Наталья Потемкина Наталья Потемкина Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

19 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

20 комментариев
Ван Вэнь Ван Вэнь Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

3 комментария
28 августа 2009, 16:02 • Культура

Человек Памук

Орхан Памук представил в России свой новый роман

Человек Памук
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

В Москву приехал турецкий писатель Орхан Памук – лауреат Нобелевской премии по литературе за 2006 год. Мировой полпред турецкой прозы представляет в России новый роман «Музей невинности» – первую книгу, написанную им после вхождения в когорту нобелиатов. В российской столице Памук порассуждал о сходстве Москвы и Стамбула, упомянул о влиянии Толстого и Достоевского и объяснил, почему его недолюбливают на родине.

Орхан Памук – самый востребованный в мире турецкий автор, западник, либерал и активный сторонник вступления Турции в Евросоюз. Мировую известность писателю принес роман «Черная книга», ставший одним из главных литературных событий начала 1990-х. В своей прозе он экспериментирует с достижениями западного романа, учитывая опыт постмодернизма и магического реализма, но вновь и вновь возвращается к реализму обыкновенному.

Вещи возлюбленной Кемаль-бея, которые он собирал на протяжении долгого времени, будут доступны для обозрения

Прошлый приезд Памука в РФ был приурочен к российской премьере сразу двух его книг – последнего на тот момент романа «Снег» и градоведческого бестселлера «Стамбул: город воспоминаний». Уже тогда автора встречали как высокого гостя. Немногим ранее, осенью 2005-го, Памук был удостоен одной из самых престижных европейских премий – Премии мира немецких книготорговцев, что во многом было связано с неконвенциональным для Турции поступком писателя: он публично упомянул о совершенных в его стране массовых убийствах армян и курдов, спровоцировав тем самым преследования со стороны турецких националистов. Присуждение Памуку этой награды стало, в свою очередь, своего рода прологом к судьбоносному для него решению Нобелевского комитета.

Нынешнее пребывание писателя в России освещается даже с большим вниманием, нежели три года назад, а программа визита имеет академический уклон. В программе нобелиата не только автограф-сессия, но и две лекции: одна – в московском Институте стран Азии и Африки при МГУ, другая – в петербургском Институте русской литературы Российской академии наук, известном как Пушкинский дом.

Стоит отметить, что, в отличие от некоторых других романов Памука, недавно изданный на русском «Музей невинности» представляет собой чисто реалистическую вещь, лишенную признаков остросюжетности. Впрочем, книга написана в довольно характерной для автора манере. Проявляя пристальное внимание к бытовым деталям, культурным тенденциям и другим особенностям конкретной эпохи, он тщательно воссоздает среду, в которой живут его герои, и вписывает лирическую историю в контекст, ценный со страноведческой точки зрения.

Весной 1975-го тридцатилетний Кемаль-бей, отпрыск богатой семьи, влюбляется в бедную дальнюю родственницу. Это приведет его к разрыву уже состоявшейся к тому времени помолвки, отдалению от стамбульского бомонда, длительному периоду сложных отношений с возлюбленной и в конце концов к коллекционированию ее вещей, собрание которых со временем станет настоящим музеем.

По словам самого Памука, данная книга посвящена природе и метафизике любви. В рамках встречи с журналистами в Ленинской библиотеке писатель также подробно остановился на том, как соотносятся друг с другом он сам и его герой Кемаль-бей. «Я не Кемаль-бей, я писатель. Но искусство писателя состоит в том, чтобы быть Кемаль-беем и одновременно уметь посмотреть на него со стороны, – объяснил гость. – Сейчас я говорю, что я не он, но, прочтя книгу, вы все равно будете думать, что Кемаль-бей – это я».

Кроме того, Памук порассуждал о сходстве Москвы и Стамбула, упомянул о влиянии Толстого и Достоевского, подчеркнул важность юмора и отметил, что в Турции до сих пор существуют проблемы с признанием свободных отношений между мужчинами и женщинами, а потому и писать об этих отношениях сложно.

Как и во время многих других своих встреч с аудиторией, Памук дал понять, что дистанцируется от политики, признался, что старается не касаться вопросов дипломатии, и констатировал, что, в отличие от Назыма Хикмета, никогда не сидел в тюрьме. На вопрос об отношении к европейским перегибам на почве политкорректности гость ответил уклончиво, переведя разговор на свою любимую тему: «На подобные вопросы я всегда отвечаю так: я бы очень хотел, чтобы Турция вступила в Евросоюз. Я хотел бы, чтобы в Турции соблюдались законы и было больше свободы слова. Мне будет не очень важно, войдет ли Турция в Евросоюз, если эти проблемы будут решены».

Вместе с тем, по мнению Памука, за последнее время Турция стала более свободной страной.

Отметим также, что в 2010 году в Стамбуле появится музей, призванный служить воплощением того, который описан в «Музее невинности»: вещи возлюбленной Кемаль-бея, которые он собирал на протяжении долгого времени, будут доступны для обозрения. Автором этого оригинального проекта является сам Орхан Памук.