Взгляд
5 июля, вторник  |  Последнее обновление — 10:29  |  vz.ru
Разделы

Не уверен – не разгоняй

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Люди, увы, привержены своей политической стороне гораздо больше, чем истине – и если «наши» возвели напраслину на врагов, то так им, негодяям, и надо. Кого беспокоит справедливость по отношению к врагу? Подробности...

Когда деятелям культуры мешает фига в кармане

Ольга Андреева
Ольга Андреева, журналист
Если сложить три нолика, получится ноль. Так говорит алгебра. Но ведь мы живем в России. У нас, если складывать трех представителей творческой интеллигенции с нулевыми дарованиями, почему-то всегда получается современное искусство. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Как Донбасс и Украина воюют марками

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Пока украинцы тиражируют собственные фантазмы, «Почта Донбасса» отпечатала марку «Zакат нацизма», посвященную специальной военной операции на Украине. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Обстрелом ВСУ сел в Курской области повреждены несколько домов

    Главная тема


    Узбеков напугали перспективой потерять половину страны

    груз из Бердянска


    Власти Турции начали расследование по зерну на российском судне

    онлайн-войны


    Пранк Вована и Лексуса использовали в Британии для оправдания нового закона

    уклонение от армии


    В ситуацию с вратарем Федотовым вмешался Владислав Третьяк

    Видео

    Польские новобранцы


    Как прибалты и поляки готовятся воевать с Россией

    УДК «Анадолу»


    Турция опозорилась со своим первым авианосцем

    спецоперация на украине


    Преступный удар ВСУ по Белгороду требует решительного возмездия

    дефицит газа


    Почему победа американского СПГ над Газпромом печалит Европу

    санкционные директивы


    Почему Литва лишилась тормозов в отношении Калининграда

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    Город-сад

    Чем грандиознее дистанция между сверхчеловеческим количеством товаров и человеческими реальными потребностями, тем более локален и завуалирован прагматический аспект шоппинга
       31 января 2007, 10:52
    Фото: uaekitten.com
    Текст: Екатерина Сальникова

    Наконец и мы приобщились к такому монструозному и неизбежному чуду цивилизации, как гипермаркет. Его гигантские размеры и есть самая принципиальная черта, как его ни назови – «Мега», «О’Кей», «Ашан», «Лента» или «МосМарт».

    Внутри могут продавать вещи разного качества и уровня цен, разных производителей и фирм. Набор услуг и пространственная организация тоже различны. Главное условие – чтобы сконцентрированных в одном пространстве вещей было в тысячи раз больше, чем отдельный индивид способен не только купить, но и подержать в руках. Не только сносить за всю жизнь, но хотя бы перемерить. Речь идет не о финансовых возможностях, а именно о физических.

    Чем грандиознее дистанция между сверхчеловеческим количеством товаров и человеческими реальными потребностями, тем более локален и завуалирован прагматический аспект шоппинга. Тем проще и незаметнее провоцировать человека на большие финансовые траты. Особенно в России, где еще только входят во вкус капиталистического изобилия.

    Город-магазин

    Эта прогулка – долгая бесплатная прелюдия и длинный бесплатный шлейф краткого коммерческого мгновения. Но гипермаркет подразумевает, что мгновение такое будет не единственным

    На Западе все уже соскучились по очарованию маленьких магазинчиков, куда приходишь как в гости. Где товары кажутся почти эксклюзивными в силу скромного количества экземпляров и нежного отношения к ним (и к вам) хозяев. В маленьких магазинчиках западный человек приобретает ощущение личностной уникальности. Гипермаркеты остаются на растерзание тем, кто не ценит собственной индивидуальности.

    А в России гипермаркеты адаптируют массового потребителя к капитализму, воспроизводя советскую атмосферу общественного праздника. В гипермаркеты отправляются толпы, состоящие из семей и влюбленных пар. Чтобы ощутить себя в эпицентре современного мира и пережить всенародное единение без партийного гнета и отрыва от личной жизни.

