Взгляд
30 ноября, вторник  |  Последнее обновление — 19:46  |  vz.ru
Разделы

Почему США не признают поражение в борьбе против «Северного потока – 2»

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Отмена американских санкций против «Северного потока – 2» будет похожа на разрешение фараона солнцу вставать на востоке. Но других вариантов минимизировать ущерб американской глобальной стратегии от российской победы у США все равно нет. Подробности...

Джоан Роулинг стала врагом народа

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Большинство активистов, поддерживающих ЛГБТ-идеологию – натуралы. Идеология – это не про секс и не про права человека. Это про тоталитарную власть диктовать другим людям, во что они должны верить и как поступать. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Владимир Зеленский выглядит и ведет себя так, будто уже проиграл будущую схватку за власть. Всего несколько недель назад обсуждалось то, как Зеленский будет идти на второй срок, сейчас же речь идет о том, как президенту досидеть до конца первой каденции. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: На новогодние праздники россиян призвали не выезжать за рубеж

    Главная тема


    Госдеп провалил женевские договоренности Путина и Байдена

    усиление НАТО


    Лукашенко заявил о готовности Белоруссии разместить российское ядерное оружие

    уголовное дело


    В Петербурге раскрыли схему продажи поддельных QR-кодов

    перезапуск телеигры


    Вассерман: Игроки «Поля чудес» вызывают положительные эмоции у зрителей

    Видео

    Новый штамм ковида


    Почему «омикрон» заставил паниковать весь мир

    балет «Щелкунчик»


    «Культура отмены» дошла до сокровищ русской культуры

    товары со скидками


    «Черная пятница» вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

    «Белый лебедь»


    Россия получит ядерное преимущество над НАТО

    сделка по «Мотор Сич»


    США подставили Украину под удар Китая

    индекс цитируемости


    Юлия Лемарк: Нет такой цели – просто сказать правду

    отсутствие миропорядка


    Дмитрий Дробницкий: Третья мировая война уже идет

    досидеть до конца


    Глеб Простаков: Зеленский проигрывает медиавойну с олигархами

    на ваш взгляд


    Нужны ли России и Украине посредники для переговоров?

    Михаил Соломатин: Сборная солянка

    19 сентября 2011, 10:38

    «Советский писатель», «советский композитор» – чем быстрее мы расстанемся с этими варварскими словосочетаниями, тем больше сумеем спасти того, что осталось от русской культуры.

    Я несколько дней ждал повода поговорить о советской культуре. Воскресным вечером узнал, что Грузия потребовала от России не патентовать названия грузинских продуктов, среди которых хачапури, сулугуни, чача и чурчхела. Вот оно! Это не просто хороший повод, это еще и прекрасная иллюстрация к разговору о судьбе советской и постсоветской культур. Чурчхела – это ли не «вкус, знакомый с детства»? Но ведь ее не отнесешь к блюдам советской кухни, да и не было никакой советской кухни. Впрочем, не совсем так. Многим памятная общепитовская мешанина из ошметков русской, украинской, еврейской и кавказских кулинарных традиций имеет полное право именоваться «советской кухней». Грязный капустный лист в якобы украинском борще идеально гармонировал с грязной скатертью и хмурым ликом буфетчицы, делая советскую кухню узнаваемой и неповторимой. Достойным символом этой «кухни» может считаться «сборная солянка», лишившийся правильного имени («селянка») супец парадоксального состава: в кастрюлю надо было побросать что попало, украв при этом половину того, что бросаешь.

    Даже если взять очень узнаваемую по затхлому запаху культуру позднего СССР, то окажется, что она сделана не из советского «материала

    Но в то же самое время иностранцы, приходя в дома москвичей, ленинградцев, киевлян и бакинцев, дивились умению хозяев так вкусно готовить при дефиците продуктов.

    Все то же mutatis mutandis можно сказать и о феномене советской культуры. Значит ли это, что в СССР не было культуры? Конечно, нет. Можно долго перечислять крупных мастеров, творивших в советское время, а потом все равно тебе напомнят какое-нибудь такое имя, что придется краснеть, стыдясь своей забывчивости, а то и (чего уж там!) необразованности. Но ведь принадлежность к культуре – русской, немецкой или любой другой не определяется местом жительства. Сочиняя в Италии «Шинель» и «Мертвые души», Гоголь не становился итальянским писателем.

    По понятным причинам мы привыкли использовать дефиницию «советский» применительно к культурным явлениям советских же времен. Но это подразумевает, что Булгаков, Фадеев и Солженицын, Евтушенко, «Песняры» и «Верасы», Ладо Гудиашвили, Зинаида Серебрякова, С. В. и Н. С. Михалковы, Параджанов и Венцлова имеют что-то общее, которое удобнее всего назвать словом «советский». Но что же у них общего! Можно объединить одним термином культурные процессы, которые обладают общими устойчивыми признаками: итальянское Возрождение, китайские боевые искусства или сочинения немецких романтиков, но нельзя выделить в культурном отношении, скажем, сорокалетних блондинок или тех, кто добирается до работы на автобусе. Советской культурой имеет смысл назвать только культуру со специфическими чертами «советскости». Много мы найдем таких черт? Вовсе нет.

    И дело не в том, что многие советские писатели или ученые были по сути антисоветскими. Этот аргумент, во-первых, может быть оспорен (для кого-то Пастернак – жертва режима, а для Бунина он – советский прихвостень и враг старой культуры), а во-вторых, культурная принадлежность человека не обуславливается его политическими убеждениями (Марк Тарловский, сочиняя верноподданническую оду: «Лениноравный маршал Сталин! / Се твой превыспренный глагол / Мы емлем в шелестах читален /, В печальной сутолоке школ», не создавал советскую культуру, а продолжал русскую традицию XVIII века). Дело в другом, в том, что культурную карту бывшей Российской империи без остатка закрывали национальные культуры – русская, татарская, грузинская и т. д. В СССР это разделение было существенно размыто, но в целом оставалось до конца советского периода. Мы можем, конечно, считать Арама Хачатуряна советским композитором, но сложно не признать, что армянским его называют с гораздо большим основанием. Если же взять Тенгиза Абуладзе, умершего уже в независимой Грузии, то становится понятно, что советское гражданство стало в его жизни случайным и временным (хотя и растянувшимся на десятилетия) эпизодом, а потому непригодно для культурной идентификации.

    Один и тот же человек, сложись его жизнь чуть иначе, мог превратиться из русского в советского и наоборот. Смешно сказать, но если бы Бунин, Шмелев и Бальмонт не эмигрировали, мы бы сейчас числили их советскими писателями, а вот Горький и А. Толстой, наоборот, имели прекрасную возможность остаться писателями русскими. Шукшин – советский писатель, а Пелевин – уже русский. Неуместность такого формального подхода очевидна.

    Мы можем поискать советскую культуру в работах 20–30-х и 60-х годов, когда идеи революции и коммунизма наиболее настойчиво искали свое художественное воплощение. Однако и здесь ничего специфически советского мы не находим. Русский авангард развивался в русле европейского модернизма, Палех, ставший визитной карточкой советского искусства, продолжал эстетическую традицию местной иконописной школы, и даже всемерно поощрявшаяся партийными идеологами тема человека-победителя, покорившего природу, запершего стеной Днепр и устремившегося к звездам, в целом совпадает с развитием аналогичных идей в западной культуре. В литературе советского времени можно найти даже детальное изображение коммунистического общества, но, читая «Полдень. XXII век», трудно понять, что там специфически советского, кроме самой темы.

    Даже если взять очень узнаваемую по затхлому запаху культуру позднего СССР, то окажется, что она сделана не из советского «материала». Идеологи эпохи «застоя» вовсю эксплуатируют ненапряженный и ни к чему не обязывающий романтизм аполитичного и внеклассового Александра Грина, поспешно дробят перспективу на дачные участки, посыпают дустом оставшихся пассионариев и создают эстетику бледного, тихого и незаметного конформизма, беспрерывно экранизируя Чехова и тиражируя уж вовсе перпендикулярного советской власти, зато абсолютно безвредного, тоскливого и бескровного Бунина. Разумеется, при этом было поставлено на поток производство серости и безликости, но вся эта муть оставалась фоном и не несла смыслообразующей функции. Даже серость советской культуры – и та была не своей.

    Полностью советским явлением в культуре могут быть признаны лишь метод соцреализма и принцип партийности, которые на деле означали только одно: обязанность писателя, художника или композитора в любой момент принести свое творчество в жертву партии. Но и художественная ценность этого общепитовского продукта приближается к нулю. Все достойные внимания произведения, созданные в СССР, относятся к разным национальным культурам, в крайнем случае – к общеевропейской традиции, но никак не к советской.

    Но к чему весь этот разговор? Какая, в конце концов, разница – русский писатель или советский? Разница большая. Утратив способность видеть в культуре национальный компонент, мы ставим себя вне культурной традиции, превращаясь из соучастников творчества в наблюдателей. Прежние модели уже не воспроизводятся и уж тем более не развиваются, а просто используются. Единственная традиция, которая не пресеклась – это советская манера прислуживать сильному. В этом смысле КПСС добилась своего. К сожалению, перестав быть советской, наша культура не стала русской – она превратилась в постсоветскую.

    ...А потом придут грузины забирать свою чурчхелу и спросят: «А что у вас?» А у нас общепит, а еще гамбургер и салат «Цезарь».


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •