Взгляд
2 июля, суббота  |  Последнее обновление — 01:11  |  vz.ru
Разделы

Железный занавес ударит по Европе больше, чем по России

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Евросоюз принял решение отгородиться от России – экономически, политически и даже культурно. Но вопрос в том, кому от этого хуже. Есть подозрение, что не России. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Военная математика на стороне России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В разгар Первой мировой британский математик Фредерик Ланчестер разработал систему уравнений для определения исхода боя двух сражающихся сторон. Эта методика многократно проверена в буквальном смысле в бою. Подробности...
Обсуждение: 61 комментарий

Когда настанет время для переговоров с Украиной

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Может сложиться парадоксальная ситуация, когда Россия будет в состоянии сделать украинскому государству более выгодное предложение, чем те страны, которые назвались его «союзниками». Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Минобороны заявили о подготовке провокации ВСУ с применением кассетных боеприпасов

    Главная тема


    Разрыв отношений России с Болгарией почти неминуем

    «новые успехи»


    Эрдоган решил сделать турецкую армию сильнейшей в мире

    неонацистский батальон


    Дело членов плененной на «Азовстали» группировки «Медведи SS» готово к отправке в суд

    «Филадельфия Флайерс»


    СМИ: Вратаря сборной России по хоккею задержали за уклонение от армии

    Видео

    «редкая порода»


    Командовать войсками НАТО в Европе выбран знаток червяков и России

    распад страны


    Шотландия огорчит врагов Великобритании

    плацдарм в Черном море


    Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

    выплата дивидендов


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    Хельсинкская комиссия


    Руководство США ищет способы расчленить Россию

    Углеводородная война


    Глеб Простаков: Газ наконец стал геополитическим оружием России

    Призрачный мир


    Игорь Караулов: Когда настанет время для переговоров с Украиной

    Война уравнений


    Владимир Прохватилов: Военная математика на стороне России

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    Владимир Васильев: «У меня нет времени на переживания…»

    Выдающий танцовщик Владимир Васильев пять лет руководил главным театром страны
       8 февраля 2008, 09:20
    Текст: Валерий Попов, Воронеж

    В наступившем году выдающийся русский танцовщик Владимир Васильев отмечает юбилей – 50 лет творческой деятельности. По окончании Московского хореографического училища в 1958 году он сразу стал ведущим солистом Большого театра. Уже в выпускном классе педагоги назвали его гением, а все последующие оценки критиков, коллег и зрителей непременно содержали эпитеты в превосходной степени, но были всего лишь дополнением к главному.

    Несколько десятилетий творческая жизнь этого уникального танцовщика была накрепко связана с Большим театром, а все успехи «большого балета» в СССР, в России и в мире были неотделимы от его имени.

    Пятьдесят лет я был артистом лучшего балетного театра в мире. Этого достаточно!

    Завершив карьеру артиста балета, Васильев пять лет руководил главным театром страны, совмещая должности директора и художественного руководителя.

    Казалось бы, творческий юбилей артиста такого масштаба – весомый повод для Большого театра откликнуться на это событие в жизни своего бывшего премьера.

    Однако никаких мероприятий, связанных с этой датой, театр пока не анонсировал. Судя по всему, Васильев, как и многие другие блестящие в прошлом балерины и танцовщики, нынешнее руководство мало интересуют.

    Настолько мало, что, например, Надежда Павлова, которой рукоплескал весь мир, не дождалась от него даже поздравительной телеграммы по поводу своего пятидесятилетия.

    Возможно, поэтому старт своим юбилейным торжествам Васильев решил дать в провинции, осуществив на сцене Воронежского театра оперы и балета постановку своего спектакля «Анюта» на музыку Валерий Гаврилина.

    Следующим городом будет Пермь, где планируется гала-концерт в честь Владимира Васильева и Екатерины Максимовой – его супруги и блистательной балерины.

    Хореограф Касьян Голейзовский полвека назад сказал: «Я видел Тихомирова, который являлся учителем всех наших больших московских танцоров, видел чудесного Сергея Легата, Мордкина, необычайной красоты человека, актера с бешеным темпераментом... Видел Нижинского, поклонялся ему... Но такого, как Володя Васильев, я не встречал... Такого танцора я вижу в первый раз в жизни…»

    Полвека спустя танцовщик-легенда мало бывает и работает в Москве. Получив все возможные звания и награды, в конце своей артистической карьеры он сделал несколько небезуспешных попыток заняться балетмейстерской деятельностью – поставил балеты «Макбет», «Икар», «Ностальгия».

    Два его спектакля – «Анюта» Валерия Гаврилина на сцене Большого и «Золушка» Сергея Прокофьева на сцене Кремлевского Дворца съездов – с успехом идут до сих пор во многих театрах.

    Однако сама идея стать балетмейстером-постановщиком в Большом театре при «абсолютизме» Юрия Григоровича оказалась нереализуемой по определению.

    В конце концов и Григорович, и Васильев практически исчезли с хореографического горизонта Большого, уступив в итоге первую балетную сцену мира Алексею Ратманскому, взрастившему свой талант в западноевропейской глубинке.

    А что же бывший танцовщик и уже состоявшийся балетмейстер Васильев? Как оказалось, «смутные времена» балетной труппы Большого театра он решил пережить за рубежом и в российской провинции, в городах, где классический балет не только не сдает своих позиций, но, напротив, процветает и создает свои школы: в Челябинске, Перми и Воронеже.

    На Урале, например, поставил «кремлевскую» версию своей «Золушки», правда, не в костюмах от Нино Риччи, как в Москве, в Перми – одноактный балет «Балда» Д.Шостаковича на сюжет пушкинской сказки.

    В Воронеже уже второй сезон с успехом тоже идет «Золушка». А недавно с большим успехом состоялась премьера «Анюты». Накануне Владимир Васильев ответил на несколько вопросов воронежского корреспондента газеты ВЗГЛЯД Валерия Попова.

    – Завершая карьеру танцовщика, вы ощущали драматизм этого шага, неизбежно меняющего весь смысл дальнейшей жизни?
    – Я бы не сказал, что этот факт моей биографии стал каким-то потрясением. К тому времени у меня уже был накоплен опыт балетмейстерской деятельности, были поставлены несколько спектаклей.

    Как правило, бывшие солисты балета удаляются со сцены в репетиционные залы и становятся балетмейстерами-репетиторами. Меня этот вид деятельности никогда не увлекал, в отличие от Екатерины Максимовой, которая сейчас репетиторствует сразу в двух коллективах – Большом театре и Кремлевском балете.

    Кроме того, у меня было множество предложений от многих зарубежных театров. Ну, например, я поставил танцы в опере «Аида» в «Ла Скала», в Бразилии поставил «Дон Кихота».

    У меня просто не было, да и сейчас нет времени на переживания по этому поводу. Благополучно пережить смену видов творческой деятельности мне помогло еще мое давнее увлечение живописью.

    У меня возник интерес к сценографии, и сейчас есть несколько проектов, в которых я выступаю в качестве художника-оформителя.

    – Когда вы пришли в Большой театр, великая Галина Уланова к тому времени тоже была педагогом-репетитором?
    – Да, но она еще изредка и танцевала. С ней, кстати, я готовил мужскую партию в «Шопениане». Даже станцевал с Галиной Сергеевной два спектакля.

    Но должен сказать, что этот спектакль меня мало удовлетворил. Я абсолютно ничего там не мог выразить, мне просто нечего было сказать как актеру. Бессюжетные балеты – это не для меня.

    Мне всегда интересен и важен сюжет, характеры персонажей. По этой же причине я не любил танцевать и партию Голубой птицы в «Спящей красавице».

    Вскоре после этого Уланова окончательно покинула сцену и целиком посвятила себя педагогической деятельности. В ней она была профессионалом высочайшего уровня и учила всех нас прежде всего серьезному отношению к профессии и способности быть вечно неудовлетворенным собственным творчеством.

    – Почему пятидесятилетие своей творческой деятельности вы начинаете отмечать именно в Воронеже?
    – Так совпало, что премьера «Анюты» – балета, который мне очень дорог и который я очень люблю, – пришлась на начало моего «юбилейного года».

    До этого я уже поставил в Воронеже «Золушку». Спектакль получился ярким и эмоциональным, стал популярным у воронежских зрителей. И не только у воронежских – театр возил его на гастроли в США, где он имел большой успех.

    Нынешняя «Анюта» стала продолжением нашего творческого сотрудничества. У меня сложились прекрасные отношения с коллективом, а с директором Игорем Непомнящим мы стали почти друзьями.

    Здесь прекрасная балетная труппа, где и солисты, и кордебалет истово следят за формой. Балерины здесь, я бы сказал, вагановской школы. Бывшая прима-балерина театра Набиля Валитова была одной из последних учениц великого педагога Агриппины Яковлевны Вагановой.

    Это не могло не сказаться на общем направлении школы. Тем более что Валитова преподавала в местном хореографическом училище со дня его основания до последнего дня своей жизни. Здесь великолепные солисты – в моих спектаклях по три-четыре исполнителя всех ведущих партий.

    – А сам премьерный спектакль? Изменился ли он по сравнению с московской версией?
    – Жанрово он остался прежним. Но жизнь не стоит на месте. Неизменным остается лишь чеховский сюжет – всё остальное зависит от таланта артистов балета, от их технических возможностей и способностей по-своему трактовать образы.

    В этом смысле исполнители главных партий меня вполне удовлетворяют. Как мне кажется, в Воронеже спектакль получился глубоким, мудрым и красивым. Оформили его художники Рафаил и Виктор Вольские. К моему глубокому сожалению, Рафаил Вольский недавно скончался.

    На афишах спектакля написано, что он приурочен к пятидесятилетию творческой деятельности Максимовой и Васильева, но я посвящаю его еще и памяти моего давнего друга.

    – Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит с балетом Большого театра?
    – Да никак особенно не отношусь! Слежу, конечно, за новыми постановками, но особого желания вникать в происходящее у меня нет. Пятьдесят лет я был артистом лучшего балетного театра в мире. Этого достаточно! А сегодня у меня множества планов, задумок, предложений. Чтобы их осуществить, нужно еще пятьдесят лет как минимум.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •