Взгляд
31 января, вторник  |  Последнее обновление — 23:55  |  vz.ru
Разделы

Каким должен быть госзаказ в культуре

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Когда деятели искусства мыслят себя элитой, избранными, у них неизбежно возникает разлад со своей страной, их ценности начинают расходиться с ценностями народа. Подробности...

Как стал возможен Освенцим

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Немцы не были диким, отсталым племенем – они были одним из самых высокоразвитых народов на Земле. Поэтому национал-социализм и Холокост остаются такой мучительной загадкой – как до этого дошло? Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Как вели себя в плену фашистские генералы

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Преданность военной корпорации оказалась для Паулюса важнее преданности Гитлеру. Он пошел на сотрудничество с НКВД и вступил в антифашистский союз, активно занявшись агитацией. Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Свердловской области 5 человек погибли от отравления угарным газом

    Главная тема


    В легализации пиратского софта обнаружились серьезные риски

    «неизвестные военные»


    Ходаковский рассказал о необычных показаниях пленных украинцев

    контроль за вооружениями


    США обвинила Россию в нарушении ДСНВ

    средство спасения


    Заслуженный пилот назвал последствия воровства спасательных жилетов из самолета

    Видео

    причастность к нападению


    Украина опасно рассердила Иран

    «масштабное воздействие»


    «Российские агенты» приводят в трепет Финляндию

    грузопоток на восток


    Чем закончится схватка угольщиков и нефтяников за БАМ и Транссиб

    Сталинградская битва


    Как Берия спасал жизни фашистских военнопленных

    ФРГ против США


    Шольц начал борьбу с главной русофобкой Германии

    нити управления


    Сергей Миркин: Украина расшатывает Америку

    наши люди


    Виталий Трофимов-Трофимов: Уехали не только предатели

    часть ядра


    Вадим Трухачёв: Швеция продавит Турцию по вопросу членства в НАТО

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    Не убили, но спасли

    Леонид Юзефович
       2 марта 2006, 19:29
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Екатерина Сальникова

    С новым сериалом «Казароза» по роману Леонида Юзефовича окончательно оформляется новое отношение к революционному периоду. Раньше смотрели на саму Революцию – с белыми и красными, с большевиками и меньшевиками, военным коммунизмом и гражданской войной.

    Теперь революцию видят как бы сквозь яркий витраж, состоящий из камерных личных трагедий, зигзагов фортуны и странных характеров. «Судьба человеческая» интересует гораздо больше, чем «мысль народная».

    Локальная криминальная история увлекает сильнее зрелища мирового пожара. Место привычных идеологических споров занимают дискуссии о чем-то экзотическом.

    Например, об эсперанто.

    Раздвоенные

    Владислав Галкин в роли Свечникова
    Владислав Галкин в роли Свечникова

    В советское время уже сложились традиции трактовки революционной тематики по законам развлекательных жанров. С эффектными погонями и драками, как в «Неуловимых мстителях», с интригой, как в «Адьютанте его превосходительства», с охотой за материальными ценностями, как в «Свой среди чужих, чужой среди своих».

    Но в любом нашем «истерне» главные герои буквально жили революцией. Или контрреволюцией. Они были красными или белыми. А всем беспартийным приходилось в процессе действия определиться, с кем и за кого они.

    Творческие личности то и дело оказывались в эпицентре революционных событий, а то и выступали их инициаторами или энергичными участниками. У этого мотива весьма богатая киноистория, он присутствует в картинах разной стилистики и художественных достоинств – от «В огне брода нет» Глеба Панфилова до «Гори, гори, моя звезда», «Бумбараша», «Государственной границы», «Опасных гастролей», «Новых приключений неуловимых»…

    Сохраняя некоторую структурную преемственность, «Казароза» ломает прежнее главное условие сюжета о революционном времени. Фильм режиссера Алены Демьяненко по сценарию Леонида Юзефовича – про людей, которым выпало жить и участвовать в историческом катаклизме, но так и не удалось стать по-настоящему красными или белыми. Они так и не примкнули к тем или к другим. Но их человеческая сущность оказалась не то чтобы богаче или скуднее революционного или антиреволюционного содержания. Эта сущность осталась в стороне от революции, занятая более интимными переживаниями отнюдь не государственной важности.

    Кто-то переживает драмы любви. Кто-то живет в мире творчества. Кто-то растит больного ребенка. Кто-то делает карьеру в рамках движения эсперанто. Когда Осипов (Егор Бероев) говорит: «Я обыватель. Я вас всех ненавижу», – имея в виду людей внятной идеологической ориентации, он не кривит душой. Осипов хотя и сражался на стороне белых, но он не белый. Он поэт.

