30 марта, четверг  |  Последнее обновление — 13:42  |  vz.ru

Иерей Димитрий Фетисов

 
Родился в 1986 г. в г. Рязани. Окончил православную гимназию в честь Святителя Василия Рязанского. В 2007 г. рукоположен в священный сан. В 2008 г. с отличием закончил Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина с квалификацией специалист теологии. Работает старшим преподавателем кафедры теологии, преподавая дисциплины: история христианской письменности и каноническое право. Ведет блог: iereydimitriyfetisov.blogspot.ru. Женат, отец троих детей.

Мнения

Когда я говорю о том, что жители Белоруссии все более отчуждаются от России, предполагая себя особым народом с собственными национальными интересами, – может показаться, что я осуждаю их. Но это не так.
Обсуждение: 34 комментария

Наверное, одна из наиболее серьезных наших общественных проблем – это атмосфера нетерпимости и ненависти, формируемая нашей свободолюбивой либеральной общественностью.
Обсуждение: 271 комментарий

Кампания в отношении ЧМ по футболу в России только началась. Фукс – это вторая крупная ласточка после фильма Би-би-си. Его предложение о бойкоте ЧМ по футболу в России никаким образом не связано с «общей безопасностью и соблюдением прав человека».
Обсуждение: 43 комментария

По мере того, как светлый образ Европы и США, где «все абсолютно правильно и нам надо один в один как у них» обсыпался и потускнел, пришел черед баек про Азию. В роли сказочных царств теперь выступают Сингапур, Китай, Южная Корея и Тайвань.
Обсуждение: 38 комментариев

Канал Москва – Волга стал крупнейшей стройкой второй пятилетки, встав вровень с первой очередью московского метро. Громкий 80-летний юбилей канала Москва – Волга как настоящего символа импортозамещения был бы сегодня очень кстати.
Обсуждение: 44 комментария

Молодежь ворвалась в политику – эта мысль на все лады склоняется в российском общественном мнении после митингов 26 марта. Еще немного, и в рождение «новой социальной группы» поверит политизированная часть общества. Но пока еще не поздно задать детский вопрос – а был ли мальчик?
Обсуждение: 799 комментариев

Многие помнят старый длинный не очень приличный анекдот про то, как дикари поймали американца, русского и украинца и в качестве цены за свободу предложили заплатить миллион долларов, съесть мешок соли или быть изнасилованным всей мужской частью племени.
Обсуждение: 39 комментариев

Трамп изолирован, и кольцо вокруг сжимается. Его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку.
Обсуждение: 9 комментариев

Практика отъема детей у родителей, уже укорененная в ряде западных стран, все больше становится обычной у нас. Но кроме практической оценки опасностей есть определенные идеологические влияния, которые отражают глобальные тренды, – и их нам стоит рассмотреть.
Обсуждение: 161 комментарий

Несколько дней назад новосибирский губернатор ввел запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по ряду профессий. За этой канцелярской формулировкой скрываются большие изменения.
Обсуждение: 29 комментариев

Иерей Димитрий Фетисов: Психология двоечника

11 декабря 2012, 10:40

Версия для печати

Чрезвычайно интересную тему на страницах газеты ВЗГЛЯД поднял известный бизнесмен и филантроп Роман Авдеев – о соотношении обрядовой, внешней стороны современного православного богослужения и внутренней, таинственной, составляющей его сакральную суть.

Автор посетовал, что современный православный культ не способен доходчиво нести людям евангельские истины и обряд часто совсем затмевает сакральный смысл – богообщение, превратившись в самоцель. Пожалуй, главный вывод, который делается в этой статье, звучит так: ничтожно маленький процент воцерковлённых российских людей – это проблема, во многом порождённая косностью современного богослужения.

Как это замечательно, что людей современных, в самом лучшем смысле этого слова, беспокоят столь важные внутрицерковные темы. Конечно, много было и гневных комментариев, мол, банкир, вот и занимайся своими кредитами и дебетами. Друзья мои, не будьте невеждами! Банкир, автомеханик или учитель математики – такие же члены Церкви, имеющие право высказать свою точку зрения, – иначе какая же у нас тогда соборность?

Более того, эта тема сейчас активно обсуждается на высшем церковном уровне. Так, комиссия Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства РПЦ в уходящем году разослала вопросник, где монастырям, духовным учебным учреждения и благочиниям (церковным округам, состоящим из 10–15 храмов) предлагалось выразить свою точку зрения на вопрос русификации современного богослужения и других миссионерских методов воздействия на современного человека, приходящего в храм.

Так вот о статье. На мой взгляд, уважаемый автор все-таки упрощает проблему. Конечно, видно, что он не голословен и имеет кое-какие представления о раннехристианском и средневековом культе, хотя признаюсь, что история литургики – это одно из сложнейших направлений современного богословия, где вопросов больше, чем ответов. Пожалуй, я сам, будучи по образованию специалистом теологии и священником, не дерзнул бы так запросто рассуждать о закономерностях развития древнехристианского богослужения. Поэтому хочу представить некоторые более простые тезисы, в то же время несколько усложняющие данную проблему и намечающие пути её разрешения.

Главное и второстепенное. Есть такой анекдот: поймали разбойники купца, зарезали его и при дележе награбленного нашли кусок сала. Один другому говорит: «Смотри, сало, давай закусим!» Тот в ответ: «Ты что, с ума сошёл?! День-то постный!»

Если мы откроем учебники литургики, по которым обучаются наши семинаристы, то увидим, что на самом деле обряд – это очень гибкая вещь, которая при некоторых обстоятельствах может быть существенным образом сокращена и изменена. Например, крещение человека обычно занимает по времени около часа, но при необходимости можно крестить и за одну минуту, причём сделать это может даже благочестивый мирянин или мирянка.

Причастить больного или умирающего можно тоже за пять минут заготовленными заранее Святыми Дарами. Если человек сильно болеет диабетом или другими серьёзными заболеваниями пищеварительной системы, то он может причащаться и не натощак.

Маленькие дети, беременные и кормящие женщины, больные и военнослужащие могут или совсем не поститься, или сильно ослаблять пост. Путешествующие – не постятся. Если постом пришёл в гости – изволь есть всё, что тебе предложат, ведь главное – не обидеть радушного хозяина.

Детей до семи лет следует приводить на службу непосредственно перед причастием. Какой смысл им всё выстаивать, если они пока не способны понять суть богослужения?

Всенощное бдение, которое в монастырях совершается по четыре–пять часов, можно по уважительным причинам сократить. Я, например, однажды служил в палаточном храме на военном полигоне всенощную 40 минут. Сорокоградусная жара и чёткий распорядок дня у военнослужащих вынудили меня это сделать.

Литургию тоже при необходимости можно отслужить и за полтора часа. Всё это разрешается делать при определённых обстоятельствах, в общем-то, оставаясь в рамках канонического права и не согрешая против сути церковной традиции.

Более важная проблема мне здесь видится в том, что пока не все наши священнослужители достаточно образованны и поэтому по невежеству могут настаивать на каких-то второстепенных моментах. Так что здесь вопрос больше в развитии духовного образования.

Непонятный язык. Как человек, начавший воцерковляться классе в седьмом, я настаиваю на том, что не такой уж он и непонятный, церковнославянский язык. 80% слов такие же, как и в русском, а остальные 20% не так сложно запомнить.

При переводе теряется красота текста и сильно обедняется его смысл. Хочешь переводить Шекспира – изволь стать Пастернаком, но много ли среди нас Пастернаков? Вот прошение из мирной ектеньи: «Еще молимся о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». Переводим и получаем текст, который может служить тостом и произноситься не на богослужении, а в хорошей компании с рюмкой в руке: «Ещё попросим хорошей погоды, большого урожая картошки и чтоб войны не было».

Кроме того, при определённых обстоятельствах вполне возможно русифицировать текст богослужения, оставаясь в рамках церковной традиции. Я, например, при совершении венчания людей малоцерковных кое-что почти всегда русифицирую. Например, ключевой момент венчания выглядит так. Жених и невеста уже стоят в венцах, и священник воздевает к алтарю руки и возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!» – потом оборачивается и торжественно благословляет их, и так три раза. Надо сказать, трепетный момент. Всегда чувствуешь, как замирают их сердца... Только в этой фразе непонятно местоимение «я», которое переводится на русский как «их». Так вот, я так и произношу, если венчаю малограмотных людей: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», – при этом точно зная, что ни от своего настоятеля, ни от архиерея по шапке не получу.

Интересно, что некоторые православные церкви на Балканах служат тоже на церковнославянском, хотя у них различия между современным языком и богослужебным ещё более велики. Мне как-то довелось молиться с сербами, живущими в Хорватии: они даже служат по нашим книгам. Язык сербский мне был почти непонятен, а вот служба оказалась совершенно идентичной нашей! Так что чрезмерная русификация и тем более вульгарный перевод повредят ещё и единству православных народов.

Проблема здесь, на мой взгляд, другая: у священнослужителей и чтецов иногда вместо нормальной дикции и фразировки – невнятное бормотанье. По этому поводу могу рассказать одну интересную историю. Как-то раз мне довелось пообщаться с протестантами. Это произошло после службы в самом замечательном монастыре Рязанской области, находящемся в селе Пощупово, – Иоанно-Богословском. Их было трое: чех и русские парень с девушкой. Без всякой агрессии и словесного битья по мордасам мы подискутировали на разные темы, и, когда уже прощались, они, решив сказать на прощанье что-то позитивное, вдруг мне заявили: как это хорошо, что РПЦ отходит от своей косности и в некоторых местах вводит службу на русском.

– Это где же?! – поинтересовался я. На что услышал ответ:

– Как где? Здесь, вот в этом монастыре, например. Вы знаете, мы сегодня стояли у вас на службе и были счастливы – каждое слово понятно и ложится на сердце! – радостно заявили они мне.

И тут я им открыл секрет, что служба-то шла на церковнославянском, но у здешней братии прекрасная дикция и любовь к богослужению...

Поиск новых литургических форм. Вот это особенно настораживает. Каких форм и для чего? По этому поводу можно вспомнить литургические реформы Второго Ватиканского собора (1962–1965 годы), носившие весьма либеральный характер. После собора стало возможно служить мессу как угодно, лишь бы люди ходили. Надоел орган? Пожалуйста, аккомпанируй на электрогитаре и ударных, создавай молодёжный приходской рок-ансамбль. Не нравится, что священник спиной к пастве стоит? Всё, повернём его лицом к молящимся, так, и правда, интересней. Посты неудобны? Ну так многого и не требуется: не кушай мясо в Пепельную среду, Великую Пятницу, и, по большому счёту, это всё.

Так вот, эта лихорадочная попытка прекратить массовый отток паствы привела к ещё более глубокому кризису. Ни для кого сейчас не секрет, что христианство на Западе испытывает мощнейший кризис, усугубившийся ещё больше после либеральных реформ. Католики, например, это осознали, и то, что нынешний папа Бенедикт XVI – ультраконсерватор (на соборе он, кстати говоря, был приверженцем либерального крыла), возрождающий старую добрую тридентскую мессу и академию по изучению латыни, – это знаковое событие и пример нам не совершать таких ошибок.

Я как-то услышал от одного пожилого офицера интересную фразу: устав воинской службы – написан кровью. Т. е. он выстрадан веками и тысячелетиями, методом проб и ужасных ошибок. Это же отчасти можно сказать и про церковный устав. Почему мы должны разменивать наше самое красивое в мире богослужение, где каждый узор на церковной ризе наполнен глубочайшей символикой, ради каких-то абстрактных популистских идей?

Кстати, и в лоне РПЦ есть община о. Георгия Кочеткова – «кочетковцы», как их называет церковный народ, где многие либеральные идеи самостийно воплощены в жизнь, но отчего-то не видно, чтобы это движение было популярным и массово завлекало современных людей.

Должно ли что-то меняться в современной Церкви? Здесь хочется привести идею нашего современника, выдающегося миссионера о. Андрея Кураева, который считает, что площадкой для эксперимента может стать прихрамовое пространство. В Рязанской митрополии был эксперимент по проведению молодёжных агап после литургии, и эта идея пользуется огромной популярностью до сего дня. Для этого многого не нужно – самовар, килограмм печенья и пара массовиков-затейников. Подойдёт в этом качестве даже молчаливый батюшка, лишённый харизмы, – молодёжь как ртуть умеет самоорганизоваться и найти общие темы мгновенно.

Подытожить свои тезисы хочу еще одной грустной мыслью об «эффективности» радикального «приближения к народу» церковного обряда. Не раз она приходила мне на ум при общении со многими людьми, предъявляющими претензии православной традиции и оправдывающими таким образом свою теплохладность или, чаще всего, примитивную оккультную религиозность, чуть ли не единственным правилом которой является ежегодная покупка спичек и соли перед очередным «концом света». Если человек не имеет ушей, то и не услышит, т. к., если быть честным, он и не хочет услышать...

Увы, чаще всего предъявляемые Церкви претензии тех огромных процентов не-прихожан, о просвещении которых речь, – это вид несерьёзной психологии двоечника, не предпринявшего ни одной попытки даже заинтересоваться излагаемым материалом, как бы интересно он ни был преподан: «Училка плохая, класс ужасный, а сама школа просто отвратительна». Так, может, дело-то и не только в «училке»?


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Татьяна Шабаева: Игра длиной в столетие

Когда я говорю о том, что жители Белоруссии все более отчуждаются от России, предполагая себя особым народом с собственными национальными интересами, – может показаться, что я осуждаю их. Но это не так. Подробности...

Андрей Бабицкий: Милостивый государь, разрешите подкорректировать высказанное вами мнение!

Наверное, одна из наиболее серьезных наших общественных проблем – это атмосфера нетерпимости и ненависти, формируемая нашей свободолюбивой либеральной общественностью. Подробности...
Обсуждение: 259 комментариев

Мария Захарова: Начинаем разоблачение фуксов-пуксов

Кампания в отношении ЧМ по футболу в России только началась. Фукс – это вторая крупная ласточка после фильма Би-би-си. Его предложение о бойкоте ЧМ по футболу в России никаким образом не связано с «общей безопасностью и соблюдением прав человека». Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Владимир Хрусталев: Какое-то «тут видим, тут не видим»

По мере того, как светлый образ Европы и США, где «все абсолютно правильно и нам надо один в один как у них» обсыпался и потускнел, пришел черед баек про Азию. В роли сказочных царств теперь выступают Сингапур, Китай, Южная Корея и Тайвань. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Анатолий Салуцкий: Настоящий символ импортозамещения

Канал Москва – Волга стал крупнейшей стройкой второй пятилетки, встав вровень с первой очередью московского метро. Громкий 80-летний юбилей канала Москва – Волга как настоящего символа импортозамещения был бы сегодня очень кстати. Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

Петр Акопов: Детский вопрос

Молодежь ворвалась в политику – эта мысль на все лады склоняется в российском общественном мнении после митингов 26 марта. Еще немного, и в рождение «новой социальной группы» поверит политизированная часть общества. Но пока еще не поздно задать детский вопрос – а был ли мальчик? Подробности...
Обсуждение: 830 комментариев

Антон Крылов: Украина как черная метка

Многие помнят старый длинный не очень приличный анекдот про то, как дикари поймали американца, русского и украинца и в качестве цены за свободу предложили заплатить миллион долларов, съесть мешок соли или быть изнасилованным всей мужской частью племени. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Василий Колташов: Президента США загоняют на внешнеполитическое поле

Трамп изолирован, и кольцо вокруг сжимается. Его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Сергей Худиев: Мы нуждаемся в просемейной и продетской политике

Практика отъема детей у родителей, уже укорененная в ряде западных стран, все больше становится обычной у нас. Но кроме практической оценки опасностей есть определенные идеологические влияния, которые отражают глобальные тренды, – и их нам стоит рассмотреть. Подробности...
Обсуждение: 161 комментарий

Ростислав Антонов: Борьба за национальные интересы по месту жительства

Несколько дней назад новосибирский губернатор ввел запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по ряду профессий. За этой канцелярской формулировкой скрываются большие изменения. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............