    Прежде чем идти выбирать мебель Ikea, сдаешь ребенка в специальную комнату с мячиками. Ребенку там надевают номер, чтобы его нельзя было спутать ни с какими другими Петей или Машей. У взрослых эта комната ассоциируется с камерой хранения – для тех, кто всего дороже. А дети считают, что побывали в комфортабельном детсаде. Во всяком случае, дочка одной моей знакомой считала именно так, когда переехала из Варшавы в Евпаторию в конце XX века. В школе, перед поступлением в первый класс, девочка рассказала, как в магазине «за границей» ее сдавали в детский садик. Маме посоветовали срочно отвести ребенка к психиатру и вообще поставить куда-нибудь на учет.

    Сейчас бы уже не посоветовали. О гипермаркетах наслышаны даже там, где их нет и где они вряд ли когда-нибудь появятся. А большие города и районные центры обзаводятся гипермаркетами с энтузиазмом первых пятилеток. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, бурное строительство гипермаркетов идет в Екатеринбурге и Казани, Омске и Томске, Нижнем Новгороде и Тюмени. Есть гипермаркеты в Красногорске, Вологде, Волгограде и прочих городах.

    Учитывая климатические особенности России, круглый год иметь целый город под крышей – это так же приятно, как свежие киви и ананасы на новогоднем столе. Особенно если они куплены в Тюмени в гипермаркете под названием «Южный». Маяковский обещал город-сад. Сейчас без всяких обещаний народу бывшего СССР дарят города-магазины. Они же – центры досуга и развлечений с катком, фитнес-клубом, сауной и парикмахерской.

    Поскольку государство в значительной степени сложило с себя миссию транслятора идеологии, ее спонтанно взял на себя бизнес. Сообразно его «народной» идеологии досуг обязан ассоциироваться с возможностью делать покупки. Понятие постоянного покупателя мутирует. Это не тот, кто часто покупает в одном магазине, а тот, кто покупает все время. Где – уже не принципиально.

    Нынешняя индустрия рекламы и промоушена устроена так, что активнее всего работает на «общее дело» – раскручивает людей на более интенсивное потребление товаров и услуг. Подсознательная логика современной коммерции элементарна. Будут с энтузиазмом потреблять – купят и наш товар. Гипермаркет есть реклама потребления с нездоровым аппетитом, который объявляется здоровым.

    Существенно то, что город-магазин многими свойствами на магазин не похож.

    В гипермаркете «Мега» сдаешь пальто в гардероб. Как будто пришел в театр. И действительно, волей-неволей глазеешь на посетителей и сотрудников – «покупатели» и «продавцы» остались в маленьких магазинах. Кто как выглядит, во что одет, чем занят, что несет, катит, толкает или тянет. Где с комфортом отдыхает и сколь вкусно шуршит фирменными пакетами. Где какие рекламные акции проводят, что дарят или дают дегустировать... Разворачивающееся вокруг тебя действо увлекает как зрелище. Это, конечно, не Художественный театр. Но с ярмарочными развлечениями, славившимися в средние века, сопоставление вполне уместно. Там тоже главным был симбиоз выставки товаров, купли-продажи, развлекательно-назидательных зрелищ, глазения любопытствующих и, попутно, обжорства.

    Без обилия кафе и ресторанов гипермаркету опять же не обойтись. Ведь что такое покупка и что такое еда? Приобретение. Еда – более непосредственная и вечная форма приобретения. Деньги и магазины были не всегда. А ел человек всегда, даже пока еще не стал Homo sapiens’ом. О самом первобытном варианте приобретения-обладания и напоминают многочисленные кафе, где все сидят и что-то жуют. И название у этой ресторанной зоны тоже какое-то природное – фуд-корт. Площадка для еды. Полянка для поедания. Кто кого поедает, не уточняется. Вроде, мы символически поедаем изобилие товаров. А с другой стороны, гипермаркет заглатывает нас и не спеша пропускает по пищеварительному тракту как по аттракциону.

    Пространство супермаркета – сплошной аттракцион. Какой уважающий себя супермаркет откажется от прозрачного лифта с крупными горящими кнопочками, от серебристых эскалаторов, от детских площадок с горками, наконец, от цветных воздушных шариков, гроздьями и гирляндами которых увешана пустота между «полезной площадью» этажей. Тут берется курс на возвращение взрослых в страну детства, когда испытываешь физическую радость от взаимодействия с игровыми прибамбасами. Если покупателю по-детски весело, он меньше склонен жалеть деньги как атрибут сугубо взрослого мира.

    Бесплатные вещи

    Гипермаркет сродни именно музею обилием вещей, которые, хотя и можно трогать, нет никакого смысла покупать или хотеть приобрести
    Гипермаркет сродни именно музею обилием вещей, которые, хотя и можно трогать, нет никакого смысла покупать или хотеть приобрести

    Идешь вдоль витрин и созерцаешь... Будто в музее или выставочной галерее глазеешь на картины или инсталляции. Гипермаркет сродни именно музею обилием вещей, которые, хотя и можно трогать, нет никакого смысла покупать или хотеть приобрести. Гипермаркет – музей современной цивилизации. Витрина – экспозиция. Содержимое магазинов, уж не говоря о складах, – запасники.

    В музее никому не приходит в голову рассматривать какого-нибудь Веронезе в качестве потенциального украшения своей квартиры. Так же и в гипермаркете: вещи сами по себе, а ты сам по себе. Вещи тут обретают статус деталей цивилизационного ландшафта. А ландшафт – место, где гуляют. Покупки вообще ни при чем. Ландшафт бескорыстен. Человек гуляющий не прагматичен.

    И вот акция покупки делается как бы не обязательной, вспомогательной, почти случайной. Гуляли, гуляли по магазинам и вдруг набрели на такую шубу! Ее просто нельзя не купить! Но самое главное – «открытие» уникальной шубы в джунглях товаров, приключение во время прогулки, которая не стоит тебе ни копейки.

    Эта прогулка – долгая бесплатная прелюдия и длинный бесплатный шлейф краткого коммерческого мгновения. Но гипермаркет подразумевает, что мгновение такое будет не единственным. Мгновения, мгновения, мгновения... Иначе зачем ехать в такую даль и столько ходить среди такой кучи товаров?

    Неслучайно во время шопинга приобретается много ненужных вещей. Ведь человек гуляющий начинает воспринимать товары с точки зрения их идеальных достоинств, будь то совершенство дизайна или механизма. А уже потом думает, сколь необходимы именно ему именно эти замечательные вещи в его конкретной жизни. Гипермаркет позволяет индивиду абстрагироваться от идеи собственности. И покупать вещи из симпатии к ним. Каждому – по душевным потребностям. Это и есть стимулирование спроса.

    И еще один немаловажный нюанс. Внутри гипермаркета сосредоточены товары разных ценовых уровней. Кто-то едет покупать свитер за тридцать условных единиц. А кто-то – за триста условных единиц. Кто-то приобретает полочки по двести рублей. А кто-то – целую кухню за шестьдесят тысяч рублей. Но и те и другие входят в один и тот же город-магазин, проезжаются по одним и тем же эскалаторам и лифтам, фланируют в одном пространстве, отдыхают на одних и тех же диванах. И нередко платят деньги в одни и те же кассы. Человек острее переживает социальную сегментацию при входе в отдельный дорогой магазин или отдельный дешевый магазин. Там всегда ясно, куда он вошел. Скажи, где ты покупаешь, и я покажу, где твое место в социуме.

    Гипермаркет до известной степени нивелирует социальные различия. Сюда приезжают не для того, чтобы тут же зайти в определенные магазины, а для того, чтобы всласть походить между магазинами, среди магазинов, снаружи магазинов. Наивно насладиться иллюзией иммунитета от мании потребления, которой явно одержимы другие. И обязательно побеседовать друг с другом на тему: «Ну зачем столько товаров?» – или: «Неужели все это раскупается?» – или: «Люди свихнулись на цивилизации». Впрочем, пока в России свежи предания о том, как живется в отсутствии последней. Так что разговоры на тему о психозах цивилизации будут происходить не без потаенного ликования.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •