Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
2 июля 2015, 08:02 • Авторские колонки

Василий Колташов: Экономике мы научились у жрецов

Василий Колташов: Экономике мы научились у жрецов

Экономические прогнозы получили распространение не в натурально-аграрной, а в рыночной античной экономике. Потому не удивительно, что именно жрецы в Древней Греции становились катализатором развития экономики.

Прогнозирование возникло давно, еще в глубокой древности, только называли его предсказанием. Пророчества оглашались людьми. Однако считалось, что исходят они от высших сил – от богов или духов.

Оракулы страховали свое дело оговорками. Аналитики от современной экономики делают то же самое

Библия дает массу пророков и формирует наша представление о том, что такое настоящий пророк, предсказатель будущего. Только об экономических предсказаниях мы знаем мало. Максимум в Библии мы находим предсказания урожаев и мора.

Доподлинно известно, что экономические прогнозы получили распространение не в натурально-аграрной, а в рыночной античной экономике. Потому не удивительно, что именно в Древней Греции развивается практика предсказания событий, касающихся купцов, владельцев мастерских и ремесленников.

Придут ли корабли с зерном вовремя? Как изменятся цены в Финикии или Египте? Не возникнет ли проблем с поставками свинца для бронзы? Вырастет ли спрос на сосуды для масла?

Вопросов, волновавших людей, была масса. Рынок был динамичен, и было выгодно получить правильную информацию о его будущем, притом что экономики как науки еще не существовало. Само греческое слово это означало еще лишь домашнее хозяйство, но не всю сложность хозяйственных отношений.

Могли ли здесь помочь сивиллы – пророчицы, жившие зачастую обособленно и имевшие ограниченные сведения? Или умнее было обратиться к храмовым жрецам? Но к каким?

Среди всех богов Греции именно Аполлон, бог солнечного света, отвечал за предсказание будущего. А самый почитаемый храм его находился в Дельфах. Главная жрица дельфийского храма именовалась пифия. К ней, прежде всего, направляли свои стопы представители делового сословия Эллады. Просуществовала эта практика до 393 года, когда император Феодосий закрыл храмы Дельф.

Способов узнать волю богов имелась масса. Как узнавали ее пифии, не так уж важно. Храмовый прорицатель (оракул) оглашал «результаты работы» обратившемуся человеку.

Пифия, как старшая жрица, являлась главным оракулом Дельф. Она доносила, то, что было заранее определено, иногда добавляя кое-что по обстоятельствам. А главное, она могла дать «разъяснение».

Техника донесения воли богов до людей говорит о многом. Обратимся к методу формирования самого «текста» предсказания. Он прояснит дело еще больше. Во-первых, предсказание давалось в поэтической форме. Во-вторых, было не всегда понятным. В-третьих, оно являлось зачастую двусмысленным. Истолковать его можно было в разные стороны.

А что же экономика? В отличие от общения с искателями политических откровений, здесь «врата божества» должны были касаться более предсказуемых вопросов.

В Дельфы стекалось множество паломников, здесь проходили вторые по значимости в Элладе Дельфийские игры, на которые съезжалось множество народа. Жрецы имели, таким образом, широкий круг общения. Они были хорошо информированы и могли выдавать факты или вероятные события за божественную волю.

Однако законов экономики тогда еще не знали. Помогал опыт и следование принципам предсказания: размытость формулировок давала возможность делать двусмысленные выводы. А еще нетрудно было предупредить об опасности, исходящей от какого-нибудь места, предмета, человека или сообщества.

Пифии и другие оракулы страховали свое дело оговорками. Аналитики от современной экономики делают то же самое. Только вместо поэтического скрещения различных смыслов они дают разные версии развития событий. Это называется: благоприятный, умеренный и негативный прогнозы развития событий. Есть еще промежуточные формулы. Вот только древние жрецы редко делали сезонные поправки к своим прогнозам.

..............