он был оптимистичен и весел, и этот оптимизм передавался другим. Он считал, что после плохих дней обязательно должны наступить хорошие.

    – В 1970-е вы начали вместе работать для телевидения.
    – У Горина были замечательные сценарии, в работе над которыми я как режиссер тоже принимал участие: «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви»… Мы с ним были очень близки и в творческом отношении, и в человеческом. Самую большую радость я испытал, когда он однажды он сказал мне: «Марк, понимаешь, я уже так долго всем объясняю, что фильм «Обыкновенное чудо» ты сделал без моего участия и что некоторые другие вещи, наоборот, сделал я без тебя. Давай я уже буду считаться соавтором «Обыкновенного чуда». Я, конечно, согласился.

    Пьесы Горина запрещали, но он продолжал считать, что за плохими временами обязательно наступят хорошие (фото: ИТАР-ТАСС)
    Пьесы Горина запрещали, но он продолжал считать, что за плохими временами обязательно наступят хорошие (фото: ИТАР-ТАСС)
    – Сюжеты ваших совместных фильмов так или иначе построены вокруг людей, которые либо выглядят в глазах окружающих безумными, либо верят в чудо вопреки здравому смыслу. Это, должно быть, не случайно?
    – Думаю, для Горина была очень важна тема шута, Шута с большой буквы – такого, образ которого являли Ходжа Насреддин, Василий Теркин, Тиль Уленшпигель, Менахем Мендел из написанной самим Гориным комедии «Поминальная молитва» и еще некоторые фигуры. Вплоть до великого современного шута, с которым мы сами общались, – Юрия Никулина. Шут, который остроумен, смел и, в общем, любим, почитаем всеми, поскольку все видят его интеллект, понимают его значимость и силу его воздействия на общество, – этот образ был, может быть, важнейшим в творчестве Горина.

    – Сценарии писались с расчетом на конкретных актеров? К примеру, Мюнхгаузен был написан для Янковского?
    – Если говорить о «Том самом Мюнхгаузене», то было точно известно, что должны участвовать Абдулов и Фарада. В отношении Янковского были мучительные сомнения. Мы с Гориным ими ни с кем не делились, но между собой много обсуждали, стоит ли приглашать Олега. Я очень верил в Янковского, а Григорий не видел его в комедийных ролях. Я тоже не видел, поскольку до этого он их не играл. Янковский к тому времени уже был известным актером, замечательно работал в кино, но в отношении того, насколько ему свойствен иронический взгляд на мир, оставалась неясность. Однако сам Янковский, слава Богу, вскоре ее развеял. Помню, однажды утром, уже на съемках в Германии, я увидел в его глазах то самое веселое безрассудство – истинную комедийную радость. И вот тогда начался комедийный режим существования, и мы поняли, что риск был оправдан. После «Мюнхгаузена» кандидатура Олега была уже неоспоримой, и все, что мы замышляли, было так или иначе связано с ним.

    – Горин был покладистым соавтором?
    – Да. Например, когда я предложил, чтобы у герцога в «Том самом Мюнхгаузене» было какое-нибудь странное увлечение, например интерес к шитью, Горин страшно обрадовался. Он сразу стал придумывать какие-то диалоги. Он всегда быстро подключался. Но больше всего меня поражало вот что: когда Григорий Горин что-то придумывал, он обязательно звонил мне. Он делил все свои мысли на вечерние и утренние – вечерние мысли проверялись утренним часом и не всегда оказывались подходящими… Однажды он позвонил мне и сказал, что придумал пьесу про кошек. Я отнесся к этому с недоверием и сказал: «Гриша, про собак – еще ладно, а что у тебя будут делать кошки?». «Ну, не знаю, – ответил он. – Может быть, петь, танцевать…» Я эту идею отверг, и он потом тоже счел ее дурной. Но потом, года через два–три, появился знаменитый мюзикл Cats. И я тогда поверил, что над нами есть некий информационный слой, доступ к которому открыт талантливым людям. Мысль в какой-то степени мистическая, но слишком много было в жизни случаев, связанных с таким информационным посылом свыше.

    – С Гориным было легко общаться?
    – Когда я чему-то очень радовался, он меня немножко остужал, а когда слишком сильно огорчался, он говорил, что нет, все замечательно и дальше тоже будет хорошо. В этом отношении Горин был для меня уникальным человеком, и думаю, не только для меня. Он был мягок, ласков и добр, но и по-своему крепок, храбр, амбициозен. А также в высшей степени самоироничен. Он и меня научил искусству самоиронии, за что я ему очень благодарен. Как и за часы общения с труппой театра «Ленком», за участие в работе театра, в его «строительстве». Ведь Горин, несомненно, один из «строителей» «Ленкома». Он оказал большое влияние на многих артистов, на формирование репертуара. Да и вообще, задал высокую планку в комедийном искусстве. Пошутить – задача в наше время наисложнейшая. Когда мне бывало как-то совсем нескладно и плохо, он приходил на репетиции и помогал. Сначала, правда, отчаянно ругал меня – теперь человека, который бы меня так поругал, нет, а он умел и обижать, он делал это, чтобы возбудить во мне энергию. Это была конструктивная ругань – он сразу предлагал выход из положения, мог даже что-то переписать в чужой пьесе, просто чтобы мне помочь. Я не могу всего этого забыть. Я счастлив, что в моей жизни был такой замечательный человек.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •