Взгляд
19 апреля, четверг  |  Последнее обновление — 16:37  |  vz.ru
Разделы

Москвой принята на вооружение концепция «осажденной крепости»

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
В Армении имеет место новая попытка «бархатной революции». Это в очередной раз актуализировало общественную дискуссию уже в России. Основная претензия к Кремлю очевидна: почему он продолжает ходить по граблям? Подробности...
Обсуждение: 41 комментарий

После потери Армении настанет очередь Белоруссии

Армен Асриян, журналист, прозаик, поэт
Когда в Армении начинается буза, в Сети немедленно начинают хором скандировать две дежурные мантры. «Нет, это не Майдан!» – скандирует хор из Армении. «Кому вообще нужна эта Армения! Ну и пусть валят!» – хор из России. Подробности...
Обсуждение: 58 комментариев

Как Россия должна ответить на агрессию США против Сирии

Владимир Можегов, публицист
Все, что творится сегодня на Ближнем Востоке, было запрограммировано еще в 1996 году, когда ведущими неоконами именно Сирия признавалась главным врагом Израиля. В этом русле и следует рассматривать недавний удар американцев. Само выживание России требует от нас быстрого и адекватного ответа. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

    Украина уничтожила в Луганске технику для парада 9 мая

    В ночь на 17 апреля украинские военные обстреляли Луганск. В результате был уничтожен танк времен ВОВ и другая техника, которая должна была принять участие в параде в честь 9 мая. Еще с 30 марта в Донбассе действует так называемое пасхальное перемирие, однако обстрелы в регионе не прекращаются
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Названа победительница «Мисс Россия – 2018»

    Титул «Мисс Россия – 2018» получила представительница Чувашской Республики Юлия Полячихина. Девушке 18 лет, она учится на первом курсе факультета журналистики ЧГУ. За победу в конкурсе Юлия получила приз в 3 млн рублей, новый автомобиль и корону из белого золота, бриллиантов, рубинов и сапфиров
    Подробности...

    Сирия отразила нападение США (фото)

    США, Великобритания и Франция провели один из самых массированных ракетных обстрелов Сирии за последние годы. В операции были задействованы корабли и стратегическая авиация. Однако больше половины ракет были уничтожены средствами ПВО еще на подлете
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:При освобождении Думы обнаружили хлор из Германии и дымовые шашки из Солсбери

        Кирилл Бенедиктов

         
        Профессиональный историк и писатель, фантаст, политолог. Автор мрачных романов о нашем времени и о будущем. Родился в Минске. До семи лет жил среди белорусских полей, затем переехал в Москву. После школы поступил на исторический факультет МГУ, где занимался доколумбовыми цивилизациями Латинской Америки. После МГУ уехал в Колледж Европы в Бельгии, где изучал этнические конфликты и деятельность миротворцев. Работал в ОБСЕ, в Южной Корее. Защитил кандидатскую диссертацию на тему балканского кризиса. Свой первый рассказ, который был посвящен городу мертвых, опубликовал в 1990 году. Затем вышли две книги писателя – "Завещание ночи" и "Война за "Асгард", удостоенные едва ли не всех премий в области российской фантастики. Став знаменитым, писатель выпустил еще две книги и решил вернуться к своему первенцу – "Завещанию ночи". Для новой публикации он отточил до блеска все сюжетные нити романа и дополнил их новыми подробностями. Роман опубликован издательством "Популярная литература" стартовым тиражом 100 000 экземпляров.По мотивам романа снят одноименный восьмисерийный телевизионный фильм со звездами российского кино. Историю вечной борьбы, последний акт которой состоится в современной Москве, сыграли Константин Хабенский, Виктор Сухоруков, Сергей Жигунов.
        Блог Кирилла Бенедиктова

        Мнения

        Ирина Алкснис
        В Армении имеет место новая попытка «бархатной революции». Это в очередной раз актуализировало общественную дискуссию уже в России. Основная претензия к Кремлю очевидна: почему он продолжает ходить по граблям?
        Обсуждение: 42 комментария

        Владимир Можегов
        Все, что творится сегодня на Ближнем Востоке, было запрограммировано еще в 1996 году, когда ведущими неоконами именно Сирия признавалась главным врагом Израиля. В этом русле и следует рассматривать недавний удар американцев. Само выживание России требует от нас быстрого и адекватного ответа.
        Обсуждение: 8 комментариев

        Андрей Графов
        Нацисты хотели, чтобы евреев не было, потому что они считали их неполноценными и вредными. Современные либералы тоже хотят, чтобы евреев не было.
        Обсуждение: 96 комментариев

        Андрей Бабицкий
        Почему мода на все антироссийское продолжает оставаться на постсоветском пространстве устойчивым трендом, несмотря на то, что курс на евроинтеграцию никак не улучшил положения дел в выбравших его государствах? Ответ очевиден.
        Обсуждение: 23 комментария

        Эдуард Биров
        Ракетно-бомбовый удар США по Сирии вызвал две крайние реакции – алармистскую и бравурную. И та и другая неадекватны и опасны. На самом деле ситуация проще и сложнее одновременно.
        Обсуждение: 89 комментариев

        Сергей Лукьяненко
        Прочитал у френда, вполне умного и состоявшегося человека, бывшего советского, ныне живущего в Британии, рассуждения, что ни ржавая сирийская, ни ржавая советская ПВО ничего сбить не способна. «А погуглить?» – восклицаю я.
        Обсуждение: 91 комментарий

        Сергей Худиев
        Идея запретить лекарства из США и стран, поддерживающих санкции, уже вызвала бурное обсуждение в Сети. Конечно, реакция на санкции США необходима, но нам стоит подумать какая. В чем причина санкций? Какова их цель? Как мы можем дать отпор?
        Обсуждение: 110 комментариев

        Алексей Чадаев
        Основная линия атаки глобального агитпропа на российскую позицию защиты национальных суверенитетов такая. Суверенитет – это ширма, позволяющая диктаторам делать что угодно. В этом всем даже есть некоторое здравое зерно.
        Обсуждение: 15 комментариев

        Игорь Димитриев
        Пока вы все заняты подсчетами недолетевших «Томагавков», я вам подскажу смысл демонстративного ракетного удара по Сирии. Психологический эффект от атаки неприятный. Сирия уже точно не будет такой как раньше.
        Обсуждение: 104 комментария

        Дмитрий Дробницкий
        Захочет ли нарастившее мускулы право-популистское движение идти на дно вместе с адептами «моральных бомбардировок» и с самим Дональдом Трампом, если он ради демонстрации «крутизны» откажется от предвыборных обещаний?
        Обсуждение: 28 комментариев

        Кирилл Бенедиктов: Игра кукольных престолов

        30 августа 2017, 19:05
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Специальное предупреждение для тех, кто еще не смотрел седьмой сезон «Игры престолов»: в тексте будут встречаться спойлеры – без них не обойтись. Выскажу свое мнение – и как зритель, и как фанат Джорджа Мартина с двадцатилетним стажем.

        «Игра престолов» близится к своему завершению. В воскресенье зрители увидели седьмую серию седьмого сезона – предпоследнего в сериале. Следующий, восьмой сезон станет последним – это не раз заявляли продюсеры проекта Дэвид Бэниофф и Дэн Уайсс и подтверждал сам Джордж Мартин.

        История будет рассказана до конца, будут развязаны все сюжетные узлы и расставлены все точки над i. Но в предыдущих шести сезонах было завязано столько узлов, а на сцене развешано столько заряженных ружей, что многие пришлось разрубать и разряжать уже сейчас, не дожидаясь финальной части саги.

        Получилось это или нет – решать зрителю. Выскажу свое мнение – и как зритель, и как фанат Джорджа Мартина с двадцатилетним стажем, очарованный Песнью Льда и Огня еще в далеком 1997 году.

        Специальное предупреждение для тех, кто еще не смотрел седьмой сезон или не досмотрел его до конца: в тексте, естественно, будут встречаться спойлеры – без них не обойтись.

        Общеизвестно, что

        с каждым новым сезоном телесериал все больше отдалялся от своей первоосновы – романов Мартина, теряя по пути то важных персонажей, то целые сюжетные линии.

        Так, полностью оказалась исключенной линия сына принца Дорана – Квентина, отправившегося в Миэрин просить руки Дейенерис, или история Эйегона VI Таргариена, который с помощью Джона Коннингтона начал отвоевывать Вестерос еще до прибытия Матери Драконов.

        Но если поначалу эта «оптимизация» выглядела как неизбежное зло (в конце концов, в отличие от романов, чей объем ограничен лишь фантазией и трудолюбием автора, сериал имеет жесткие рамки, в том числе и бюджетные), то чем дальше, тем больше она превращалась в инструмент, с помощью которого продюсеры и сценаристы просто расправлялись с теми персонажами, которых они не понимали и чьи характеры не могли раскрыть во всей полноте.

        Прежде всего это касается лорда Петира Бейлиша, больше известного как Мизинец.

        По-прежнему великолепны батальные сцены – особенно впечатляет атака дотракийцев при поддержке огнедышащего дракона (фото: HBO)
        По-прежнему великолепны батальные сцены – особенно впечатляет атака дотракийцев при поддержке огнедышащего дракона (фото: HBO)

        Еще в первом сезоне (который почти буквально воспроизводил книгу Мартина) стало заметно, что сценаристы не вполне понимают, кто такой Мизинец и какую роль он играет в мире Семи королевств.

        Петир Бейлиш – худородный дворянчик, чей дед прибыл в Вестерос из Браавоса (основанного бежавшими из Валирии рабами), пробивший себе путь в политическую элиту Семи королевств исключительно собственными талантами и хитростью. Среди возможных прототипов Бейлиша – советник Генриха VIII Томас Кромвель, которого называют «тюдоровским Макиавелли», а может быть, и сам Макиавелли.

        Это Мизинцу принадлежит само определение «Игра престолов», он начинает Войну семи королей, он манипулирует персонажами, как фигурками на шахматной доске. Очевидно, что именно ему даже в большей степени, чем еще одному кукловоду – евнуху Варису, Мартин делегировал роль потайной пружины всех разворачивающихся на просторах Вестероса событий.

        В сериале Мизинец – персонаж хотя и довольно зловещий, но настолько плоский, что порой задаешься вопросом, как такой картонный злодей, у которого на лице написано, что он с утра до вечера только и думает, как бы устроить окружающим какую-нибудь гадость, вообще мог хоть кого-то обмануть. Его самая успешная комбинация – спасение Сансы из рук Серсеи – волею сценаристов оборачивается тем, что хорошо описывается русскими поговорками «из огня да в полымя» или «хрен редьки не слаще»: передачей ее с рук на руки садисту и маньяку Рамси Болтону.

        Это чрезвычайно нелогичный ход для человека, мечтающего посадить Сансу на Железный трон (и самому править вместе с ней), – хотя бы потому, что шансов выжить в супружеской постели Рамси у Сансы примерно столько же, сколько в клетке с голодными львами.

        Правда, в конце шестого сезона Мизинец приводит войско рыцарей Долины на помощь Сансе и Джону и помогает им выиграть «битву бастардов», но это никак не влияет на последующие события, поскольку Королем Севера избирают (вполне предсказуемо) Джона Сноу, а Бейлиш со всеми своими планами и амбициями оказывается не у дел.

        Видимо, отдавая себе отчет, что Мизинец в таком варианте становится совсем уже неинтересным персонажем, сценаристы решили в седьмом сезоне от него отделаться. Сделали они это тупо и прямолинейно: надоевший им Бейлиш попытался одурачить и натравить друг на друга двух сестер Старк, но не учел, что Арья многому научилась у Безликих Браавоса (в том числе читать по лицу, хотя мимика Бейлиша настолько выразительна, что догадаться о его коварных планах не смог бы разве что слепой мейстер Эйемон). К тому же в Винтерфелл вернулся Бран, ставший Трехглазым вороном, от которого, видимо, вообще ничего утаить невозможно.

        В итоге непревзойденный мастер интриги пал жертвой собственных козней и был демонстративно зарезан Арьей на глазах у рыцарей Долины, причем сценаристы не сумели отказать себе в последнем удовольствии и заставили его униженно хныкать и просить прощения у Сансы, которую он как-никак трижды спас от неминуемой смерти.

        Вполне возможно, что и Мартин в финальной книге саги тоже убьет Бейлиша, но вряд ли человек, много лет бывший серым кардиналом всей вестеросской политики, погибнет так глупо и бездарно, как это случилось в сериале.

        Но если Мизинца сценаристы просто вычеркнули из списка персонажей, перешедших в восьмой сезон, то с Эуроном «Вороньим Глазом» Грейджоем они поступили совсем некрасиво.

        Один из самых таинственных и зловещих персонажей саги, искавший в Дымящемся море и руинах погибшей Валирии артефакты древней магической цивилизации, ставший королем Железных людей с помощью золота и колдовства, превратился в седьмом сезоне в веселого буффона, подкатывающего к Серсее с ловкостью начинающего пикапера (буквально на уровне «девушка, вашей маме зять не нужен?») и троллящего Джейме вопросами о том, что больше всего нравится его сестре в постели.

        Конечно, после прохода по улицам Королевской гавани в костюме Евы Серсее уже не привыкать к публичным унижениям, но зачем нужно было превращать мрачного убийцу с повязкой а-ля Айсман в задиристого гопника с двумя абсолютно нормальными глазами – не вполне ясно.

        Список персонажей, пострадавших от рук сценаристов седьмого сезона, можно продолжать, но перейдем к вещам более существенным: к удивительным манипуляциям с пространством и временем.

        Таковых в сезоне, по счастью, не так уж много, но они есть. Особенно грешит этим шестая серия, в которой отряд специального назначения во главе с Джоном Сноу захватывает за Стеной «языка», то есть, простите, мертвяка. Мертвяк нужен для того, чтобы Дейенерис окончательно поверила в существование армии Короля Ночи, но главное – чтобы убедить Серсею прекратить войну с Матерью Драконов и объединить силы против грозящей с Севера опасности.

        Вынесем за скобки вопрос о том, стоит ли овчинка выделки, то есть зачем в такой миссии участвует сам Король Севера – с ней вполне могла бы справиться и обычная разведгруппа Ночного дозора. Но вот то, что происходит в результате героического рейда, заслуживает отдельного разговора.

        Сначала наши диверсанты долго идут по заснеженным просторам Земель за Стеной. Потом – уже где-то в скалах, которые, как мы знаем по предыдущим сезонам, расположены за полосой таежных лесов, то есть довольно далеко от Стены, – нападают на отряд мертвецов и берут-таки пленного.

        Вскоре после этого их настигает толпа синеглазых зомби, и наши герои, отправив Джендри обратно к Стене с поручением послать Дейенерис сообщение о том, что они попали в ловушку и им срочно требуется помощь, убегают на маленький островок посреди слабо замерзшего озера, куда преследователи добраться не могут.

        И вот тут пространственно-временной континуум по мановению волшебной палочки сценаристов начинает вести себя очень странно. Мы понимаем, что даже если Джендри будет бежать очень быстро и без остановок, то до Стены ему добираться не меньше недели.

        Еще несколько дней будет лететь ворон, да и драконы Дейенерис перемещаются хотя и быстро, но не со сверхзвуковой скоростью. Иными словами, нашим героям надо продержаться на скалистом островке дней десять, а то и все две недели – и это очень, очень смелое допущение, учитывая, что в условном Средневековье Вестероса расстояния огромны, а телеграфа еще не придумали (вороны иногда долетают, иногда нет, но в любом случае вести из одного конца Семи королевств в другой идут долго).

        В сериале, однако, все происходит за сутки: лед замерзает, мертвяки штурмуют островок, героям грозит страшная смерть,

        но в самый последний момент прилетают Дейенерис и ее дрессированные драконы и спасают всех. При этом, правда, один из драконов погибает и попадает на службу к Королю Ночи – собственно, видимо, ради этого сюжетного поворота вся история с походом за мертвяками и задумывалась. Кстати, любопытно, что погиб дракон, названный в честь убитого кхалом Дрого старшего брата Дейенерис – Визериса.

        Можно предположить, что сценаристы пошли на это специально – Визерис был довольно неприятным персонажем, но нельзя не обратить внимание на удивительное спокойствие, с которым Дени, не раз повторявшая, что драконы – ее единственные дети, воспринимает потерю одного из них. Неужели Визериона она тоже недолюбливала, как и брата?

        Как и сокращение числа персонажей, глубоко разработанных в книге и сильно опростившихся в сериале, эта сюжетная линия явно работает на подчеркивание в качестве главной пары финальных частей истории Дейенерис и Джона Сноу.

        В какой-то степени это оправданно – оба они Таргариены (Дени приходится Джону родной теткой, правда, в седьмом сезоне об этом знает только Бран), оба имеют права на Железный трон, – но сложно отделаться от ощущения, что, сведя всю многоплановую, населенную сотнями любовно выписанных персонажей, продуманную до мелочей картину, нарисованную Мартином, к банальной love story двух самых гламурных героев саги, сценаристы седьмого сезона стремились максимально потрафить непритязательным вкусам американского зрителя, с самого детства – с мультфильмов Диснея – приученного к тому, что все делится на черное и белое, добро и зло, хороших парней и злодеев, а все полутона только мешают восприятию.

        Именно этим сериал и отличается от книг Мартина – там не было хороших и плохих персонажей, как не было и однозначно черного и белого цветов. Разве что Джоффри Баратеон да Рамси Болтон выглядели в книгах рафинированными садистами – и тут нельзя не отдать должное создателям сериала, у которых – во многом благодаря великолепной актерской игре Ивана Реона – Рамси получился куда более живым, интересным и даже обаятельным персонажем, чем мартиновский «бастард Болтона».

        Но после того как Рамси разорвали его собственные псы в конце шестого сезона, таких неоднозначных персонажей в сериале больше не осталось. Даже Тирион – самый глубокий и интересный герой саги, своего рода альтер эго Мартина – в седьмом сезоне превратился в унылого резонера.

        Удивительна также явная фиксация авторов седьмого сезона на отсутствии у некоторых персонажей первичных половых признаков как черты скорее положительной. Так, Безупречные во главе с Серым Червем (которому зритель, безусловно, сочувствует) несколько раз характеризуются их врагами как армия «мужиков без яиц», а Теон Грейджой выигрывает жестокую схватку в финальной серии благодаря тому, что противник несколько раз бьет его коленом в пах, что после проведенной Рамси Болтоном операции не причиняет Теону ни малейшего вреда.  

        Все вышесказанное не означает, что седьмой сезон «Игры престолов» представляет собой совсем уже провальное зрелище.

        По-прежнему великолепны батальные сцены – особенно впечатляет атака дотракийцев при поддержке огнедышащего дракона на войско Ланнистеров в четвертой серии. Отлично играет свою роль Лена Хиди (королева Серсея), которую не сломила даже гибель Мирцеллы и Томмена в шестом сезоне. Хорош Бронн, верный своему амплуа циничного, но обаятельного пса войны.

        Увы, это почти все актерские удачи, которые можно выделить в седьмом сезоне. Прочие персонажи скорее потеряли в харизме и глубине, нежели приобрели. Особенно жаль Сандора Клигана (Рори МакКанн), который за время пребывания у Молчаливых братьев из угрюмого злобного циника стал угрюмым сентиментальным скептиком.

        Существуют экранизации, которые стремятся к буквальному воспроизведению текста книги, – например, «Война и мир» Бондарчука или «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой. Существуют фильмы, снятые «по мотивам» того или иного произведения, отклоняющиеся от первоисточника так далеко, что могут считаться самостоятельным культурным артефактом, – например, «Сталкер» или «Солярис» Тарковского.

        Существуют, наконец, адаптации той или иной иностранной книги для родной зрителю культуры – таковы, например, «Братья Карамазовы» Ричарда Брукса. Сериал «Игра престолов», начавшийся когда-то как более или менее точная иллюстрация к книгам Джорджа Мартина, к седьмому сезону окончательно выродился в совершенно отдельный жанр – экранизацию-фанфик.

        Продюсеры и сценаристы, пользуясь тем, что Мартин пишет медленно и никогда не выдерживает заявленных сроков, взяли придуманных им персонажей и принялись играть ими, как марионетками в кукольном театре. Получается иногда хорошо, иногда не очень, а порой откровенно плохо – но, если подумать, иначе и быть не могло. Ведь куклы никогда не смогут вести себя так, как живые люди, а кукловоды – даже самые искусные из них – никогда не заменят собой творца.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Москвой принята на вооружение концепция «осажденной крепости»

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        В Армении имеет место новая попытка «бархатной революции». Это в очередной раз актуализировало общественную дискуссию уже в России. Основная претензия к Кремлю очевидна: почему он продолжает ходить по граблям? Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        После потери Армении настанет очередь Белоруссии

        Армен Асриян, журналист, прозаик, поэт
        Когда в Армении начинается буза, в Сети немедленно начинают хором скандировать две дежурные мантры. «Нет, это не Майдан!» – скандирует хор из Армении. «Кому вообще нужна эта Армения! Ну и пусть валят!» – хор из России. Подробности...
        Обсуждение: 36 комментариев

        Как Россия должна ответить на агрессию США против Сирии

        Владимир Можегов, публицист
        Все, что творится сегодня на Ближнем Востоке, было запрограммировано еще в 1996 году, когда ведущими неоконами именно Сирия признавалась главным врагом Израиля. В этом русле и следует рассматривать недавний удар американцев. Само выживание России требует от нас быстрого и адекватного ответа. Подробности...
        Обсуждение: 7 комментариев

        Извращенная логика толерантных Нидерландов

        Андрей Графов, сценарист
        Нацисты хотели, чтобы евреев не было, потому что они считали их неполноценными и вредными. Современные либералы тоже хотят, чтобы евреев не было. Подробности...
        Обсуждение: 92 комментария

        Серьезные волнения гарантируют Армении тяжелые травмирующие последствия

        Андрей Бабицкий, журналист
        Почему мода на все антироссийское продолжает оставаться на постсоветском пространстве устойчивым трендом, несмотря на то, что курс на евроинтеграцию никак не улучшил положения дел в выбравших его государствах? Ответ очевиден. Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Дерипаске надо было поплотнее нашпиговать «Русал» американскими деньгами

        Сергей Шмидт, историк (Иркутск)
        Один из самых интересных моментов в теме «плохо подготовились к новой холодной войне» – недостаточно глобализировались. Да-да, в том и прикол. Подробности...

        Вся планета ждет ответный ход России

        Эдуард Биров, журналист
        Ракетно-бомбовый удар США по Сирии вызвал две крайние реакции – алармистскую и бравурную. И та и другая неадекватны и опасны. На самом деле ситуация проще и сложнее одновременно. Подробности...
        Обсуждение: 89 комментариев

        Запад действительно собирается наступить на те же грабли

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Прочитал у френда, вполне умного и состоявшегося человека, бывшего советского, ныне живущего в Британии, рассуждения, что ни ржавая сирийская, ни ржавая советская ПВО ничего сбить не способна. «А погуглить?» – восклицаю я. Подробности...
        Обсуждение: 91 комментарий

        Запрет лекарств из США будет иметь серьезный психологический эффект

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Идея запретить лекарства из США и стран, поддерживающих санкции, уже вызвала бурное обсуждение в Сети. Конечно, реакция на санкции США необходима, но нам стоит подумать какая. В чем причина санкций? Какова их цель? Как мы можем дать отпор? Подробности...
        Обсуждение: 110 комментариев

        Вершителями судеб мира становятся всевозможные «белые каски»

        Алексей Чадаев, директор Аналитического центра «Московский регион» (АЦМР)
        Основная линия атаки глобального агитпропа на российскую позицию защиты национальных суверенитетов такая. Суверенитет – это ширма, позволяющая диктаторам делать что угодно. В этом всем даже есть некоторое здравое зерно. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............