    Одним из самых удачных моментов сериала стал эпизод присутствия Свечникова (Владислав Галкин) на модернистском представлении. Герой сидит в красноармейской шинели среди бойцов революции. И горящими глазами, почти с детской самоотдачей и серьезностью следит за чудесной красавицей Казарозой (Оксана Фандера), к которой подступают искусственные крысы на веревочках. Такой человек не может жить одной революцией.
    Ему в ней тесно.

    Интрига убийства

    Кадр из сериала «Казароза»
    Кадр из сериала «Казароза»
    Эстетика, заявленная создателями фильма, «работает» именно

    в силу этого раздвоенного существования персонажей, играющих социальные роли своего времени, но не равных этим ролям.

    Леонид Юзефович строит повествование по законам Агаты Кристи. Экспозиция подает каждого персонажа как человека либо со «скелетом в шкафу», либо с какой-то вполне очевидной проблемой.

    В придачу к множеству ложных обвинений даются и два «ложных ключа» – охота за деньгами в зарубежном банке и конфликт мировоззрений внутри движения эсперантистов.

    Юзефович не уникальный первопроходец в детективизации нашей истории по западному образцу. То же самое делает в своих произведениях широко разрекламированный Б. Акунин. Данный принцип хорош для достижения массового успеха. Но губителен для историзма произведения. По той простой причине, что нарисованная реальность неминуемо обретает игрушечные черты затянувшейся шарады.

    Ведь в основе детектива а-ля Агата Кристи лежит весьма рациональная и очень умозрительная идея о том, что преступления непременно совершаются людьми если не близкими, то хотя бы знакомыми. И что для осуществления страшных замыслов необходимо наличие удобных обстоятельств внешнего порядка – отсутствие помех плюс несколько минут или даже секунд для физического действия, будь то удар кинжалом или выстрел.

    Тут детективная логика полностью отрицает человеческую психологию, которая ставит самые непреодолимые преграды на пути осуществления преступлений, какими бы желаемыми они не были. Отнюдь не каждый способен самолично убийство совершить. Уж не говоря о том, что большинство людей панически боится преступить закон – не только из моральных соображений, но и опасаясь последствий.

    Если бы означенная детективная линия реализовывалась на материале мирной жизни, ее искусственность резала бы глаз сильнее. Но на дворе у героев «Казарозы» революция. Это многое объясняет. Попадая на российскую революционную почву, элементы детективной идеологии выглядят как часть мироощущения времени. Революция – это не только когда сражаются армии и партии. Это когда каждому кажется, что можно взять в руки оружие и решать свои личные проблемы с его помощью. В целом же «агатакристовские» приемы ведут по ложному следу. В отличие от западных персонажей, наши убивают не ради своих личных интересов, не преследуя никакой выгоды.

    В романе оказывалось, что в Казарозу случайно попал сын кустаря-частника, которого Свечников засадил в тюрьму. Получалось, что в Свечникове роль революционера побеждала человеческое милосердие. И за это ему мстил человек, у которого отняли самое важное именно по общечеловеческим меркам. Беспартийная человеческая сущность бунтовала против революционности. Но до врага не добиралась, а разила «своих».

    В фильме развязка изменена самим автором. Выясняется, что в Свечникова стрелял Осипов и случайно попал в Казарозу. Это несколько меняет суть дела. Как бы белый, но не белый, стрелял как бы в красного, но опять же не в красного. В результате убита женщина и актриса, которую все боготворили, – и не понарошку. Фильм сделан так, что большая важность революции для героев не заметна. Зато верится без труда в то, сколь существенны для них искусство и Казароза. Выходит, людей попутала инерция революционного времени. Они пошли у нее на поводу и уничтожили своими руками то, что являлось истинной ценностью.

    Сериал «Гибель империи» показывал то, что слепая ненависть враждующих сторон в эпоху революции была взаимной. Эта ненависть и убивала людей. В «Есенине» оказывалось, что поэта убили не просто революционеры-изверги, а политические

    неудачники под руководством Троцкого. Есенин при этом и сам был готов покинуть сей мир. Но не успел сделать этого по-своему.

    Получался фильм о том, что поэту в революционную эпоху не дают погибнуть так, как душа велит.

    И вот теперь «Казароза» – фильм о революции, которая убивает отдельного человека случайно, без ненависти и концепции. Но жестокость ее относительна. Потому как невозможно представить Казарозу в советской мирной обыденности.

    Подлинной развязкой интриги можно считать нарисованную картину советской провинции 1970-х, в которой прозябают старики Свечников и Осипов. Орущие проводницы, хамящие уборщицы, убогий быт, безденежье – и движение эсперанто, сданное в музей. Почему-то кажется, что если бы Казароза обладала даром предвидения, то перед смертью сказала бы что-нибудь в духе умирающей Ларисы Огудаловой.

    «Казароза» – фильм о революции, которая, убивая, спасает от послереволюционного будущего.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •