Взгляд
29 сентября, четверг  |  Последнее обновление — 14:26  |  vz.ru
Разделы

Зачем США поджигают Иран

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Бить женщин, даже еще до смерти – позор для любого мужчины, будь он трижды правоверный мусульманин. Но и закрывать глаза на подрывные ухищрения Америки бессмысленно. Подробности...

Материнское сердце всегда дотянется до передовой

Марина Хакимова-Гатцемайер
Марина Хакимова-Гатцемайер, журналист
Если у русского мужчины отношение к Родине как к матери, то у русской женщины отношение к Родине – как к ребенку. Подробности...

Армия должна занять достойное место

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Разворот в сторону армии – не ситуативная, а стратегическая необходимость. Сейчас мы отдаем армии те долги, которые накопились за тридцатилетие условно мирного сосуществования, оказавшегося таким хрупким. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин подпишет договор с главами новых территорий 30 сентября в 15:00 в Кремле

    Главная тема


    ВСУ готовят наступление в Донбассе на нескольких направлениях

    «попытка замести следы»


    Эксперт Юшков оценил версию Sky News о минировании «Северных потоков»

    «заплатили 5 млн рублей»


    Выяснились подробности убийства первого главы ДНР Захарченко

    референдумы на бывшей Украине


    Эрдоган прокомментировал просьбу Зеленского повлиять на Россию словами «Путин сделает, что задумал»

    Видео

    обвинение в шпионаже


    Как Венгрия вычислила и осудила «российского агента влияния»

    ВМС США


    Диверсия против «Северного потока» указывает на американцев

    референдумы на украине


    Донбасс, Херсон и Запорожье проголосовали за Россию

    правая коалиция


    Новую власть Италии правильнее считать фашистской

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    остановить эскалацию


    Владимир Можегов: Западу придется учиться воспринимать слова России всерьез

    спрос с банков


    Владислав Исаев: Украине от конфискованных у России денег полагается аж целое ничего

    отдать долги


    Игорь Караулов: Армия должна занять достойное место

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    Ловцы жемчуга

    Кинотеатр «Рига»
       15 сентября 2006, 14:34
    Фото: balticpearl.lv
    Текст: Ксения Щербино, Рига

    Эх, рванули, удалые! С момента открытия венецианской львопрестольной, отделавшейся от нас малой кровью мостры, фестивали нанизываются на нить маршрута один за другим. Едва распрощавшись с вишневоглазыми гондольерами и малахитовой водой, мы отправились на суровые балтийские берега. После жемчужины Адриатики мы отправились нырять за жемчужиной балтийской.

    Балом правили Париж и Вена, две столицы: одна опосредованно, глазами своей культовой фигуры и художника Густава Климта, другая напрямую, через визуально-ассоциативный ряд двадцати и одного режиссера, заснявших на пленку cacaphonie magique парижских аррондисманов.

    Атмосферное кино

    Кадр из фильма «Париж, я люблю тебя»
    Кадр из фильма «Париж, я люблю тебя»

    «Аррондисман»
    (обозначение территориального деления Парижа и одновременно название нового киноальманаха про разные милые и не очень местечки французской столицы) принято произносить с раскатистым ррр, приятно щекочущим горло, закатывая глаза и заламывая руки, роняя непременный букетик фиалок или ватно-ванильную азалию.

    Париж, Париж – в импрессионистском творении целой когорты режиссеров так и узнаешь забытый жанр: не только Париж двадцатого года, с русскими аристократками и профурсетками, офицерами и официантами, художниками и богемой, но и единые в своей разносторонности, как лента Мебиуса, короткометражки, вроде «Ведьм» Висконти – Де Сика – Пазолини.

    Объединенные не сюжетом, а эмоцией, словно мелодия стакатто, они сбивчиво, наползая один на другой, рассказывают о впечатлениях дня. Вот рыжий кудрявый мальчик, неуловимо похожий на мою первую любовь, провожает девушку-мусульманку до Парижской мечети, что в пятом округе, чтобы потом по-сыновнему почтительно разговаривать с ее краснотюбетейчатым и ласковым дедом.

    Вот вампиры сливаются в поцелуе прямо напротив церкви Мадлен, упоминавшейся еще Прустом. Вот мимы строят на наших глазах целую жизнь по кирпичику движений – что может быть более французским, чем эти преувеличенно-набеленные лица, мимика пластилиновой обезьянки и растерянная улыбка. Именно в такой разномастный, от Пигаль до Этуаль, Париж я и влюбилась несколько лет назад.

    Нужно сказать, он давно уже не тот, что в романах начала века; но, как огромный палимпсест, читается одновременно на языках всех эпох – и современный демократичный и политкорректный, изменивший цвет и ориентацию, и кружавчато-буржуазный начала века, и аристократично-капризный и дерзкий времен Анны Австрийской.

    Именно такой Париж пользовался популярностью среди завсегдатаев фестиваля – не ради кино, по-своему, конечно, хорошего, да вот чересчур по-разному решающего технические вопросы и эстетические задачи, а ради мифа. Мифа, который всегда с тобой. А если кажется, что он стерся из памяти,, – стоит посмотреть «Париж, я люблю тебя».

    Для любителей же имперской, чопорной Вены в Риге шел «Климт». Надо сказать, что столица огромной Австро-Венгерской империи на переломе веков неуловимо напоминала Париж. Дело не в новых застройках (напоминающих губительно-геометрскую логику барона Османа) - придворной Опере, парламенте, ратуше, бирже, университете, Музее истории изящных искусств и Дворцовом театре (его как раз Климт и оформлял в числе многих).

    Переживающая невероятный взлет Вена словно тащит за собой всех этих молодых, полных сил варваров - чехов, словаков, венгров, румын. Недооцененный в России золотой ребенок Сецессиона, несмотря на вычурную красоту своих картин, смотрит на Вену глазами волчонка.

    В манифесте ар-нуво венской версии застывшая истина, одновременно обнаженная и окутанная черным фоном, несет над собой золотую цитату из Шиллера: «Если своими действиями и произведениями ты не можешь понравиться всем, удовлетвори нескольких. Опасно быть любимым большинством».

    Но большинство, выбравшее его, тоже не показатель – с этой точки зрения картина Рауля Руиза чем-то напоминает разбитое зеркало, каждый осколок которого отражает свою грань мира; впрочем, Климт оказался павлином, запертым в золотой клетке – и распахнуть эту клетку не может даже великолепная игра Малковича.

    В целом же обе работы можно назвать скорее импрессионистским кино – более, чем сюжетную линию или глубокий характер, оно передает атмосферу города – города, как писал немецкий философ Вальтер Беньямин, а за ним повторил Ямпольским, обладающего собственным метатекстом.

    А толпа вокруг (статисты поневоле) – не более «чем вуаль, через которую привычная городская среда подмигивает фланеру» (читателю, зрителю, наконец) как фантасмагория.

    Метание бисера

    Кадр из фильма «Ад»
    Кадр из фильма «Ад»
    Метатекст Риги оказался не менее сложен для расшифровки.

    «Балтийская жемчужина» – фестиваль, который в той или иной форме проводится с 1993 года (фактически, с того самого кардинального политического разлада, который разделил поколения билингвов на «наших» и «ваших»), чем-то напоминает знаменитый бисер. Тот, что перед свиньями.

    Миновали те времена, когда он позвякивал, как мелочевкой в кармане, звонкими именами мирового масштаба – Катрин Денев, Аллен Делон – и расшаркивался перед большим жюри. «Долгое время к нам относились с подозрением», – рассказывает организатор фестиваля Марина Липченко. С подозрением относились ко всему – время было такое. Советскую высотку воспринимали как лазутчика, отказывались говорить на русском, а газеты выпячивали национальную независимость и самодовольство.

    Самодовольство хорошо, как известно, только вкупе с самоиронией. Самоиронии городу не хватило, в то время как другое «само» читается в начищенном до блеска центре, золоте шпилей и недавней реставрации. Заговорили и по-русски – по крайней мере на улицах Риги.

    Да и фестиваль боролся – и добился того, чтобы стать своим. Своим в доску, буквально, если смотреть на развернувшуюся вокруг реставрацию кинотеатра «Рига». На показах – большинство латышей, синхронный перевод на два языка, билингвы все же! – фильмы подобраны с жирным намеком на европейскость (ретроспектива «модного» Джармуша, Гринуэя, Пазоллини, каннские лауреаты) - и обязательная русская программа.

    Не забывать корней – как кинематографических («Все о Еве» Манкевича, «Американская ночь» Трюффо), так и национальных (с поправкой на политкорректное «оккупационных» - «Гадкие лебеди» Лопушанского, «Мне не больно» Балабанова) и эстетических («Ад» Тановича, «Огни на краю города» Каурисмяки).

    Все проходит по-балтийски неторопливо, по-европейски тщательно и с особым каннским шиком. Cherchez la femme! – Марина Липченко обладает той редкой особенностью легко сходиться со всеми, вне зависимости от национальности или занимаемой должности. Конечно, случаются и накладки («Варвары!» - жалуется исполнительный директор на вырванные с корнем наушники), а где их нет?

    Публика отвыкла от культуры – в конце концов, сам фестиваль был направлен на то, чтобы в кризисный момент (советский прокат рухнул, местный еще не отлажен) вырастить и не разочаровать свою публику. Но публика растет медленно – на мастер-класс Катрин Брейя пришло всего три журналиста; на Иштвана Сабо, говорят, тоже чуть ли не палками загоняли; поэтому терпение – лучший советник. Нас приняли, как королей, - в отсутствие жюри и Гран-при гостей мало, но зал полон – на показе «Парижа» приходилось сидеть на ступеньках.

    Как, спрашиваю, проходит фестиваль? Ничего, каждый раз думаешь, что последний, но начинаешь сначала. Потому что иначе нельзя. Потому что, глядя на заплаканные лица выходящих с показа «Ада» Тановича, невозможно не продолжать. Ради их радости, их сопереживания, их изумления. Ради самоотверженности Катрин Брейя, приехавшей, несмотря на недавнюю травму. Потому что фестиваль такого уровня в Прибалтике что-нибудь да значит.
    Что фестиваль?
    В целом горчит, как рижский бальзам, – но все ради послевкусия!


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •