Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
21 августа 2006, 21:18 • Культура

Джаз № 9

Джаз № 9
@ Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД

Tекст: Михаил Довженко

Главный проект большого музыкального энтузиаста Михаила Грина уже давно стал символом культурной жизни столицы второй половины августа и вместе с тем самым масштабным джазовым событием внутри Садового кольца. В этом году ценителям хороших импровизаций вновь был предложен впечатляющий коктейль из музыкантов России, Австрии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Израиля, Италии, США и Швеции.

Сама атмосфера сада «Эрмитаж», где не приживаются чопорность и наносной лоск, как нельзя лучше подходит тому настроению, которое обычно создает джаз. Лежащие на траве и сидящие на парковых лавках, спрятавшиеся от дождя под навесом в кафе – все эти люди уже давно не спрашивают на входе, «с местами ли у них билеты», как это было еще несколько лет назад.

Зато некоторые из них покупают диски с записями пятого фестиваля, выискивая на их обложках себя в сфотографированной толпе зрителей. И рассказывают своим друзьям, что, мол, «именно пятый фестиваль был самым правильным». По крайней мере у них уже есть какие-то свои истории, связанные с этим традиционным московским событием.

Торжество мейнстрима

Сама атмосфера сада «Эрмитаж», где не приживаются чопорность и наносной лоск, как нельзя лучше подходит тому настроению, которое обычно создает джаз
Сама атмосфера сада «Эрмитаж», где не приживаются чопорность и наносной лоск, как нельзя лучше подходит тому настроению, которое обычно создает джаз

Намеренно или нет, но программа IX фестиваля не стала развлекать публику неожиданными экзерсисами, как это было в прошлом году. «В этот раз можно было наблюдать торжество мейнстрима на фестивале», – комментирует газете ВЗГЛЯД известный российский фанк-исполнитель Феликс Лахути, принимавший участие в прошлогоднем фестивале. И действительно, масса моментально вспоминаемых публикой джазовых стандартов – это всегда то, что имеет у той же самой публики успех.

Свой новый альбом, который был презентован слушателям на фестивале, самая популярная российская джазовая вокалистка Анна Бутурлина назвала «My Favorite Songs». А почему бы и нет? От классических стандартов еще никто не уставал.

Один из самых ожидаемых участников фестиваля этого года американец Майлз Гриффит также порадовал публику известными вещами Джорджа Гершвина. Имел вполне предсказуемый успех. Кстати, повторить его он смог еще и дав концерт в Le Club, поддержав тем самым традицию всех приезжих звезд так составить расписание своих гастролей, чтобы успеть отметиться сразу на нескольких фестивальных или клубных площадках.

Столь же мейнстримовским по духу, но весьма любопытным по своему составному происхождению оказался московский ансамбль бразильской музыки Esh со специальным гостем Селио де Карвалью. Дело в том, что лидер группы пианист Игорь Надеждин долгое время работал в Израиле, поэтому в качестве названия, несмотря на любовь к бразильской музыке, выбрал слово на иврите, которое в переводе означает «огонь». Вокального огня выступлению группы добавила в субботу вокалистка Анна Клесун, несколько лет назад приехавшая в Москву из Казахстана.

В заключительный день фестиваля тот же Игорь Надеждин выступил с самым известным саксофонистом Израиля Робертом Анчиполовским, который когда-то играл с самими Диззи Гиллеспи и Джоном Зорном. Достойным завершением фестиваля стал выход на сцену австрийского квинтета Together и англо-шведско-датского трио Stekpanna, выдавших публике ряд джазовых шедевров, уже давно ставших классикой.

В общем и целом фестиваль в очередной раз подтвердил, что достойное исполнение джазового мейнстрима всегда даст фору любому неформатному начинанию. Если, конечно, это не какой-нибудь Майлз Дэвис со своим «Birth Of The Cool» сорок восьмого года.

В очереди к джазу

Ким Назарян
Ким Назарян
Но, пожалуй, самым интересным событием любого джазового фестиваля (и «Эрмитаж» в данном случае не исключение) является джем-сейшн после официального выступления. Если, конечно, в джазе вообще есть что-то официальное.

Традиционные джемы в рамках «Джаза в саду «Эрмитаж» проходят в клубе «Реставрация». И в этот раз три ночи подряд там собирались все участники фестиваля, для того чтобы сыграть в совершенно неожиданных для себя и для публики составах. И конечно же в первую очередь для собственного удовольствия. Казалось даже, что публика музыкантам была в этом случае вообще не нужна.

Как не нужна она была какой-то одинокой паре, танцующей в субботу возле барной стойки. Они были так же увлечены собой и своими чувствами, как именитые и не очень известные джазмены были погружены в выяснение того, кто за кем и в каком составе играет. Они занимали очередь друг за другом, не обращая на публику внимания. Играли что-то для себя и уходили со сцены. Все, кто был в те ночи в «Реставрации», понимали, что это и есть настоящий джаз. Живая импровизация. Несколько проскользнувших гамм, сыгранных будто для разминки и «притирки» друг к другу, конечно же, не в счет.

«С каким желанием и азартом играли музыканты! Клуб с трудом вместил всех желающих приобщиться к настоящему джазу, – комментирует газете ВЗГЛЯД президент клуба «Реставрация» Александр Смелянский. – Сменяя друг друга, а иногда и споря, кто выйдет раньше, на сцене в течение трех вечеров импровизировали отечественные и зарубежные звезды. Звездами были все. Это была настоящая команда all stars, играющая с листа. В каждой композиции присутствовала внутренняя драматургия: диалог двух саксофонов, музыкальный спор барабанщика и басиста, выразительный монолог аккордеона. Каждый раз праздник заканчивался глубокой ночью».

..............