Взгляд
7 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 21:56  |  vz.ru
Разделы

Приднестровье – барьер на пути агрессивного румынизма

Андрей Сафонов
Андрей Сафонов, политолог (Тирасполь), эксперт НОМ
На приднестровских выборах особого накала, как это было, например, в 2011 или 2016 годах, нет. Может создаться мнение, что борьба идет без прежнего огонька. Но она все же идет. Подробности...

Добродетель – не слепая вера, а рассудительность

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Если человек втянулся в культ, потратил время, деньги, репутацию – ему невыносимо признать, что он поступил как дурак. Это тем более невыносимо, если он, будучи в культе, совершал что-то явно глупое, позорное или преступное. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Почему нельзя массово репатриировать русских в Россию

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Смириться с провалом «мягкой силы», забрать всех русских и тем самым показать «где-то-там-станам» ошибочность их культурной политики? Это не в интересах ни России, ни русских людей за ее пределами. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Меркель проводили на пенсию музыкой из ГДР и факелами

В Берлине во дворе министерства обороны прошла церемония прощания с покидающей пост канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Церемония всегда проходит вечером и состоит из нескольких музыкальных композиций, включая национальный гимн и марш. Кроме того, по традиции зажигаются факелы
Подробности...

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В США исключили санкции против «Северного потока – 2» из оборонного бюджета

    Главная тема


    Госдума взяла под защиту "русскую партию" Америки

    стрельба в центре госуслуг


    Полицейский рассказал о задержании стрелка в МФЦ

    иск третьей стороны


    В Дании сняли арест с российского судна «Академик Иоффе»

    задержанный американец


    Юристы: Ввоз медицинской марихуаны в Россию квалифицируется как контрабанда

    Видео

    30-летие роспуска СССР


    Как Горбачев пытался спасти Советский Союз

    денежные переводы


    Клиентов банков ради защиты от мошенников лишат привычного удобства

    военные преступления


    Бельгия нанесла поражение латышским нацистам

    оружейный рынок


    Как России зарабатывать больше на продаже вооружений

    армия и вооружение


    Новый бомбардировщик будет иметь особое значение для России

    русское культурное поле


    Антон Крылов: Украинцам навязывают мову, а они слушают русские песни

    родные соотечественники


    Сергей Мардан: Верните русских!

    русское предупреждение


    Андрей Колесник: Киеву придется заплатить непомерную цену

    на ваш взгляд


    После вооруженного нападения в московском МФЦ нужно усилить меры безопасности в центрах госуслуг?

    От Москвы до самых до окраин

    Работа Олега Виденина
       8 февраля 2008, 12:24
    Фото: Олег Виденин
    Текст: Константин Рылев

    В серии экспозиций «Классики российской фотографии» в Центральном Манеже демонстрируется ретроспективная выставка Юрия Рыбчинского: работы периода с 1970-х по 1990-е. Временной охват – три десятка лет. Будучи корреспондентом АПН, «Комсомольской правды» и «Смены», Рыбчинский попадал в закрытые для простого советского гражданина места, будь то колония или церковный собор.

    Советский Рыбчинский

    Рыбчинский передал общую атмосферу СССР, показав, что обычные граждане этой закрытой территории были относительно свободны

    Фотограф всегда схватывал основной парадокс: противоречие между реальностью и идеальным представлением о ней. И оказывалось, что в ИТК (исправительно-трудовой колонии) находятся не только монстры в наколках, но и лопоухие тонкошеие парни, поющие в хорах и изучающие астрономию.

    А на «Приеме по случаю интронизации Патриарха Пимена» в банкетном зале гостиницы «Россия»(1971) на столах кроме колбас, осетрины и коньяков с винами имелась еще и дичь. И дичью кажется вся эта пышность для церковнослужителей.

    Но и зэкам, и священникам «ничто человеческое не чуждо». «Человеческое» – главный объект фотоохоты Рыбчинского. Он показывает человеческие слабости, демонстрирует зазор между радужными лозунгами и тусклой действительностью, идеологией и бытом, между «как надо» и «как есть».

    Бодрый призыв «Получим от каждой коровы три тысячи литров молока» комично смотрится на фоне мрачных помятых животноводов, не горящих желанием бить рекорды.

    В цикле «Городок» множество снимков провинции: перед зазывно возвышающимся над площадью рестораном замер мужик. Ему явно хочется устроить «праздник души» в этом «бардельеро», как Егору Прокудину из «Калины красной».

    Рыбчинский «застает врасплох» не только своих персонажей, но и само Время, его поворотные моменты, отметки-символы.

    Бесконечные банкеты завершаются циклом «Вытрезвитель» (1980), где милиционеры «веселы» так же, как их клиенты.

    А вот двое запредельно бухих граждан валятся с ног прямо посреди мостовой. Рыбчинский успел поймать их «в полете» («Пьяные упали», 1984). Этот отпечаток – высшая точка запоя-застоя, дальше – по наклонной. Может, не так был неправ Горбачев, развернувший антиалкогольную компанию?

    «Ночь на старом Арбате» (1987) – гитары, девушки, улыбки: начальная, романтичная фаза перестройки. На снимке 1990 года – завершающая: малыш в коляске на фоне порнухи («На выставке эротического искусства»). Как обычно, в лихую пору объявились экстрасенсы, принимающие «Программу помощи человечеству».

    Человечеству можно помогать по-разному. Можно – ОМОНом. Недобрые молодцы застыли в шеренге, их увещевает сердобольная бабуля («ОМОН на Тверской, 20 августа, 1991 года»).

    А можно – психотерапевтом Кашпировским, который положил свою длань на макушку дочери генсека – Галины Брежневой во время «сеанса массовой психотерапии на стадионе «Динамо». Вероятно, не очень подействовало – на соседнем фото Галина буйно выплясывает на столе с закусками перед парадным портретом отца («Галина Брежнева. Домашний праздник», 1992).

    Лицо у Ельцина на знаменитой фотокарточке 1991 года словно высечено из камня. В чертах первого российского президента чувствуется тяжелая поступь кризисной эпохи. Знаковые личности: Ростропович, Кабаков, Проханов, Жириновский. Чертиком из дырки в картине с изображением ударниц труда выскакивает могильщик соцреализма – еще не седой Владимир Сорокин.

    Рыбчинский передал общую атмосферу СССР, показав, что обычные граждане этой закрытой территории были относительно свободны. Ад – в тюрьме, рай – в кабаке. За нравственность отвечала партия, а не церковь.Да, «ни церковь, ни кабак – ничто не свято», однако жители, погруженные в собственное приземленное существование, кажутся вполне довольными: под гигантским панно с вдумчиво строчащим Леонидом Ильичем молодые мамы безмятежно прогуливаются с колясками.

    Официоз живет государственными хлопотами, обыватели – личными. Два этих бытия почти не пересекались. Хотя государство регулярно напоминало о себе программой «Время", военно-патриотическими монументами и гипсовыми девушками с веслами. Трансформацию этих отношений отразил Игорь Мухин.

    Тотальный Мухин

    Работа, Игоря Мухина
    Работа, Игоря Мухина "Москва 1996"

    В галерее «На Солянке» в ретроспективной экспозиции (1990-2006) известный российский мастер отслеживает воздействие на общественное подсознание образов-символов. Раньше российский гражданин находился под пристальными взглядами Ленина, Маркса и Энгельса, теперь – ковбоя из «Мальборо» или девиц в бикини, приглашающих дернуть «Пепси».

    Идолы-великаны не призывают к миру, маю и труду, они радушно, но не бесплатно протягивают чашку «Нескафе» или часы «Ролекс». Медийному влиянию Игорь придает мистико-фантастический оттенок «Матрицы» или «Generation П».

    Обыватели, словно металлические опилки, выстраиваются вдоль силовых линий магнитно-волевого поля, которое излучает уже не Идеологический Центр, а Западный Капитал. Главный Источник незаметен, мы наблюдаем только его ретрансляторы и усилители.

    Раньше их роль выполняли идеологические панно и статуи, теперь – биг-борды. В подборке «Фрагменты и монументы» Игорь бережно отслеживает путь «ретрансляторов», вышедших из употребления: полустертый портрет героя Соц. Труда, облупившийся гипсовый штангист в парке.

    Мухин скрупулезно запечатлевает массы, движимые импульсами извне (серия «Шествия»). Сотни лиц глядят в одну сторону, тысячи ног шагают в одном направлении. Этот человечий муравейник на его снимках близок конструктивизму Родченко.

    Старики, привыкшие получать «подзарядку» по-советски, преданно несут портреты вождей, но те уже «не работают». Вся материальная мощь влилась в Образы Западного Капитала. Мухин чувствует скрытую «денежную энергию» предметов и людей. Даже безыскусный пейзаж с «Волгой» Газ-21 на крымской набережной у него выглядит гламурно.

    Мир делится на Манипуляторов (обладателей силы) и Автоматов (тех, кем манипулируют). И в этом смысле каких-то духовных открытий у Игоря нет, но есть ощущение тотальной взаимозависимости.

    Даже на снимках знаменитостей, которых у него немало, они – фигуры, олицетворяющие успех (Те, Кто Влияет). Хотя Игорь не прочь показать и цепочку безымянных балерин, и толпу восторженно задравших головы школьников («Выпускники»).

    Однако Мухин не стремится проникнуть в «душевные закоулки» своих объектов, он демонстрирует (по-своему классно) их внешние связи с миром – миром телесным, предметным. В отличие от своего любимого фотографа и учителя Сан Саныча Слюсарева , показывающего на снимках метафизические «перекрестки» разных уровней реальности.

    Зато на мухинских кадрах часто можно видеть настоящую дорожную разметку, вдоль которой (силовая линия!) движется публика. Так же он запечатлевает и тех, кто на обочине, кто выпал из строя: пожилой аккордеонист, играющий на пустынной улице или барахольщики, разложившие немудреный товар под надписью «Машины не ставить».

    Из-за некоторого «материального перекоса» Игоря девушки на его фото получаются излишне кокетливыми. Олегу Виденину удается своих женщин раздевать до души.

    Проникновенный Виденин

    Ровесник Мухина, фотограф из Брянска Олег Виденин завоевал Рунет и Москву буквально за два года. До этого он практически, не выставлялся. « Gallery.Photographer.Ru» представляет его серию «Портреты с окраин»(2007).

    Все его модели, начиная от детей и заканчивая обнаженными потрепанными жрицами любви, предельно искренни. Непонятно, почему они ему ТАК доверяют. Половина ответа в названиях работ «Ксения», «Даша и Маша», «Аня и Юрик», «Светлана, плечевые» – Виденин знает своих брянских героев.

    «Плечевыми» называют проституток, работающих на трассах. Олег сфотографировал трех таких женщин: Лолу, Наташу и Светлану – с выбритыми лобками, со шрамами и синяками. Обычно представительницы древнейшей профессии вызывают или отвращение, или плотское желание, или осуждение.

    На этот раз – ни то, ни другое, ни третье. Все они словно омыты светом. Да так, что стало видна их неиспорченная сердцевина. Надо отчаянно любить людей, чтобы в дорожных проститутках, узреть, как выразился поэт Заболоцкий, «огонь, мерцающий в сосуде».

    Если даже дамы легкого поведения у Виденина «мерцают», то из детских изображений бьют снопы света. Такого количества доброты, заключенной в каждом квадратном сантиметре «Портретов с окраины» не припомню ни на одной выставке современного искусства.

    Художники, погрязшие в концептуальных экспериментах, сильно проигрывают фотографам, достигшим сейчас вершин мастерства. А все потому, что последние, к счастью, не могут слишком отдалиться от человека. А Виденин сократил до минимума расстояние от модели до зрителя.

    «Ксения» – перепачканная в грязи девочка с крестиком на шее. И тем не менее, ее лицо и глаза – воплощение духовной чистоты. Есть работы и без пафоса, с юмором. Например, портрет двух неунывающих мальчишек, обе руки одного из которых в гипсе, называется «Переломный возраст».

    Практически у всех «окраинных» персонажей глаза источают свет. Они этим даже похожи. Все вместе они и образуют Святую Русь: смесь наивности и чистоты, щедрости и милосердия. И чудо это заключено не только храмах, но и в душе ее жителей. Надо только внимательнее вглядываться в глаза друг друга.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •