Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевГолос грусти Зеленого Мыса
11 октября в Кремле вновь зазвучит голос 63-летней бабушки, которая выступает всегда босиком и всегда в таком настроении, будто только что вышла из бара, где пила очень долго, вспоминая молодость.
Так, как поет Сезария Эвора, не может, кажется, петь никто. И не потому что она обладает каким-то умопомрачительным техничным вокалом или она невероятно артистична. Ни то ни другое. Просто Эвора не поет – она грустит на сцене. А в России поводов погрустить всегда было много.
Все гастроли ведут в Кремль
Сезария Эвора (фото: Лев Дайчик) |
«А что, вы не хотите, что бы я к вам приезжала?» – удивляется Сезария, когда начинаешь интересоваться у нее, почему количество ее гастролей в другие страны уменьшается, а в Россию певица по-прежнему ездит регулярно.
«Сегодня мы действительно сократили количество моих гастролей по миру, – рассказывает газете ВЗГЛЯД Сезария Эвора. – Это очень утомляет. Но в России я продолжаю бывать, потому что меня здесь на самом деле любят и всегда очень тепло воспринимают мою музыку».
Говорят, что после любых гастролей Сезария по нескольку дней находится в депрессии – не выходит из дома и не общается практически ни с кем. И это лишь одна из черт ее повседневного поведения, многие из которых обычному человеку кажутся странными. Кроме всего прочего Сезария терпеть не может ожидания посадки на самолет в аэропортах. О ее почти патологической страсти к различным платкам и банданам ходят легенды в артистической тусовке. «Однажды на одном из наших сотрудников Сезария увидела яркую бандану, – рассказывает газете ВЗГЛЯД Андрей Феофанов – генеральный директор компании Boheme Music, которая уже в пятый раз привозит Сезарию Эвору в Россию. – Бандана ей так понравилась, что нам ничего не оставалось, как подарить Сезарии ее».
«Каждый раз, когда Сезария приезжает в Москву, она живет только в президентском номере, из которого редко выходит, – продолжает Андрей. – Исключение составляют лишь обзорные поездки по городу и, собственно, сам концерт. Обеды Сезария заказывает всегда в номер. Но однажды она услышала музыку в ресторане гостиницы, которая ее в буквальном смысле очаровала. Она тут же босиком спустилась вниз и, к удивлению и восхищению присутствующих на тот момент в ресторане людей, весь вечер провела там, радуясь со всеми, танцуя и выпивая».
Известно, что Сезария в принципе очень любит крепкие напитки и хорошие сигары. В конце 60-х после выхода ее первых не совсем успешных дисков привычка к алкоголю на какое-то время даже стала серьезной проблемой для Сезарии. Благо сегодня облегченное пристрастие к нему осталось с ней лишь в качестве некоего шарма. В любом случае пристрастие к «огненной воде» никогда не считалось в России большим грехом.
Да и вообще послушать чей-то рассказ о его нелегкой судьбе русский человек никогда не против. Пусть даже он будет рассказан на совершенно непонятном языке. Ведь Сезария уникальна еще и тем, что не говорит ни по-французски, ни по-английски и поэтому ездит везде с переводчиком. И говорит и поет свои песни она на кабовердийском креольском – разновидности португальского языка.
Вещь в себе
Сезария Эвора |
Песни, которые она исполняет, называются mornas – это традиционный музыкальный жанр островов Зеленого Мыса. В этом жанре смешались и традиционные португальские fado (Португалия владела архипелагом до 1975 г.), и музыка португалоязычных Мозамбика с Анголой, и мощная музыкальная традиция Бразилии.
«Впервые я услышал Сезарию в начале девяностых, – рассказывает газете ВЗГЛЯД Андрей Феофанов, – когда ее записи еще не были известны в России. Помню, как меня поразила тогда самобытность этой певицы, неповторимая тембральная окраска ее голоса и мелодика ее песен, которые корнями глубоко уходят в этнические традиции. При этом ее песни звучат поразительно современно. Я думаю, что именно в русском сердце ее песни находят такой отклик, потому что нашему уху очень близка эта распевность и мы очень тонко реагируем на минорную мелодику, которая всегда присутствует в песнях Сезарии. Вообще, если в нескольких словах попытаться охарактеризовать музыку Эворы, это будут слова: любовь, красота, и в первую очередь – светлая вселенская грусть».
«Если бы в свои шестьдесят три года я пела лишь веселые песни и в моей памяти были только радостные воспоминания, это было бы по меньшей мере странно, – ответила газете ВЗГЛЯД Сезария Эвора. – У каждого в жизни хватает и радости, и грусти. Но сегодня я считаю, что прошлое нужно оставлять в прошлом и пытаться с надеждой смотреть в будущее».
Зная, что это говорит женщина, которая действительно перенесла на своем веку немало бытовых и социальных тягот, – в одиночку воспитывала несколько детей при явном отсутствии денег, наблюдая при этом революцию в Кабо-Верде, крушение португальской колониальной власти и, как следствие, полный развал шоу-бизнеса, который хоть как-то мог ее прокормить.
Генеральный директор компании Boheme Music Андрей Феофанов (фото: РА «Информкино») |
Когда много лет спустя (в 1980-х годах) Сезария запела вновь и ей уже стал сопутствовать успех, вдруг выяснилось, что половина кабовердийских певиц, которые были на тот момент, считают ее своей учительницей.
Сегодня, когда Сезария известна всему миру, когда ее диски раскупаются миллионными тиражами и про нее даже ходят слухи, что состояние певицы больше, чем внешний долг ее страны, Эвора по-прежнему остается очень естественным грустным человеком на сцене. «Сезария очень приветлива практически со всеми, – говорит Андрей Феофанов, – но при этом – настоящая вещь в себе. Создается впечатление, что она, как термос, в котором очень много любви, теплоты и нежности, но она отдает их только зрителю, когда выходит на сцену. В жизни она старается это «не расплескать».