Взгляд
21 мая, суббота  |  Последнее обновление — 01:29  |  vz.ru
Разделы

Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Я эту легкомысленность по поводу жизни в чужой стране замечаю уже давно, задолго до спецоперации – кто-то вдолбил огромной части русской аудитории, что где-то в Европе сплошные сады и земля обетованная. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Германия и Италия разрешили компаниям платить за газ в рублях

    Главная тема


    Кого из командиров «Азова» еще предстоит найти и наказать

    экспорт нефти


    Порошенко предложил перекрыть нефтепровод «Дружба»

    высотный БЛА


    Эксперт назвал беспилотник, поставку которого в войска анонсировал Шойгу

    способ передачи


    Вирусолог объяснил высокий уровень заражения оспой обезьян среди гомосексуалистов

    Видео

    новейшее вооружение


    Украина оттачивает военную мощь России

    экономический рывок


    Как Донбасс поможет развитию России

    истребитель четвертого поколения


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    Цены на пшеницу


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    спецоперация на украине


    Как российская артиллерия проламывает украинскую оборону

    конец постмодерна


    Ольга Андреева: Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

    поколенческий разлом


    Игорь Мальцев: Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

    Хвост виляет собакой


    Ирина Алкснис: Украинцев используют как подопытных кроликов

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Голые против «бублимира»

    Периодически питерец Крусанов скатывается до фиг Москве и Европе
       20 октября 2009, 20:06
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Кирилл Решетников

    Имперская утопия «Укус ангела», увидевшая свет в 2000 году, обеспечила Павлу Крусанову место в ряду писателей, чьи слова заслуживают внимания. Новым романом, получившим название «Мертвый язык», петербургский автор подтверждает этот статус, изъясняясь уже почти на языке проповеди. При этом книга как будто создана для того, чтобы позлить критиков: тут и борьба с обществом потребления – «бублимиром» − через стриптиз, и нелестные характеристики «лихих 1990-х», и извечная питерская фига Москве.

    В современном Петербурге, по-прежнему остающемся лучшим городом на Земле, но вслед за Москвой сдающем позиции измельчавшему безблагодатному универсуму, разгораются веселые костры индивидуального сопротивления. Неуемный огонь горит в сердцах философствующей богемы, которую в «Мертвом языке» единолично представляет колоритный персонаж по имени Рома Тарарам.

    Мертвую консьюмеристскую вселенную он уподобляет поедаемому бублику, где дырка – экран телевизора

    38-летний Рома работает посыльным в цветочном тресте «Незабудка», но его неприметная мирская роль, как и полагается, решительно контрастирует с его рангом в армии духа – здесь он претендует как минимум на звание генерала.

    Гордый философ занят поиском эффективных стратегий, которые позволили бы поколебать, а в идеале сокрушить власть потребительских иллюзий, вернуть людям древнее и единственно правильное чувство реальности. Мироустройство, с которым Рома пытается бороться, он называет «бублимиром», уподобляя мертвую консьюмеристскую вселенную поедаемому бублику; важнейшая часть бублика – дырка, она же экран телевизора. Первая задача сопротивленца – испытать «бублимир» на прочность, вызвать неиллюзорное замешательство.

    С этой целью Рома организует в центре Петербурга немассовое, но хорошо скоординированное шествие голых людей, после чего намеревается перейти к более серьезным действиям.

    Обложка романа Павла Крусанова «Мертвый язык»
    Обложка романа Павла Крусанова «Мертвый язык»

    Случай сводит озорного гуру с тремя студентами, которым также присущи нонконформизм и философский склад ума – Егором, Настей и Катенькой. Великолепная четверка, разбившаяся на две влюбленные пары, пробует вернуть людей к реальности средствами театра и получает первый значимый, хотя и страшный результат. В итоге этот опыт приводит к небывалой находке: в музее Достоевского обнаруживается «душ Ставрогина» – локализованный в пространстве сгусток потусторонней материи, «брешь в оборотный мир», сулящая духовное и физическое преображение.

    «Мертвый язык» написан как будто бы специально для того, чтобы раздражать прогрессивных критиков, чувствительных как к недостаточно конструктивной форме, так и к неблагонадежному амбициозному месседжу, направленному против открытого общества. Разреженное медленное действие то и дело уступает место диалогам и проповедям Тарарама, которые и составляют едва ли не бОльшую часть текста. Еще один «разговорный» роман – ну сколько можно? Да и что это за разговоры! Гремучая смесь из мистического традиционализма, подросткового эскапизма и ницшеанства (Ницше мимоходом цитируется прямо: «падающего – подтолкни»), затрапезные выспренние откровения в духе мистагогов Серебряного века, элитистские виды на «общество с немилосердной иерархией».

    О, сколько желчи должен излить прогрессивный критик по поводу этой «иерархии»!

    Особенную неприязнь у прогрессивного критика обязан вызвать, конечно, Рома с его риторикой. Рома обзывает матерными словами тех, которые якобы знают, как все сделать правильно, и поучают других – но сам он ровно этим и занимается. Он борется с иллюзиями, но сам находится у них в плену. Он предпочитает говорить и руководить, а роль исполнителей норовит отвести подпавшим под его очарование. Чем не пародия на незадачливого подпольного пророка? Неужели все это всерьез?

    Еще хуже – нелестные характеристики 1990-х, ставшие уже общим местом (и элементом конъюнктуры! – добавят особо ретивые критики), а также неприкрытая, обстоятельно обнажаемая в разговорах фига Европе и Москве. И венец всему – монолог духа растления, именующего себя ветром перемен. Дух этот – по сути, единственный отрицательный персонаж книги, зато какой! − повествует о том, как он разрушил прекрасный единый мир, внушив человеку ложно истолкованные идеи свободы и равенства. Не любить ветер перемен нехорошо!

    На самом деле все, что проповедует Крусанов, правильно и в высшей степени уместно – если, конечно, делать скидку на персонажей и не стремиться поймать их на слове. Идеи «Мертвого языка», может быть, и не новы, но традиционализм ведь и не предназначен для того, чтобы окормлять любителей новизны. Но дело не только в самих идеях. Как ни странно, именно такая прямая трансляция именно этих идей относительно нова для русской литературы – в ней, особенно в последние полвека, больше любили проповедовать нечто совсем иное.

    Да и сам по себе роман-манифест, на первый взгляд кажущийся анахронизмом, в действительности таковым не является. Он уже отлежался под спудом, и Крусанов извлекает его оттуда весьма своевременно. Этот жанр выглядит неожиданно свежо на фоне того, что еще недавно было ультрамодным – так рифмованные стихи приобретают актуальность на фоне устаревшего верлибра. В конце концов, крусановские декларативные беседы – это тоже поэтика, и они ничуть не хуже, скажем, ехидных онтологических лекций Пелевина.

    «Однажды в магазине я попросил принести пять китайских компасов, чтобы выбрать достойный. Представь себе – все они показывали север в разных направлениях! Поэтому я купил русский компас, самый лучший, который не врет», − рассказывает Рома Тарарам. «Мертвый язык» − компас не для всех, но стороны света он показывает безошибочно.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •