Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
3 февраля 2008, 12:08 • Культура

Назад в будущее

Назад в будущее

Tекст: Константин Рылёв

Константин Батынков в прошлом году был активным участником множества коллективных выставок. Из последних – «Окрестности пейзажа» (Зверевский центр) и «Россия – родина слонов» (pop/off/art). Как профессиональный иллюстратор, он спокойно берется разрабатывать любую заданную тему.

Его точный графический стиль приятно выделяется на фоне концептуальной невнятицы коллег. «Фирменный» знак Батынкова: монохромное черно-белое изображение (редко мастер «балует» зрителей красным или зеленым цветом), выполненное размашистыми, но точными мазками; громадность художественного пространства достигается за счет сопоставления разномасштабных объектов; смесь гротеска и романтики.

Вавилон-Сити

В шедевре Булатова 1975 года советский плакат выглядел мистическим откровением. Представленная новая картина кроме как с прогнозом погоды ни с чем не ассоциируется…

В галере «Крокин», на традиционной для себя «базе», Батынков представил единоличную экспозицию «Москва». На двух десятках полотен показано поглощение Старого города – Новым.

Кубы и призмы небоскребов агрессивной геометрической мощью задавили Москву уютных дворов и вальяжных усадеб. К растущим урбомонстрам стрекозино слетаются вертолеты с фрагментами металлоконструкций, а у основания гигантов муравьино копошатся люди, бульдозеры и… танки («Москва. Сити»).

Батынков необъятное московское строительство изображает как проявление человеческой гордыни и безумия. Примерно как в «Вавилонской башне» Брейгеля, где великий голландец «строил» библейское сооружение из множества Колизеев, сложенных друг на друга в виде гигантского конуса...

Черный фон, белый горошек снега и бетонные кубы, между которыми несется стая бультерьеров к Останкинской башне («Снег. Кубы. Собаки»). Останкино у Батынкова – условная Ось зла, управляющая ходом Битвы.

Художник фантазирует дальше – строительный бум-катастрофа приводит к реальным катаклизмам. На полотне «Ливень. Пробка» – затор, который образовался из десятков столкнувшихся авто. В «Провале» – огромный котлован, куда вместе с мусором проваливаются автобусы и маршрутки.

Противостоят урбокошмару в «Москве» только две работы. В картине «Невесты» по ночному небу летит цепочка невестушек с букетиками, а внизу торжественно разъезжаются свадебные кортежи.

И советско-идиллическая – «Планетарий». Над конусообразным куполом означенного заведения висит таких же размеров луна с искусственным спутником на орбите, и внизу носятся детишки на катке.

Научно-техническая революция 60-х вызывает у художника счастливое умиление. Но ведь тогдашний перекос в сторону технического образования в ущерб гуманитарному и вызвал множество несоразмерностей в творениях современных архитекторов.

Будем надеется, уже детишки летящих невест застанут более гармоничную эпоху, где будет найдет разумный баланс между модерном и стариной.

Мифология Айзенберга

«Собака Баскервилей», напротив, совсем не страшная, симпатичная, беленькая дворняжка
«Собака Баскервилей», напротив, совсем не страшная, симпатичная, беленькая дворняжка

Художник и писатель Валерий Айзенберг в 1993-м уехал в Штаты.

Там он проникся новыми жанрами актуального искусства: видеоартом и перформансизмом. Вернувшись в родные пенаты (кроме белокаменной, он периодически проживает то в Нью-Йорке, то в Тель-Авиве), в 1999 создал группу Escape (по-видимому, по аналогии с компьютерной командой-клавишей – «спасение», «отмена»). Валерий решил, что «спасение» искусства в отказе от живописи в пользу акционизма.

И действительно на этой ниве Escape»снискала лавры.

Их перформансы пародируют рыночные отношения. Айзенбергу, как художнику, рожденному в СССР, присуще некоторое чувство инфантилизма, поэтому сквозной темой акций была даже скорее ироничная «игра в рынок».

Снять на ксероксе копии с известных произведений московских художников – и загнать по 100 рублей («Пираты»). Или устроить «распродажу Родины» в виде пакетиков с землей...

Однако в Paperworks Gallery Айзенберг представил работы, сделанные в «доакцистский» период (1992) – это традиционные картины, выполненные гуашью и акварелью (серия «Ужасные создания»).

Только довольно небрежно, поскольку автор делал их в режиме нон-стоп, пародируя, наверное, «конвейерную» скорость создания произведений современного искусства. Тогда художник обозначил свой стиль как «инфантильный экспрессионизм».

В «Ночном кошмаре царя Додона» гигантский Золотой Петушок вконец раздолбал голову непутевому владыке, а «Собака Баскервилей», напротив, совсем не страшная, симпатичная, беленькая дворняжка.

«Мифологические, библейские и сказочные фантомы устраивают кавардак в голове художника и заставляют мыслить только цветными пятнами и линиями. Своего рода гедонизм и пир артистической души, свободной от места-времени, контекста, ангажированности и заказа рынка», – пышно излагается идея цикла в пресс-релизе.

Но так ли уже свободны «фантомы» Айзенберга от «места-времени»? «Инфантильный экспрессионизм» Валерий благополучно перенаправил в русло «инфантильного акционизма», но зачем вообще Айзенбергу понадобился этот возврат в прошлое?

Может, его устоявшуюся систему взглядов поколебал проект «Верю» Олега Кулика и потребовался пересмотр?

Айзенберг написал сатирический опус «Гобитест» (он так называет Олега, по названию куликовского видеоарта о пустыне Гоби, где тот проникся идеями буддизма), в котором остроумно высмеивает атмосферу собрания художников на Винзаводе, посвященного предстоящему проекту (сентябрь 2006).

Но стрелы сарказма Валерия были направлены на Кулика, а не на первого докладчика – Анатолия Осмоловского. Очеркиста даже напугала готовность Осмоловского (акциста-ветерана!) «перестать паясничать» и постараться опереться в своих новых работах на духовные национальные традиции.

Айзенберг прозорливо написал об Анатолии: «У него верная рука и чистый глаз. Он, как бы очищает всё вокруг себя от наслоений времени. Из всего, что так или иначе валяется вокруг, он умеет выбрать нечто одно и увлечь им тусовку на пару лет. Быть первопроходцем – это его главная интенция к деланию. Интересно, что будет, когда он откроет для себя Ригведу, Книгу мертвых и Библию?»

«Хлеба» в виде икон, сделанные для «Верю», принесут Осмоловскому премию Кандинского в декабре 2007.

Ирония и пафос трудно совместимы, и, тем менее, у Айзенберга возникло желание вернуться к «исходной точке» – развалу Союза. Сделать ревизию того, что было у него в голове по части мифологии. Из всей череды «Ужасных созданий» больше всего и производит впечатление разросшийся Золотой Петух, заклевавший царя.

Может подсознание художника оказалось более точным, чем сознание (на чем строятся перформансы), и выдало в живописи весьма емкое отражение 1992 года?

Дважды в одну реку

Один из самых успешных на Западе советских художников Эрик Булатов
Один из самых успешных на Западе советских художников Эрик Булатов

Как продолжение темы 90-х – экспозиция «Художники русского зарубежья» в ГЦСИ.

Особых открытий здесь не наблюдалось. Леонид Соков показал на своем полотне двуглавого орла в перевернутом состоянии с серпом и молотом в когтях. Сейчас, мне кажется, эта птица с тем же набором инструментов перевернулась с «голов на когти» и начинает довольно самоуверенно оглядываться вокруг.

Один из самых успешных на Западе советских художников Эрик Булатов несколько переборщил с использованием собственных «фишек»: плакатных надписей, ведущих к центру картин. В шедевре 1975 года, когда из-за освещенных солнцем туч рупором било «Иду», советский плакат выглядел мистическим откровением.

Представленная здесь относительно новая картина, где из темнеющих небес струится надпись «Тучи идут»(2003), кроме как с прогнозом погоды, ни с чем не ассоциируется.

Самым запоминающимся на выставке был видеоарт Дмитрия Александровича Пригова «Сизиф» (2005).

Пригов пристает к огромному черно-белому коту: «Васенька, скажи «Россия», скажи «РРО-ССИ-ЯЯЯ!» «Мяа-у!! – орет несчастная животина и под смех основателя московского концептуализма вырывается на волю.

Сатирическая иллюстрация псевдопатриотизма очевидна, непонятно только, почему Пригов отнесен к «художникам русского зарубежья», если до самой кончины поэт в каждом интервью заявлял, что ни при каких обстоятельствах не покинет Родину?

..............