Взгляд
6 июля, среда  |  Последнее обновление — 03:59  |  vz.ru
Разделы

Слова «Будьте осторожны!» в Донецке не имеют смысла

Марина Ахмедова
Марина Ахмедова, Журналист, писатель
– А если бы вам предложили стать палачом? – тихо спросила я, встав рядом с отцом офицера. – Вы бы расстреляли иностранных наемников? Членов националистических батальонов? – Аж бегом, – ответил он. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Почему русские испытывают испанский стыд за Запад

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
У айтишников есть понятие легаси-код: код, который был получен в наследство (legacy) от предыдущих команд разработчиков – он работает, но неизвестно как. Что-то подобное произошло с идеологическо-политтехнологической машиной Запада. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Чему нас не научил Чебурашка

Мария Бойко
Мария Бойко, эксперт ИМИ МГИМО
Шварцман в своем самом известном мультфильме про друзей Чебурашку и крокодила Гену неоднократно демонстрирует: если у гражданина есть потребность в чем-то, надо найти единомышленников и просто сделать это своими руками. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Захарова напомнила Осло о незаконности санкций Норвегии против России

    Главная тема


    Сухогруз из Бердянска стал испытанием для Эрдогана

    «Кошмар надвигается»


    Times: Британии в случае войны с Россией боеприпасов хватит на два дня

    система Пентагона


    США нашли защиту от гиперзвуковых ракет России

    блокада Шпицбергена


    Сенатор: По сути норвежцы начали агрессию против граждан РФ

    Видео

    оперативный простор


    На Украине назрела новая стадия российской спецоперации

    служба в армии


    Как лучший вратарь России стал рядовым Военно-морского флота

    вооруженный бунт


    Узбеков напугали перспективой потерять половину страны

    гигантский банкомат


    Варшава и Киев объединились для разорения Евросоюза

    освобожденные территории


    Херсонская область переходит на российское управление

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Вы служили в армии?

    Повелитель мушек

    «Я самый известный писатель самого ненавидимого народа – сербского народа», − характеризует себя Павич
       27 октября 2009, 17:58
    Фото: khazars.com
    Текст: Кирилл Решетников

    Минувшим летом во дворе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы был установлен прижизненный памятник «самому известному писателю самого ненавидимого народа» − Милораду Павичу. Почти одновременно с этим сербский классик изготовил скромный памятник собственным литературным находкам двадцатипятилетней давности, написав новый роман «Мушка» − эдакую короткую песню на бис, после которой с «нелинейной прозой» обещано покончить навсегда.

    «Зачинатель интерактивной прозы», «первый писатель III тысячелетия», «рассказчик, равный Гомеру» – всех этих критических «титулов» у автора «Хазарского словаря» уже никто не отнимет. В какой-то момент его новые произведения попросту перестали влиять на образ великого серба, сложившийся в головах благодарных читателей.

    Если они меня обнаружат, они дадут мне ребро от жареного вола, моей жене – яблоко и изгонят из города

    Эта ситуация по-своему интересна: что будет делать тот, кто достиг такого статуса? Замолчит, будет писать предсказуемые вариации на свои постоянные темы или попытается как-то изменить представление о себе? Павич выбрал первое: его «Мушка» − вещица игрушечных размеров, шкатулка с ожидаемыми неожиданностями, короткая песня на бис. Опять нелинейность, опять мужское и женское, опять два варианта сюжета.

    Сборник, в составе которого издан новый текст и в который вошли также давно известные повести «Дамаскин» и «Стеклянная улитка», снабжен определением «три коротких нелинейных романа о любви». Детскому энтузиазму, с которым Павич употребляет потрепанное литературоведами слово «нелинейный» и разъясняет роль читателя как сотворца текста, можно только позавидовать. Эффект тотального дежавю нисколько не смущает, да и что уж тут смущаться, если самоповтор явным образом возведен в принцип.

    «Мушка» − роман о творчестве и о старости (фото: обложка книги)
    «Мушка» − роман о творчестве и о старости (фото: обложка книги)

    Однако проигрывание старой пластинки нужно воспринимать в контексте сопутствующих обстоятельств. Во-первых, это программный возврат на «хазарскую» тропу после походов по другим маршрутам: недавно Павич выпустил сборник рассказов «Бумажный театр», в котором смоделировал творчество вымышленных авторов, а три года назад – роман «Другое тело», где есть мистика и филологические загадки, но интерактивность и нелинейность начисто отсутствуют.

    Во-вторых, автором вроде бы объявлено, что «Мушка» − последний опыт в области нелинейной прозы. Что ни говори, а комментарий этот грустный. Грусть, сопутствующая подведению итогов, есть и в самой «Мушке», и это делает ее живой, не дает отнестись к ней только как к формальному экзерсису.

    Персонажи нового романа похожи на главных героев «Другого тела»: там действуют пожилой сербский писатель и его молодая жена, а в «Мушке» − старый сербский художник и его супруга, которой за сорок.

    Живописец Филипп Рубор достиг высот славы, но период триумфа уже позади – на родине интерес к его работам слабеет. Его жена Ферета Су, тоже художница и скульптор, пока лишь на пути к большой славе, и эта разница в «весовых категориях» представляет для Филиппа и Фереты бОльшую проблему, чем возрастной разрыв.

    У богемной пары много недоброжелателей, на родине им становится все менее уютно, и вот однажды грабители полностью обчищают их квартиру. Супруги уезжают в Швейцарию, а дальше происходит непременное раздвоение судьбы: роман распадается на две части, главным героем одной из которых становится Филипп, а другой – Ферета, вторая версия жизни оказывается комментарием к первой и вмещает в себя некую хитроумную иллюстрацию к ней; две реальности существуют одновременно и отчасти дублируют друг друга.

    Все прочие атрибуты «классического Павича» тоже на месте: вставные новеллы-легенды, сны, блуждающие тексты.

    «Мушка» − роман о творчестве и о старости. Ферета – альтер-эго Филиппа, а 80-летний Филипп – альтер-эго Павича, которому 15 октября 2009 года тоже исполнилось 80. Вопрос о том, что делать в конце жизни, как примириться с превращением в памятник самому себе, проговаривается почти впрямую, и нужно быть совсем глухим, чтобы его не расслышать.

    За фигурой художника все время просвечивает писатель, и это его голос звучит в конце одной из магических историй-вставок: «Я не знаю, какие лица у тех, к кому я обращаюсь сквозь огонь и стену, не знаю ни их пола, ни возраста, ни намерений, ни причин, по которым они плачут, ссорятся или веселятся. Но я твердо знаю, что если они меня обнаружат, они дадут мне ребро от жареного вола, моей жене − яблоко и изгонят из города». Остается вспомнить героя-писателя из «Другого тела», которому пригрезился экземпляр «Внутренней стороны ветра», валяющийся в луже.

    Одна из ключевых фраз «Мушки» звучит так: «Это перестает быть красивым и становится похожим на правду». Нельзя сказать, что в «Мушке» нет дежурной формальной красивости, но правды в ней, может, и больше, чем в других «нелинейных» романах.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •