Денис Миролюбов Денис Миролюбов ВЦИОМ не понял российский футбол

Есть и серьезные, и всякие мелкие причины, препятствующие поддержке интереса к футболу. Вы будете смеяться, но это, например, продажа пива на стадионах. Россия едва ли не единственная из цивилизованных стран, где это запрещено.

15 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Европа ставит русофобию выше мультикультурализма

В Европе – удивительная тенденция. На волне роста популярности правых евроскептиков «системе» приходится идти им навстречу. И она делает это, когда дело касается некоторого закручивания миграционных гаек. Но не делает ни шага навстречу избирателям правых партий, когда речь идет об отношениях с Россией и поддержке Украины.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин «Друзья мира» опасны для Зеленского

Основная опасность для Украины в том, что китайско-бразильские идеи урегулирования конфликта могут принять не только на Глобальном Юге, но и на Западе. Швейцария уже продемонстрировала, что приемлет концепцию «Друзей мира». Германия готовит свой мирный план, который по многим параметрам похож на китайско-бразильский.

4 комментария
29 декабря 2005, 15:16 • Культура

Мир не молится за них

Мир не молится за них
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

О премьере масштабной оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в Большом театре заговорили еще до того, как спектакль увидел свет. И причина этого внимания оказалась далека от творческой: дирижер-постановщик Мстислав Ростропович прервал работу над оперой и покинул стены театра. Возможно, у него на то были веские основания – люди такого заоблачного профессионализма пустым капризам не подвержены

Ситуация эта обсуждалась в кулуарах, но официально не комментировалась. Как бы то ни было, премьера состоялась в заявленные сроки, и говорить о ней есть смысл вне скандального контекста.

Трудности перевода

Художник Александр Боровский придумал несколько раздвигающихся светлых платформ (фото: ИТАР-ТАСС)
Художник Александр Боровский придумал несколько раздвигающихся светлых платформ (фото: ИТАР-ТАСС)
Никто не оспаривает очевидные достоинства музыки Прокофьева. Однако дабы адекватно воспроизвести данную оперу на подмостках, требуется соблюсти немало тонкостей. Во-первых, избавиться от исторического пафоса. Во-вторых, не перегружать происходящее «приметами эпохи». Наконец, попытаться сделать эту историю понятной и интересной сегодняшнему зрителю, для которого роман Толстого вряд ли входит в число любимых и перечитываемых книжек. В определенном смысле режиссеру Ивану Поповски это удалось сделать.

Оформление спектакля до крайности лаконично. Художник Александр Боровский придумал несколько раздвигающихся светлых платформ, которые по надобности трансформируются то в роскошную бальную залу, то в личные апартаменты тех или иных персонажей, то в воинские редуты. Особенно эффектно смотрится эпизод с горящей Москвой, когда верхняя часть платформ косой стеной опускается прямо на неподвижно стоящую толпу, и все это залито кроваво-багровыми отблесками (художник по свету Дамир Исмагилов). На этом фоне удачно смотрятся одеяния персонажей, сделанные в историческом ключе, но не перегруженные пышностью и блеском (художник по костюмам Ангелина Атлагич).

До «Войны и мира» Иван Поповски ставил оперу только в камерном пространстве: его «Царская невеста» и «Риголетто» в Центре оперного пения Галины Вишневской были спектаклями стильными, холодноватыми и очень аккуратными. Эти качества присутствуют и в его работе на сцене Большого. Но периодически дают обратный эффект: правильность, даже стерильность действия порой заставляют не на шутку скучать. Тем более что сама история настолько длинна, что необходима определенная динамика, дабы внимание не рассеивалось. К тому же основной смысловой посыл в спектакле отсутствует. Грамотно и последовательно излагаются события, но делается это без заинтересованности, и, как следствие, без эмоциональности. Отдельные живые всплески происходят, в основном, благодаря музыке и некоторым исполнителям.

Сошедшие со страниц

Дирижер Александр Ведерников во время премьеры оперы Сергея Прокофьева
Дирижер Александр Ведерников во время премьеры оперы Сергея Прокофьева "Война и мир" (фото: ИТАР-ТАСС)
Маэстро Ростроповича за дирижерским пультом сменил Александр Ведерников. Чей основной недостаток заключается в том, что все без исключения композиторы у него звучат несколько усредненно и сглаженно. Правда, в данной ситуации это вполне соответствовало происходящему на сцене.

Когда смотришь спектакль, создается ощущение, что перед тобой ожившая книжка. Герои, словно существа из карманного театра, перемещаются, действуют, переживают, очень тонко и правильно, но немножко не всерьез. Надо отдать должное режиссеру: по возможности он выстроил все возможные взаимоотношения, особенно в первой, «мирной» части оперы. Любопытно смотреть, как, например, неловко толкается среди танцующих на балу Пьер Безухов, засмотревшийся на Наташу. А вот Наташа удивленно оглядывает сборище, не понимая, почему к ней никто не подходит. Вот дом светского хлыща Анатоля Курагина, где срамные девицы валяются на медвежьей шкуре, а ямщик Балага бросается стаканами, осколки которых тут же убирают веничком два лакея. А вот Пьер в гневе на Курагина придавливает его стулом, чтобы тот осознал высказанную угрозу. Во второй, «военной» части оперы подобных тонких сплетений практически не будет: она более массовая и более, скажем так, равнодушная. Единственное, что получится удачно – сцена умирающего Андрея Болконского и Наташи: режиссер придумал им некий «балет рук», нежный и трогательный. Но в целом второе действие выглядит менее удачным. К тому же нет самого главного: финала. Статичное хоровое пение с флагами наперевес, означающее окончание некой абстрактной войны, вряд ли может впечатлить сегодняшнюю публику.

С солистами в «Войне и мире» дело обстоит с переменным успехом. Главная удача спектакля – Мария Пахарь в роли Наташи Ростовой. Чувственная темноволосая красавица с наивными глазами, она обладает необыкновенно выразительным голосом. Для того чтобы понять весь спектр эмоций, переживаемых героиней, необязательно даже вглядываться в актерские реакции – все передается пением. Интересно работают Михаил Губский – Анатоль Курагин, Елена Манистина – Элен Безухова, Оксана Корниевская – старуха Ахросимова. Впечатляющий голос у приглашенного из Дюссельдорфа Бориса Стаценко – Наполеона. Обращает на себя внимание молодой Александр Захаров в крошечной роли Платона Каратаева. Благо, опера написана так, что даже маленькие партии (а таких здесь много) позволяют певцам проявить себя.

И все-таки при всей честности и грамотности «Войны и мира» по просмотре не оставляет ощущение беспокойства. Наверное, дело в пресловутом вопросе «зачем». В чем была жгучая необходимость постановки именно этой оперы? Ну, положим, иностранная публика, в изрядном количестве посещающая Большой, сможет увидеть здесь некую «русскую экзотику». А что должны здесь увидеть мы? Нынешняя «Война и мир» более всего напоминает радиоспектакль. Закрыть глаза и слушать – одно удовольствие.

..............