Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
26 июня 2006, 12:15 • Культура

«Мастера» на М’АРСе

«Мастера» на М’АРСе
@ Тягны-Рядно

Tекст: Игорь Шевелев

После изменения статуса государственных премий – лауреатов мало, денег много, и все из рук президента, – обездоленные номинации пытаются найти альтернативные источники питания. Писателей «огосударили» «Большой книгой», художники бьются в пароксизмах «Черных квадратов» и «Инноваций», которые долго не живут.

На этом фоне негосударственная и профессиональная премия за достижения в изобразительном искусстве «Мастер», вручавшаяся в центре современного искусства «М’АРС», выглядит не то что предпочтительней иных, но, по сути, единственной и эксклюзивной.

Ежи в тумане

Юрий Норштейн перед входом в МАРС
Юрий Норштейн перед входом в МАРС

Премия «Мастер», возникшая в 2003 году по частной инициативе кураторов галереи «Ковчег», имеет в виду «тупое выяснение» рейтинга лучших художественных выставок Москвы. Жюри, состоящему из авторитетных галеристов, критиков и художников, раздаются списки выставок, которые продолжались не менее десяти дней (единственное условие для отбора). Такой же список рассылается арт-критикам ведущих СМИ. Каждый отмечает пять выставок, результаты суммируются и оглашаются. Куда проще.

В прежние два года по два лауреата – по версии жюри и арт-критиков – получали дипломы, букеты цветов и тосты на товарищеском фуршете. В этом году премия неожиданно обрела спонсоров в лице Русского банка развития и ряда других организаций, которые выдают победителям сертификат на 50 тысяч рублей, разные подарки, а затем устраивают праздничное угощение.

В результате вполне демократического голосования лауреатами премии «Мастер» по итогам выставок прошлого, 2005, года стали известный московский художник и скульптор Андрей Красулин (род. в 1934 году) и не менее известные художники Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова.

А. Красулин отмечен за свою персональную выставку в Третьяковской галерее и участие в проекте «Ревизия материала» в той же Третьяковке на Крымском Валу. Ю. Норштейн и Ф. Ярбусова выделены арт-критиками из общего ряда за совместную выставку в Музее личных коллекций ГМИИ, вызвавшую зрительский ажиотаж и неоднократно продлевавшуюся устроителями.

Координаторы премии «Мастер» при этом отметили, что кроме Норштейна и Ярбусовой от остальной группы номинантов значительно оторвался еще и Константин Батынков, который в первом конкурсе 2003 года уже был обладателем специального приза. Для чего нужно было такое объявление? Батынков, как и Красулин, входит в обойму так называемых «настоящих современных художников», в то время как с Норштейна и Ярбусовой что взять – одно слово, мультипликаторы. И всемирная их слава только тяготит общий диагноз, поскольку современное актуальное искусство – это то, чего никому не хочется ни видеть, ни тем более покупать. Такая уж высокая доля у этих мастеров визуальных пощечин общественному вкусу.

При этом премия «Мастер» тем и хороша, что стоит вне групповых вкусов и пристрастий, оперируя статистикой свободных демократических выборов, – вещь для нынешней жизни почти несусветная. Одновременно с вручением премий в центре «М’АРС» там же открылась выставка работ нынешних и предыдущих лауреатов, где «расцвет всех цветов» явлен открыто и воочию. Абстрактные картины и скульптуры Андрея Красулина соседствуют с рисунками Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой к их знаменитым мультфильмам. Нарочитый примитивизм Ирины Затуловской гармонирует с «дворовой живописью» Михаила Рогинского начала 2000-х годов, трудолюбивые цветные штудии Нины Котел оттеняются черно-белой сыпью картин Константина Батынкова, а все вместе подытоживается альбомными листами Виктора Пивоварова начала 80-х, посвященными его другу Илье Кабакову.

В итоге выставка получилась на редкость живая и разнообразная. И поскольку продлится как раз десять дней – до конца июня, – то имеет все шансы оказаться среди лауреатов той же премии в следующем году.

Ура, мы гнемся, ломят шведы!

Шведское творчество
Шведское творчество

В том же М’АРСе проходит большая выставка шведских художников и ювелиров. Это часть тотальной художественной шведской интервенции, охватывающей Россию то ли клином, то ли свиньей, – через Вологодскую область и Поволжье и вплоть до Калининграда. Начинается все мирно – туризмом, модой, кулинарией. Или вот художниками.

Несколько залов отведено Торстену Юреллу – тут и бронза, и дерево, и металл, и все что угодно. Жалко, что по жаре мало кто увидит эту выставку, залы все время пустые, как это и свойственно современному искусству. Потенциального зрителя ждало бы большое удивление. Перед нами – иное мышление. Вот, например, самое понятное – четыре картины по мотивам «Процесса» Франца Кафки. Главный герой К. видится автору как «человек, оштрафованный за неправильную парковку, хотя у него нет машины», хотя и на фоне реминисценций из босховского «Несения креста». А для нас-то это символ бытового ужаса, когда любого могут ни за что отправить на цугундер, там и прирезав. По сравнению с нашей жизнью шведская выглядит каким-то детским абсурдом, как, например, на больших холстах Туве Сири Антонссон в соседних залах. Это уж просто оформление детской площадки, мимо чего пробегаешь за минуту.

Второй этаж посвящен произведениям современных шведских ювелиров. Наших красавиц, интересующихся «ювелиркой», просят не беспокоиться. Интересно будет культурологам. Как написано в пресс-релизе, современные шведские ювелиры относятся к резине и бумаге с тем же уважением, что к золоту и бриллиантам. Нашему человеку этого не понять. Опять тут что-то детское, какие-то примочки, фенечки: маленькая батарея отопления на иголке или алюминиевый самолетик, птички и зверюшки, аксессуары нового типа – все те же пощечины общественному вкусу любителей драгоценных камней, шуб из натурального меха и прочих дорогих изделий. Глядя на все это, понимаешь, что и художественное образование новых художников вполне может исчерпываться муниципальным кружком «Умелые руки».

Лицо писателя

Первый Московский международный открытый книжный фестиваль, который пройдет в конце недели на стыке первых двух летних месяцев, задуман как событие со всех больших букв своего названия. Особенно после того как в последний момент получил финансирование от московского правительства.

Особо звездных имен вряд ли можно будет на нем разглядеть – нынешняя Москва интересна, кажется, только ее аборигенам. Зато последних будет в несметном количестве – от Дмитрия Пригова и Дмитрия Быкова до Людмилы Улицкой и Людмилы Петрушевской.

Возможно, что реальных писателей достаточно успешно заменят их фотографии, сделанные известным мастером Александром Тягны-Рядно. Его выставка пройдет одновременно с многочисленными событиями книжного фестиваля – на антресольном этаже Центрального дома художника на Крымской.

Александр Тягны-Рядно фотографирует писателей на протяжении почти четверти века. Ну просто так получается, что мимо них никак не пройти. Нынешняя серия как началась в 1983 году с фотографии Альберто Моравиа, так и продолжилась Булатом Окуджавой, Фридрихом Дюрренматтом, Генрихом Сапгиром и так до сих пор и длится Мишелем Уэльбеком, Верой Павловой, Алексеем Парщиковым, Татьяной Щербиной, Николаем Климонтовичем. Все они красавцы, все они таланты, все они поэты, как пелось у Окуджавы и в чем теперь каждый из нас может убедиться воочию.

..............