Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
5 ноября 2007, 16:27 • Культура

Рассвет в джунглях

Африканцы танцуют в Москве

Рассвет в джунглях
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Под таким названием – DanceInversion – и в таком формате фестиваль проводится второй раз. Первый был четыре года назад и включал в себя коллективы из самых необычных мест. Движение же к этому смотру началось еще в 1997 году, когда Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко принял на своей сцене Фестиваль современного американского танца (ADF).

За 10 лет в стенах театра показали свои спектакли труппы Анжлена Прельжокажа, Жозефа Наджа, Карин Сапорта и многих других.

Черный – цвет надежды

Пространство, музыка, цвет – все может служить инструментом…

Нынешняя афиша DanceInversion включает в себя показы пяти коллективов.

Любопытно, что помимо групп, занимающихся исключительно современной хореографией, в фестивале принимают участие Национальный балет Португалии и балет Национального театра Чехии, тоже делающие подобные опыты.

Удастся ли академическим танцовщикам быть убедительными в современной манере двигаться – посмотрим. Во всяком случае, спектакль португальцев «Педро и Инес», рассказывающий трагическую средневековую историю о принце Педро, влюбившемся во фрейлину свой супруги и короновавшем ее умершую, никак нельзя пропустить.

Открылся же фестиваль спектаклем «Зов» труппы «Си Салиа Ни Сейду» (название – это сочетание имен руководителей компании, африканцев Салиа Сану и Сейду Боро).

Основатели «Си Салиа Ни Сейду» родом из Буркина-Фасо. Они активно занимаются продвижением современной хореографии у себя на родине и вносят специфику своей культуры на европейскую почву. Нынешняя работа – совместная с французами. Хотя в спектакле соединяются мотивы и Африки, и Востока, и Европы.

Манеру двигаться чернокожего человека ни с чем не сравнить и не перепутать. Тогда как у белого каждое движение идет «от головы» и сначала оправдывается, у чернокожего все диктует природа. Оттого он лучше слышит свое тело и точнее управляет им. Производя впечатление абсолютно магнетическое. Наверное, чернокожие танцовщики могли бы быть жрецами, будь современный танец религией.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

Название спектакля «Зов» отсылает к зарождению человечества, к проявлениям инстинктов. Действие разворачивается постепенно, как пружина, набирая все большую амплитуду по ходу.

На сцене – трое танцовщиков и четверо музыкантов. Протяжный восточный напев сменяется резким взывающим ритмом тамтама.

Танцовщик и барабанщик словно прикованы друг к другу: стоит ударам чуть замереть, гибкое тело едва заметно расслабляется, опадает. Но как только следует новый взрыв, живое существо повинуется зову и идет навстречу. Ничего сознательного – явное торжество инстинктов.

Появление каждого танцовщика означает переход к новой части (частей три, как и артистов). Второй возникает, когда первый в изнеможении лежит навзничь, – будто бы дух, душа, пришедшая из другого мира. Или зверь, вышедший на охоту и ощутивший приближение родственного существа. Третий же покажется и вовсе незаметно – просто материализуется из мрака. Соперники, имеющие единую природу.

Работа тел танцовщиков – настоящая симфония. Кажущаяся беспорядочной и естественной, но на самом деле подчиненная строгому ритму. Каждое тело поет: вот взлетела рука – высокая нота, вот резкий перегиб пополам – низкая. Сцепка – удар, рывок – уход, сжатие – выдох.

Когда ближе к финалу все трое сойдутся в круге и начнут двигаться синхронно, возникнет чувство водоворота. Словно они сейчас дотанцуются до того, что войдут в сердцевину земного шара и возникнут с другой стороны.

Финал же объединит звучащих и танцующих в единое тело. Повинуясь заложенному в каждом живом существе стремлению к свету, они посмотрят наверх, туда, где живет солнце. Принесет ли оно им тепло или спалит заживо, неизвестно. Обреченные и красивые, они примут на себя любые дары своего бога. И печальные голоса будут выводить томительную, горячую, как летняя ночь, прощальную песню.

Сегодня хороший танцевальный спектакль включает в себя не только движение. Пространство, музыка, цвет – все может служить инструментом. А когда и в танце, и в иных составляющих сочетаются элементы различных культур, может получиться нечто уникальное.

Работая с экзотическими инструментами, голосами, светом и пластикой, Салиа Сану и Сейду Боро творят форменное безумие, завораживающее и дразнящее. Которое, судя по переполненному залу, одинаково увлекло зрителей самых разных художественных предпочтений.

..............