Взгляд
20 мая, пятница  |  Последнее обновление — 09:39  |  vz.ru
Разделы

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Киев сдает свою нацистскую элиту, как стеклотару

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда власть – это актеры и продюсеры, то и боевые действия планируются, как сериал. В данном случае – о героях нации, которые даже в подвалах завода воюют с москальскою ордою. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В офисе Зеленского захотели дерусифицировать Харьков и Донбасс

    Главная тема


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    французские сми


    Сверхприбыли Газпрома полностью окупили «Северный поток – 2»

    искоренить понятие «русские»


    В офисе Зеленского захотели дерусифицировать Харьков и Донбасс

    «в «Азовстали» демонов хоронят»


    Военкор Апачев написал песню о победе над нацбатом «Азов» в Мариуполе

    Видео

    бывший канцлер ФРГ


    Создателю «Северного потока» отомстили за верность дружбе с Россией

    «зеленый эксперимент»


    Как советы Греты Тунберг разорили целое государство

    армия и вооружения


    Россия делает ставку на боевые лазеры

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    имперские амбиции


    Игорь Караулов: «Русофобскую дугу» замкнуть не получится

    субъективные интересы


    Сергей Худиев: Личная выгода на празднике ненависти

    коллективная гибель


    Владимир Можегов: «Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Провенанс, Таити и фашисты

    Пабло Пикассо
       14 ноября 2006, 16:23
    Фото: images.yandex.ru
    Текст: Ксения Щербино

    Начало XX века остается локальным раем для интеллигенции. Кажется, для всех последующих поколений кружева ар-деко и броские краски и формы модернизма остались воплощением не только высшей гармонии внешнего и внутреннего, но и пределом полета артистической мысли в рамках общедоступного прекрасного.

    Конечно, насколько можно отнести к прекрасному одно из томатных растений, рассмотренное с угла зрения Пикассо (эстимейт 5–7 млн.), каждый решает сам. Равно как и насколько томаты, пусть и не тухлые, соответствуют духу французского Сопротивления Второй мировой.

    Любовь и голуби

    Картина Пабло Пикассо «Портрет Анхеля де Сото»
    Картина Пабло Пикассо «Портрет Анхеля де Сото»
    Впрочем, это первая и наиболее сильная работа из серии, наконец попавшая на аукцион (остальные были проданы еще в 1999 году) и изображающая помидоры его любовницы Марии-Терезы Уолтер, получила неожиданный генезис в свете других картин Пикассо, выставленных на ноябрьский аукцион Christie’s.

    Путешествие по истории искусства проходит по женским головам – лоты перемешаны, как карты таро в последнем фильме Вуди Аллена. Так, лот 43 – портрет Ольги (эстимейт 800 тыс. – 1,2 млн.), первой жены Пикассо, – знаменует собой возврат художника к неоклассицизму (говорил же Пьер Дэ, что Пикассо таки поместит Ольгу в Лувр) и период недолгого счастья в браке. Лот 39 – «Бюст женщины» (эстимейт 1,5–2 млн.), в котором идиллия сменяется угловатостью, искусство Пикассо выходит на финишную прямую по направлению к сюрреализму – в тот момент, когда он расстается с Ольгой и встречается с Марией-Терезой Уолтер.

    Гении жестоки – может, тернистые, разодранные половины Ольгиного лица на портрете и есть отражение их зашедших в тупик отношений, а увлечение сюрреализмом (Пикассо сблизился с «гневными молодыми людьми» искусства в момент их крикливого расцвета, и Андре Бретон долгое время пытался вписать его в ряды соратников, говоря, что «сюрреализм развивается в том же направлении, в котором двигался Пикассо и к чему он обязательно вернется»).

    «Женщина в кресле», еще один портрет жены, являет собой пик неприятия – Пикассо редко изображал ее обнаженной, и уж тем более лишив ее при этом женственности или хотя бы материнства. Ольга свела руки за спиной – жест, который может являться отсылкой к одалискам Матисса (тоже представленным на аукционе, лот 43, эстимейт 800 тыс. – 1,2 млн.), а может и намекать на участие Ольги в дягилевской труппе во времена прогремевших на весь Париж русских балетных постановок.

    Увы, перед свадьбой Ольга сломала ногу, что поставило крест на ее танцевальной карьере, – может, поэтому на картине фигурирует и палка. На одеянии Ольги четко прослеживается большой крест – на этот раз сам Пикассо ставит крест на их отношениях. Впрочем, одна из версий, высказываемых специалистами, – на картине в Ольгиной одежде сидит Сара Мерфи, еще одно увлечение любвеобильного Пикассо.

    Парадокс нашего времени заключается еще и в том, что самой дорогой картиной из выставленных на аукцион работ Пикассо все же стал портрет Анхеля де Сото (лот 47), щеголя и весельчака, относящийся к знаменитому «голубому периоду». Именно эту картину, оцененную в 40–60 млн., привозили в Москву в надежде привлечь потенциальных покупателей – vanidad de vanidades изображенного на ней каталонца вполне способен вызвать отклик у российских бизнесменов.

    Корабелы и дровосеки

    Картина Пикассо «Женщина в кресле»
    Картина Пикассо «Женщина в кресле»
    Но такие деньги выложить готов далеко не каждый. Некоторые ищут лоты подешевле – на этот раз вполне доступным оказался Боннар с портовым пейзажем «Корабли в порту при низком приливе» с эстимейтом 150–200 тыс. долларов, притом что другие его работы, например «Две корзины с фруктами», написанная в центонном стиле и отражающая влияния времени от Сезанна 80-х и 90-х (композиционная нагрузка ткани) до протокубизма Брака через цветовую палитру Матисса и японскую графику, должны принести около 5–7 млн., как и Пикассо. Видно, овощи нынче в цене.

    И не только овощи. Этот аукцион один из самых дорогих, и низкая цена на Боннара скорее исключение. Среди топ-лотов, выставленных на продажу, – «Всадница в белом» (эстимейт 500–700 тыс.) Шагала, отражающая его увлечение цирком как «магическим миром, бесконечной игрой, в которой улыбки и слезы, игра рук и ног принимает форму великого искусства – самого трагического шоу мира»; «Тихий смысл» (эстимейт 600–800 тыс.) Кандинского, иллюстрирующий положения о духовном в искусстве и смысловой окрашенности понятий, «Эскиз II Буги-вуги» (эстимейт 600–800 тыс.) Мондриана, послуживший основой известной «Буги-вуги Бродвея» и обозначивший тем самым новый период в истории американского искусства, «Материнство» (800 тыс. – 1,2 млн.) Матисса и т.д.

    Особого внимания заслуживает и таитянская работа Гогена «Человек с топором» (эстимейт 35–45 млн.), графическое повторение словесного описания в «Ноа-Ноа», его абстрактной и тропической автобиографии. Гоген, художник-позер, создавший миф вокруг собственной фигуры, сбежал «от суеты мира» на Таити в 1891 году, тогда же, когда создал «Человека с топором».

    О Гогене ходило много слухов – например, что его путешествие в Океанию затеяно ради рекламы, что он хотел чем-нибудь выделиться и что, как сказал Ренуар, незачем скрываться на Таити – писать можно ничуть не хуже и на бульваре Батиньоль. Гоген, как блудный сын своей эпохи, столь увлеченной «превосходством белого над благородным дикарем», противопоставляет Европу Таити, как «распад – юному цветению, закон – вере, искусственность – природе», находя утешение в «блеске живого золота» и ярких красках.

    Противопоставление Европы и Нового Света прослеживается и в позе туземца на картине. Гоген всегда носил с собой коллекцию открыток с изображением произведений искусства всех времен и народов – удобно, когда живешь вдали от музеев и собственно цивилизации. Его «дровосек» стоит в позе, скопированной с одной из фигур западного фриза Парфенона, что заставляет западного зрителя узнать экспозицию. На радости узнавания и выстроен сюжет картины.

    Наследники и «капуста»

    На прошлых торгах картина «Золотая Адель» принесла 135 млн. долларов, став самой дорогой картиной мира
    На прошлых торгах картина «Золотая Адель» принесла 135 млн. долларов, став самой дорогой картиной мира

    Однако каждому овощу свой фрукт, и узнавание узнаванием, но основную интригу аукциона составляет скандальный провенанс, а владельцы лотов чуть ли не меньшие знаменитости, нежели сами авторы. Кто-то, как Отто Премингер или Эндрю Ллойд Уэббер, прославился своими достоинствами, кто-то – тем, что в суде отобрал у государства выставленные на аукцион богатства.

    Адель Блох-Бауэр прославилась тем, что стала единственной женщиной, которую Климт изображал дважды. А ее наследница Мария Альтман прославилась тем, что, заставив австрийское правительство вернуть ей картины, выставила их на аукцион, разом став миллионером. На прошлых торгах картина «Золотая Адель» принесла 135 млн. долларов, став самой дорогой картиной мира.

    На этот раз с молотка пойдут еще четыре: «Березовый лес» (эстимейт 20–30 млн.), «Дома в Унтерахе близ Аттерзее» (эстимейт 18–25 млн.), второй портрет Адели Блох-Бауэр (эстимейт 40–60 млн.) и «Яблоневое дерево I» (эстимейт 15–25 млн.). Ажиотажа прибавляет и то, что не так давно все эти картины висели в венском музее, а теперь, похоже, их будет не так-то просто увидеть: «Золотую Адель» купил наследник империи Лаудеров и выставил ее в Neue Gallery в Нью-Йорке; кто и за сколько купит остальные четыре картины – самая горячая тема за кулисами арт-жизни.

    Еще одна картина, возвращенная наследникам государством и идущая с молотка, – «Уличные сцены Берлина» (эстимейт 18–24 млн.) Эрнста Людвига Кирхнера, одна из самых ярких работ немецкого экспрессионизма. До этого она висела в музее Брюке в Берлине, где ее мог увидеть любой желающий.

    Кирхнер переехал в Берлин, прельстившись суматохой и соблазнами большого города.

    Признавая влияние итальянских футуристов, он тем не менее достаточно самостоятелен, чтобы из ромбов и цветовых пятен воссоздать столицу империи на грани военного срыва. Более поздние версии «Берлинских сцен», написанные вплотную к Первой мировой, представляют проституток в черных платьях вдов, – пока же на полотне царят болезненные, напряженно-яркие краски.

    Провенанс оказался решающим словом и для ведущего лота – вышеупомянутого портрета Анхеля де Сото. За день до открытия торгов вопрос стал ребром: имеют ли нынешние владельцы картины, а именно фонд Эндрю Ллойда Уэббера, право ее продать – в конце концов к ним она попала не совсем чистым путем. Как выяснилось, на заре Второй мировой фашисты заставили тогдашних ее владельцев-евреев продать ее за бесценок, так она и была выпущена на рынок. Впрочем, суд свое разрешение дал.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •