Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

0 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

15 комментариев
23 сентября 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Торжество говорильни

Андрей Архангельский: Торжество говорильни

В столичных кафе в субботу переключали телевизор «с футбола на Батурину», говорят очевидцы. На самом деле это нормальная ситуация: просто давно не было политики, и вот она возвращается.

Фильм о Елене Батуриной посмотрел каждый десятый москвич, свидетельствуют опросы. Но и остальные девять москвичей, конечно, ждут, чем закончится история. Общий положительный итог этой кампании – всплеск интереса к политике. Даже самой политики еще, по сути, нет – а интерес к ней, заочный, уже есть. Началось это не с Лужкова – просто сейчас вышло наружу, объективизировалось. В последние полтора-два года какая светская львица или редакторша глянца рискнула бы сказать что-то вроде «политика меня не интересует»? – Не посмела бы, потому что не модно. Кто из серьезных игроков в блогосфере сегодня напишет, что его политика не интересует? Нельзя: заклюют. Какой интеллигент не увяжет культурное высказывание с политикой?.. И самые яростные споры в блогах по поводу политики, и самоидентификация давно уже происходит в этих спорах.

С убежденным националистом мне будет о чем говорить – в конце концов, я тоже люблю свою родину и даже березки. Только с рантье мне не о чем говорить: ему интересна лишь цена

Аполитичность, бывшая у нас долгое время нормой поведения, хорошим тоном, закончилась, и в ближайшие годы уже не будет по-другому. Этому принято удивляться, потому что в России традиционно не то что привычки нет к политике, но вообще к конфликту в публичной сфере. Между тем то, что происходит сейчас, – вещь абсолютно нормальная с точки зрения, например, соседа-украинца, который конфликтов, подобных лужковскому, наблюдал примерно восемьдесят пять штук за год. Противостояние между столичной и центральной властью – что может быть проще?

Эта отвычка от политики связана вовсе не только с практикой последних лет, когда политическая активность не поощрялась. Еще в 1990-е годы, задолго до Путина, возник новый тренд: противопоставлять «работу» «болтовне». Появились какие-то упитанные и безликие люди, которые кислыми голосами повторяли «людям надоела политика», «нужны конкретные дела», «люди устали от говорильни» и тем самым как-то удачно потрафили обществу. А и вправду, сказало себе общество: а не надоела ли мне эта говорильня?.. Это ложное противопоставление – циничный обман: для политика «говорильня» это и есть работа, и противопоставлять ей «конкретные дела» все равно что противопоставлять снегу мороз или дыму огонь.

«У нас вообще «политика» не в большой чести. «Политика» является синонимом всевозможного лукавства, подвохов, макиавеллизма, лицемерия, обмана и т. д. «Политика», в сущности, только что появилась впервые в русской жизни, и появилась при обстоятельствах крайне тяжелых и неблагоприятных. Но мы уже разочаровались в политике так, как не разочарованы в ней даже в странах классических избирательных трюков, в Англии и Соединенных Штатах», ­ это писал П. Н. Милюков ровно сто лет назад, в сборнике «Интеллигенция в России (1910 год), в главе с характерным названием «Мораль и политика». Милюков называл эту ложную «усталость» от политики одной из интеллигентских привычек, от которых нужно отказаться.

«Устать от политики» все равно что устать от самого  себя. Это бывает, но это проходит. Интерес к политике не является прихотью или слабостью – это естественное состояние человека в демократическом обществе.

Самым ярким политическим событием помимо лужковской темы был недавний доклад «Что мешает модернизации России» Игоря Юргенса, который многим представляется наймитом западных разведок, желающим погубить русский и прочие народы. Доклад его, между тем, важен именно тем, что еще раз зафиксировал условное разделение общества на «модернизационное меньшинство» и «пассивное большинство». Казалось бы, тоже мне открытие, но в условиях нашего политического травоядия и это заявление – политика. Потому что до недавнего времени общество вообще воспринималось как абстрактный монолит, примерно как «общество чистых тарелок». И слабость доклада я вижу не в разделении общества на «передовых и отсталых», а в том, что недостаточно точно обозначено, по каким критериям определять передовых. Вот Юргенс как-то вскользь определяет их как «...сетевая молодежь от 18 до 35, всей душой воспринимающая новинки-гаджеты, те, для кого государственная граница «проходит не в Шереметьево, а в онлайне».

Московский рантье, который сдает квартиру своей бабушки приезжему за 800–1000 долларов в месяц, считается по российским меркам богатым человеком, но нет большего ортодокса и противника перемен (Фото: Сергей Николаев/ВЗГЛЯД)

Московский рантье, который сдает квартиру своей бабушки приезжему за 800–1000 долларов в месяц, считается по российским меркам богатым человеком, но нет большего ортодокса и противника перемен (Фото: Сергей Николаев/ВЗГЛЯД)

Да у нас каждый десятый блогер – стихийный националист, сторонник соборности и закрытых границ; а уж гаджеты первыми осваивают теперь чиновники, что никак не меняет их сути. Возраст 1835 лет в качестве критерия – также довольно смешно: самый большой конкурс в этом году был в вузы госуправления: то есть юношество уверенно идет в чиновники, и никакого тебе идеализма и юношеского максимализма, без которых невозможно «зажечь» модернизацию. Любой шестидесятник в этом смысле – бОльшая опора модернизации, чем 18-летний служака. В попытках определить главный признак потенциального модернизатора допускается та же ошибка, что и в 1990-е годы. Тогда точно так же считали, что высокая зарплата или возраст автоматически делают человека сторонником свободы (рынка, перемен), но, как мы убедились на собственном опыте, прямой зависимости между возрастом, уровнем доходов и любовью к свободе и переменам нет. Офисный работник – самое консервативное существо на свете. Московский рантье, который сдает квартиру своей бабушки приезжему за 8001000 долларов в месяц, считается по российским меркам богатым человеком, но нет большего ортодокса и противника перемен. Эти люди и выбирали два срока подряд Лужкова, который действительно дал им все: на рухляди, засиженной тараканами, они сказочно поднялись. Лужков был в этом смысле истинным мэром всех рантье, и они выбрали бы его и в пятый, и в шестой раз, и поскольку их интересы и интересы города совпадали поддерживать высокие цены на жизнь в Москве. Естественно, что при таких доходах из ничего, из воздуха – рантье было глубоко плевать и на коррупцию, и на общую атмосферу в обществе, и т.д.

Это все я к тому, что одним из реальных признаков потенциального модернизатора является не возраст и не доходы, и даже не сидение в Сети, а политическая активность: причем даже неважно, «за кого», важно, в первую очередь, наличие убеждений. С убежденным националистом мне будет о чем говорить – в конце концов, я тоже люблю свою родину и даже березки. Общего у нас с ним – любовь к абстрактным понятиям, вроде свободы или справедливости, которые по какой-то и вправду необъяснимой причине для нас обоих важнее, чем деньги. Только с рантье мне не о чем говорить: ему интересна лишь цена.

В школе я отдувался на политинформациях за весь класс, пересказывая газеты и журналы, но я не жалуюсь: была перестройка, и для меня это состояние – быть в курсе событий в стране до сих пор совершенно естественно. Равнодушнее всех к событиям были те, кто после восьмого класса пошел в ПТУ – они и составляют сегодня «равнодушное большинство», которое до сих пор не видит связи между собой и политикой. Правда, иногда они обижаются, если что не так – «куда, мол, смотрит правительство!» – но этот вопрос надо было бы адресовать к себе и двадцать лет назад.

Аполитичность – признак консервации общества. Политика хороша тем, что приучает человека к самостоятельному выбору. Политика делает тебя человеком да-да, именно так, что не мешает ей на практике оставаться-таки да, грязным и низким делом. Но без этой грязи будет еще грязнее.

..............