Взгляд
9 августа, вторник  |  Последнее обновление — 21:55  |  vz.ru
Разделы

Как сохранить себя в строю

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Все империи построены людьми, стоявшими в строю. И от козней врагов извне их защищали люди в строю. Строй не может построить Колизей, расписать Сикстинскую капеллу или сочинить Шестую симфонию. Но именно строй дает возможность индивидуалистам быть индивидуумами и писать свои симфонии. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Нужна культурная деоккупация будущего

Антон Беликов
Антон Беликов, художник, кандидат философских наук
Дверь в будущее для каждого народа открывают два ключа: культура и образование. Если мы хотим сами строить свое будущее, эти ключи необходимо вернуть. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Популяризации науки борьба с религией не поможет

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Миф о борьбе науки и религии ложен – вытеснение религии освобождает место вовсе не для науки. В условиях хотя бы минимальной свободы и рынка это место заполняется самым дремучим оккультизмом и лженаукой. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Названа приоритетная версия взрывов в Крыму

    Главная тема


    Спецоперацию усиливает «снайпер тяжелого калибра»

    поставки в ЕС


    Венгерская MOL заявила о готовности оплатить транзит нефти по «Дружбе»

    социальное обеспечение


    Освобожденные территории Николаевской области решили присоединить к Херсонской

    «взял – вернулся»


    Михалков высмеял Валерия Меладзе за ложь об уходе со сцены

    Видео

    освобождение Донбасса


    Оборона ключевого украинского укрепрайона надломлена

    позиция америки


    Почему США так важно обменять Бута на лесбиянку

    европейские сортиры


    Литву ждет крупное туалетное наказание

    Контрсанкции Москвы


    У западного бизнеса появилась веская причина остаться в России

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    готова сражаться


    Владимир Можегов: Венгрия выбрала Чака Норриса вместо трансвеститов

    пропагандировать и продвигать


    Игорь Караулов: В сфере культуры не стоит копировать Украину

    проект-300


    Герман Садулаев: России пора вернуть свое небо

    на ваш взгляд


    Вам удалось сходить в отпуск в этом году?

    Наталья Абалакова: «Женское письмо – это литература о литературе»

    Н. Абалакова и А. Жигалов. Тотарт. Инсталляция. Х Международный форум художественных инициатив, 2005. Малый Манеж. Москва
       11 сентября 2006, 12:05
    Текст: Анна Альчук

    Беседой с гуру московского концептуализма Андреем Монастырским мы открыли цикл бесед корреспондента газеты ВЗГЛЯД Анны Альчук с наиболее интересными деятелями отечественной арт-сцены. Фигура художника Натальи Абалаковой, чьи работы проходят по ведомству феминизма, как нельзя лучше подходит для разговора о соотношении мужского и женского начала, которое очень важно для понимания того, что сегодня происходит. Причем не только в сфере художественных практик.

    - Более четверти века вы работаете вместе с Анатолием Жигаловым в составе группы «Тотарт». В этом смысле вы продолжаете старую русскую традицию творческих пар. Я имею в виду Ольгу Розанову и Алексея Крученых, Надежду Удальцову и Александра Древина, Веру Степанову и Александра Родченко, Веру Хлебникову и Петра Митурича и других. Ты интересно писала об этом в своей статье «Искусство принадлежать народу» .

    В отличие от живописи, в литературе для меня понятие женского письма – нечто совершенно определенное

    - В ней я выбрала четыре пары 60-х – Валентину Кропивницкую и Оскара Рабина, Лидию Мастеркову и Владимира Немухина, Римму и Валерия Герловиных, Нонну Горюнову и Франциско Инфанте – не случайно. Мне интересно было проанализировать все возможности творческого союза между мужчиной и женщиной.

    В случае Кропивницкой и Рабина, конечно, это были совершенно разные художники. В этом союзе как художница Кропивницкая была совершенно независима от достаточно авторитарного и яркого Рабина. Ее мир был связан с фантазией, интерпретацией христианских ценностей. В ее случае, несомненно, мы можем говорить о женском письме.

    У Немухина и Мастерковой ситуация совершенно другая. Их можно причислить к одному направлению – лирической абстракции. Интересно, что если Немухин делает такие лирические и умиротворенные, в каком-то – отнюдь не отрицательном – смысле салонные вещи, то искусство Мастерковой взрывное и в высшей степени экспрессивное. Это тоже своего рода женское письмо.

    - Тогда что такое «женское письмо»? Как мы можем пользоваться этим термином, если речь идет о совершенно разных работах и стилях? Неужели достаточно просто быть женщиной, создающей тексты или картины?
    - В отличие от живописи, в литературе для меня понятие женского письма – нечто совершенно определенное. Это эссеистическое письмо, это письмо о письме, это литература о литературе, которая может нанизываться абсолютно на любой женский опыт, это текст, который находится в становлении.

    Так, например, пишут француженки Юлия Кристева и Люси Иригаре, но это возможно и на русской почве, хотя примеры, которые мне сейчас приходят на ум, относятся к мужчинам.

    Речь идет о «Глоссолалии» Андрея Белого, прозе Осипа Мандельштама. Ведь женское письмо – это прежде всего метод. Например, Ольга Фрейденберг в поисках женского письма отсылает к элевсинским мистериям, пению, музыке и танцам.

    Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
    Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
    - Ты подразумеваешь под женским письмом только интеллектуальные тексты?
    - Нет, это могут быть спонтанные тексты, в то же время представляющие собой очень своеобразную, независимую и уникальную ткань.

    - Мне кажется, ключевым здесь является слово «независимость». Женское письмо максимально независимо от общепринятых стандартов. А примеры современного женского письма ты можешь привести?
    - Все, что пишет Валерия Нарбикова, Нина Габриэлян, Света Литвак.

    Габриэлян – исследовательница «сумеречной» зоны. Ее герои – брошенные, больные, никому не нужные человеческие существа, которые противостоят страху и отчаянию.

    Она создает особые пространства, где эти «последние люди» находят утешение, интенсивно общаясь с иными сферами человеческого бытия. Лишенные какой бы то ни было сентиментальности, ее тексты воссоздают уникальный опыт и требуют сотворчества.

    Что касается Литвак, меня заинтересовала ее повесть «Награда Верой», в которой рассказывается о независимости женского эротического импульса.

    Чувства двух женщин выливаются в попытку для одной из них описать опыт взаимной симпатии и поддержки, то есть создать фрагмент общей биографии.

    Стихи в этой повести – это образ утопического проекта другой любви и сексуальности, а проза – оригинальный опыт трансгрессивного литературного кокетства.

    В конечном итоге обе женщины остаются в своих «нормальных» семьях, а сама «награда» состоит в возможности иной любви и иного творчества.

    -Насколько я знаю, в истории искусства для тебя значим период с 1964 по 1974 год, когда на Западе процветал перформанс, искусство интерактивное, включающее в себя участие зрителей. Не кажется ли тебе, что в России нечто подобное происходило с середины 80-х по конец 90-х? Тогда существовала потрясающая атмосфера, по-настоящему креативная, ощущался такой драйв!
    - Это был момент, когда то, что было создано за годы застоя, наконец-то смогло явить себя. Ведь «Коллективные действия» начали работать в середине 70-х, а группа «Тотарт» в конце 70-х.

    В начале 80-х в московскую арт-среду активно вливались молодые художники из провинции. Был огромный интерес к нашему искусству на Западе. Это я могу сказать как участница (вместе с Жигаловым) многих зарубежных проектов.

    Тогда желанием Запада было увидеть свое «бессознательное». И это «бессознательное» в виде телесных практик успешно репрезентировал Олег Кулик.

    Я считаю огромной удачей, что в женском искусстве России этого не произошло, что у русского искусства не оказалось подобной двусмысленной женской представительницы. Зато это дало возможность талантливым российским художницам прозвучать в ином контексте.

    - Кого ты имеешь в виду?
    - Ольгу Чернышеву, Ирину Нахову, Ларису Звездочетову, Веру Хлебникову. Это Маша Чуйкова с ее тонким и ироническим отношением к проблематике русского феминизма, Лена Елагина, обратившаяся к истокам женской креативности в СССР, и многие другие участницы выставки «Искусство женского рода. Женщины-художницы в России ХV–XX веков», инициатором которой была Наталья Каменецкая. При всем отрицательном отношении мужской критики к этой выставке я считаю ее событием значительным.

    Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
    Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
    - Ты звучишь оптимистично, когда говоришь о недавнем прошлом. А как ты оцениваешь нынешнюю ситуацию в современном искусстве?
    - Ситуация изменилась. Появилась надежда на то, что в современное искусство будут вложены деньги, и художественное сообщество прямо-таки замерло в их ожидании. Интерес к некоммерческим проектам резко упал.

    Кроме того, в значимых художественных событиях в Москве и за рубежом обычно участвуют одни и те же художники, отбираемые одними и теми же кураторами, что характерно для стран третьего мира, где художественные институции еще недостаточно развиты.

    - Я знаю, что вы с Толей часто сотрудничаете с молодыми художниками и недавно по их приглашению ездили в Ижевск на фестиваль скульптуры и на конференцию по современному искусству. Каковы шансы у молодых художников из провинции сделать художественную карьеру?
    - Для них существует немало трудностей. Взять, к примеру, ежегодный Московский международный форум художественных инициатив, который проводит Георгий Никич.

    Обычно в его проектах много немосковских художников. При этом наша критика имеет обыкновение писать об этом событии в уничижительных тонах, абсолютно неконструктивно.

    Причем ругательные статьи появляются иногда даже до того, как форум открылся. А ведь участие в нем – серьезный шанс для молодых художников. Каждый год на форуме открываются новые имена или группы.

    - А кого бы ты назвала из перспективных молодых художников?
    - Группу «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга. В нее входят Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин, Владислав Булатов и Наталья Грехова, которые занимаются перформансами, где используют мультимедиа.

    Это дает им возможность создавать интерактивные среды и вступать в контакт со зрителем. Интересные мультимедийные проекты делает также московский художник Викентий Нилин.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •