Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
26 октября 2006, 10:22 • Культура

Джаз в большом городе

Джаз в большом городе

Tекст: Михаил Довженко

Ломаные ритмы любого мегаполиса как нельзя лучше сочетаются с духом джазовых импровизаций – никогда заранее не знаешь, что ждет тебя после «вон того светофора». Кроме того, городской интерьер с его стилистической и настроенческой эклектикой позволяет вообще не задумываться о музыкальной совместимости участников одного события. Все это, видимо, хорошо поняли в event-агентстве «АртМания», собрав на фестивале CityJazz очень непохожих друг на друга исполнителей.

Открытие фестиваля CityJazz 11 октября в клубе IKRA получилось в меру скандальным. Причиной послужили натянувшиеся тогда российско-грузинские отношения.

Джаз без виз

Нино Катамадзе
Нино Катамадзе

Дело в том, что на открытии фестиваля должна была выступать Нино Катамадзе. Сама она сейчас практически не покидает Москву, но вот ее музыкантам из группы Insight как-то нужно было добраться из Грузии в Россию.

Организаторы фестиваля решили, что поездка грузинских мэтров джаза через Белоруссию – без всяких гарантий, что на какой-нибудь границе или таможне их не развернут, – это не тот вариант событий, который хотелось бы иметь в последний момент перед концертом.

В общем, таким вот комичным образом «большая» политика внесла свои коррективы в расписание фестиваля. В результате 11 октября на сцене клуба IKRA выступили музыканты, возможно, не совсем джазовые, зато идеологически правильно обращенные против всей этой двусторонней дипломатической несостоятельности властей.

В программе первого дня фестиваля оказались: дуэт «Белый Острог», Наталья Княжинская и группа Magic Pump, трио Jukebox, Пелагея, Мариам и группа «Миайф», «Шемякана Band», Тина Кузнецова и группа Zventa-Sventana.

Фестиваль CityJazz, едва начавшись, оправдал свое название. Этот «город в городе» показал, что никакие проблемы ему не чужды. Даже политические.

Аранжировки города

 Алексей Козлов
Алексей Козлов

Концерт, состоявшийся 21 октября под крышей «горьковского» МХАТа, стал весомым подтверждением того, что такие музыкальные направления, как jazz & world music все же способны собирать тысячные залы в центре Москвы. МХАТ им. Горького вообще стал в последнее время этакой статусной площадкой, на которой спешат отметиться все виды музыкальной деятельности. CityJazz тоже «поставил свою жирную галочку».

К чести организаторов следует отметить, что они догадались вытащить музыку за временные и территориальные рамки официального концерта. В холле театра, еще до официального представления, можно было наблюдать пары, танцующие свинг под живую музыку специально приглашенного джаз-бэнда. Все-таки само название «фестиваль» обязывает к такой вот неформальности и «выходу из зала официальных мероприятий». Кстати, эти танцевальные пары уже стали своеобразным символом джазовых событий «АртМании» – их можно было видеть еще летом на фестивале «Усадьба Джаз».

Алексей Козлов со своей знаменитой еще по советским временам группой «Арсенал» открыл программу главного концерта фестиваля. Нельзя сказать, что она способна была удивить новизной аранжировок или какими-то нестандартными музыкальными решениями. Козлов удивил скорее своей крайней академичностью (не зря в последнее время он нашел себя в лекционном пересказе истории джаза в ММДМ). По меньшей мере странным выглядело и участие в этом проекте гиперактивного вокалиста, исполнявшего под легкие импровизации козловского саксофона что-то из репертуара Стиви Уандера. Если бы сам Уандер мог это видеть…

Неизвестно, специально ли это было сделано для участия в фестивале или же у Stephane Huchard Quartet такое концептуальное решение присутствует во всех их выступлениях, но «городская аранжировка» всех вещей этого французского коллектива обратила на себя внимание. Музыканты оказались, что называется, в теме. Если серьезно, то этот проект барабанщика и композитора Стефана Юшара интересен и сам по себе. Наверное, именно так выглядел бы стиль cool, появись он в фешенебельных районах Парижа в начале XXI века. Однако загнать Юшара в рамки одного стиля все же вряд ли у кого получится. Он одинаково хорошо себя чувствует и в нью-джазе, и в латино-джазе, и в стиле world music. Неслучайно он принял участие в записи уже более шестидесяти дисков с музыкантами из самых разных стран мира.

Финальное выступление британки Stacey Kent откровенно порадовало «высококлассичностью» жанра. Кстати, последний диск певицы «The Boy Next Door» получил в сентябре 2006 года на родине Стефана Юшара статус «золотого», а сама Стейси провела последние два года в гастрольном туре в его поддержку. В 2002 году Стейси была удостоена премии BBC Jazz Awards в номинации «Лучшая вокалистка». Перечисление других ее наград можно еще продолжать. Главное, что, гастролируя по городам мира, она смогла посетить и «город джаза», построенный event-агентством «АртМания».

В ожидании «джема»

27 октября в клубе «Апельсин» состоится финальный концерт фестиваля. В программу, которую можно как-то планировать, войдет выступление бас-гитариста Алекса Ростоцкого. Он сыграет со своим Jazz Bass театром.

Вслед за Ростоцким на сцене появится саксофонист Денис Швытов – лидер московского джазового ансамбля «Пернатый змей». Музыка Швытова – это особая смесь драйва, фанка и электроники. При этом в каждом из случаев все имеет под собой надежную джазовую основу. В качестве некой «рекомендации» в этой связи можно вспомнить, что Денис давно и плотно сотрудничает с оркестром под управлением Олега Лундстрема и биг-бэндом Игоря Бутмана.

То, что произойдет потом, – запланировать точно нельзя. На сцене появится автор и ведущий известных телевизионных программ «Антропология» и «ПроСВЕТ», а по совместительству – еще и хороший гитарист, не чуждый самым разным направлениям в музыке, – Дмитрий Дибров. В этом году это уже не первое участие Диброва в подобных проектах.

Свою роль в «городском джазе» телеведущий и музыкант увидел в jam session c Анатолием Герасимовым. Этот композитор и саксофонист является на сегодняшний день одним из самых известных в мире джазовых музыкантов. В 1973 году он эмигрировал в США, где играл в оркестре самого Дюка Эллингтона. Много гастролировал. С 1997 года он живет в Москве. Ну а какие фантазии импровизации продемонстрирует он в дуэте с Дибровым, который вроде бы никогда не играл с оркестром великого Дюка, – это как минимум интересно.

..............