Взгляд
13 августа, суббота  |  Последнее обновление — 09:57  |  vz.ru
Разделы

Как России не заразиться «оспой обезьян»

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как эпидемия «оспы обезьян» в Сан-Франциско связана с ЛГБТ-повесткой? Дело в том, что новая болезнь поражает, прежде всего, одну вполне определенную группу людей. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Самоубийства Армении Россия, конечно, не допустит. Да и Ирану это не нужно. Они сами позволили Штатам использовать себя как запал в российско-ирано-турецком треугольнике – ну и потеряли Карабах. Пока еще не совсем, но исход неизбежен. Подробности...
Обсуждение: 44 комментария

Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

Саид Гафуров
Саид Гафуров, востоковед, доцент Московского государственного лингвистического университета
Воссоединение родины – двух Китаев – вполне может быть целью войны, а просто преподать урок старой ведьме – нет. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ВСУ обстреляли Макеевку, Горловку и Донецк

    Главная тема


    Скандал с Amnesty International лишает Киев поддержки Запада

    «точка невозврата»


    Россия предупредила США об угрозе разрыва дипотношений

    «списание долгов»


    Венесуэла приостановила отправку нефти в Европу

    дефицит бюджета


    У Украины нет денег на выплаты военным

    Видео

    погодный фактор


    Время стало играть против Украины

    неполитические методы


    У США остался последний шанс остановить Трампа

    спланированные действия


    Прибалты использовали Зеленского для «отмены русских»

    новая эмиграция


    Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    воссоединение родины


    Саид Гафуров: Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

    исход неизбежен


    Ирина Алкснис: Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

    гей-риски


    Сергей Худиев: Как России не заразиться «оспой обезьян»

    на ваш взгляд


    Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

    Андрей Архангельский: Новая серьезность

    25 августа 2008, 14:14

    Любая трагедия общенародного масштаба всегда фиксирует пропасть между иллюзиями и жизнью. Война в культурном смысле – всегда возвращение к реальности. После 8 августа Россия вступила и в новую культурную эпоху.

    Мои коллеги - колумнисты газеты ВЗГЛЯД уже писали о том, насколько вызывающе не совпадают привычный формат нашего телевидения – развлекающий, надсадно веселящий, убаюкивающий – и военные сводки. Можно сказать и шире: потрясает, насколько современный образ жизни, навязываемый нам в качестве нормы, несовместим с реальностью.

    Человечество воевало всегда – почти без перерывов; война была и будет одним из главных и естественных, увы, двигателей истории. Страдание и смерть на войне, таким образом, были и остаются неотъемлемыми аспектами человеческой жизни. Раньше – в советском, допустим, массовом искусстве, это хотя бы подразумевалось – в виде обязательного процента тревожности в произведениях. Нынешнее массовое искусство, медиа (чей язык уже вполне сопоставим с «пустотным каноном» советского речения, по выражению Дмитрия Бавильского, язык, которым невозможно выразить никаких нормальных человеческих чувств) вовсе изгнали из массового сознания такие естественные человеческие реакции как сострадание или боль. Массовое искусство еще никогда не было так отчуждено от человека, как в 21 веке.

    На фоне крови и жертв наши популярные песни и книги, наш хохот становятся не просто лишними – они кажутся дикими, абсурдными, оскорбительными

    Война в этом смысле выглядит, конечно же, бОльшей реальностью, чем навязываемое телевидением искусственное «счастье». Реальное страдание, ворвавшись в нашу кукольную жизнь, тем больнее ударило обезжизневшее, выпавшее из реальности население обеих столиц.

    Военная картинка оттенила наш собственный ужас бессмыслия.

    Главный принцип современной поп-культуры – упрощение чувств, как выяснилось, наносит не только эстетический вред человеку. Бог бы с ним – но тотальное упрощение лишает человека способности воспринимать мир адекватно. Война только подчеркнула античеловечность всей нашей поп-культуры: на фоне крови и жертв наши популярные песни и книги, наш хохот становятся не просто лишними – они кажутся дикими, абсурдными, оскорбительными – по отношению к людям.

    Нас долго убеждали: гламур – это и есть сегодняшняя жизнь, надо с этим мириться, как с новой реальностью. Однако уже сегодня можно констатировать: гламур не выдержал встречи со «старой» реальностью, рассыпался от первого столкновения. Война как бы всему назначила подлинную цену. Сообщения информагентств «Киркоров женится» или «Галкин готовится к свадьбе» ушли, судя по рейтингам посещаемости, куда-то на задворки, на информационную периферию, где им и положено быть. Скандал между Собчак и Гордон сегодня, спустя три недели, кажется буффонадой двух паяцев. Смех в телевизоре – это, кроме прочего, тоже теперь смех из прошлого. Так смеялись до 8 августа. 8 августа началась небольшая война на юге России – в историческом смысле небольшая – но каким-то образом эпоха раскололось, треснула, и этот смех уже – из прошлого.

    Противоречие между гламуром, условно говоря, и войной, вопреки сложившемуся мнению, возникло не вчера, не 8 августа. Очень показательно, что войны – например, Первая мировая – заставали человечество в состоянии полураспада, кризиса, потери ориентиров – моральных и всяких. Но война в каком-то смысле всегда была и естественным завершением бессмыслицы – и поводом для возвращения общества к реальной жизни.

    Культурный аспект войны состоит в том, что она возвращает в мир серьезность – и это влечет за собой кардинальную смену смыслов, стилистики, тем.

    Пятидневная война в Южной Осетии, едва закончившись, дала такие тектонические трещины в сложившемся мире – разрыв с НАТО, ПРО в Польше, бессилие ООН, раскол в СНГ, явная поляризация мира, перетряска прежних договоренностей, объявление независимости одними и неприятие ее другими странами – при этом учтите еще финансовый кризис и падение цен на нефть – что, ей богу, нас еще судьбы безвестные ждут, как пелось в одной революционной песне. То ли еще будет.

    Судя по всему, мировую культуру, кажется, ожидает новый виток серьезности – и надо сказать, что мир в широком смысле повеселился в этот раз на славу, лет так шестьдесят без перерыва.

    Ощущает ли это общество, готово ли оно сегодня стать серьезнее?

    За последние 20 лет в России сложилось устойчивое множество людей, которые привыкли жить за пределами информационного поля. У них свои новости, свои журналы и свои главные события. Эти люди оказались сегодня совершенно растерянными, не готовыми к критическим, пограничным ситуациям. Они еще и до сих пор продолжают жить «своей жизнью», не догадываясь, что она уже не «их».

    Предыдущий звоночек для России был – Беслан. Тогда попса исчезла из телевизора на месяц примерно – однако потом все как-то забылось, и опять веселились безумно.

    Мы все в этом смысле довеселились до точки – потому что понятие Зла совершенно исчезло из нашего культурного обихода. Постмодернистское перемешивание зла и добра, концепция «думай только о себе и своем теле, радуйся жизни» – бесчеловечны и нелогичны с точки зрения любого государства, и демократического, и автократического, и тоталитарного. Отсутствие внятной реакции на войну – как на самое типичное проявление зла – отражает степень беспомощности нынешнего общества. Я писал недавно, что война – это не повод примитивно делить мир на «своих» и «чужих». Однако еще более ненормально в таких ситуациях оставаться в состоянии социальной амнезии.

    Массовое искусство всегда было якобы пацифистично, антивоенно – «цветы вместо войны», лесбийские ласки как ответ на войны мужского мира – это считалось своеобразным способом борьбы за мир.

    Этот примитивный пацифизм на самом деле отражает скрытое равнодушие общества. Сознательное отрицание войны и игнорирование войны как явления – разные вещи. Неучастие и непонимание мира есть не борьба за мир, а потакание злу. Игнорирование войны, как показывает опыт последних десятилетий, никак не мешает самим войнам.

    Инфантильность, плюшевая уверенность сегодняшнего цивилизованного мира в том, что тебя не могут убить по-настоящему, – до добра не доводит. Об этом и старинный знаменитый фильм Майкла Ханеке «Забавные игры», недавно адаптированный режиссером для американских зрителей. Люди, разнеженные комфортом, разъятые равнодушием – никак не хотят всерьез поверить в реальность зла. Им все – игрушечки. Им (и нам, зрителям) до последнего момента кажется, что сейчас безумие закончится, что зло снимет маску и скажет «я пошутило», или что сейчас добрый Бэтман прилетит и все разрулит. Мир 21 века оказался не готов к встрече со злом еще в большей степени, чем предыдущие поколения.

    Какова же реакция на войну тех, кто составляет потенциальный средний класс – тех, кто по идее должен отнестись к этой войне наиболее серьезно?

    Вот редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин пишет колонку в последнем номере журнала – «Пока ты спал». Он признается читателям, что его «накрыло» новостями из Южной Осетии, когда война уже закончилась – «только тогда я понял, что что-то случилось». Человеку – а тем более журналисту, привыкшему жить информацией, читать газеты и смотреть новости – это признание покажется дикостью. Но ведь Сапрыкин искренен, он откровенно описывает свою реакцию на войну в рамках именно той мировоззренческой модели, которую его журнал в последние годы активно и искренне пропагандировал.

    Эта популярная модель жизни продвинутого пользователя, в том числе, предполагает «не смотреть дурной телевизор», не читать «никаких газет». Это круто, это здорово, в этом есть известный вызов обществу – но это, согласимся, позиция гораздо более простая и удобная, чем именно смотреть и читать, и ужасаться, но делать собственные выводы. По поводу войны им внушали подлый штамп – что война теперь – «дело профессионалов», что нас это не касается. Выяснилось, что касается, причем всех – в силу взаимосвязанности, переплетенности сегодняшнего мира. Рано или поздно последствия войны коснутся каждого – и чем дольше ты не осознаешь серьезности случившегося, тем хуже будет тебе.

    Мне возразят – это такой журнал, это такая субкультура – глупо требовать от них вовлеченности в мировые проблемы. Война как категория вообще не вписывается в концепцию журнала – но здесь на самом деле причина в другом. Я понимаю, что у журнала другого рода растерянность – стилистическая.

    Потому что, если писать о войне, то возникает следующий вопрос: как говорить? Патетично? Читатель не поймет и засмеет. Иронично? Тоже дико – все-таки все понимают серьезность случившегося. Но тогда – как? И здесь мы убеждаемся, что язык современных медиа, даже продвинутых, также совершенно не приспособлен говорить о трагическом. Язык, приспособленный описывать вещи и немного литературу, – не способен описывать войну. Поэтому их на самом деле война и «накрыла». Они оказались беспомощны перед этим набатом. Они, может, и хотели бы – но не умеют, не могут, разучились говорить и думать о войне всерьез. Политика приходит в ним в дом, уже стучится, а они ее даже в лицо не узнают. И сказать ничего не могут.

    У нас много пишут, что Россия оказалась во время войны в информационном одиночестве. Это произошло, в том числе, и потому, что за 15 лет Россия не создала нового внятного языка, новой культуры, понятной миру, и репрезентующей новый образ страны. В результате нас просто не понимают – потому что мы говорим либо на непонятном, либо на заимствованном языке, при помощи чужих штампов и клише – тогда как стоило бы изобретать собственные. А рьяно писать об одежде и о еде – еще не значит войти в общий культурный контекст. Нужны новые идеи – а их нет.

    В качестве единственной культурной идеи мы за 10 лет произвели на свет только одну пресловутую «позитивность» – которой нас до сих пор третируют менеджеры и издатели и которая в качестве идеи оказалась провальной и несостоятельной.

    Позитивность вообще не может быть идеей – это предикат, а не субъект, выражаясь языком логики. То, что могло быть только приложением к чему-либо, у нас умудрились сделать главным, стержневым понятием новой культуры.

    Продуктивность же любой культурной идеи состоит не в позитивности или негативности – это все малозначащие, субъективные признаки, а в наличии в ней хотя бы грамма человечности, гуманности (от слова human – человек). Вся же ваша «позитивность» оказалась античеловечна; предполагаемое ею механическое изгнание из культуры всего трагического, глубокого и сложного сопоставимо только с древней традицией некоторых племен убивать стариков – чтобы не смущали взгляд.

    И потому эта «позитивность» в соединении с реальной трагедией мира сегодня выглядит как пляски мертвецов на костях, как богохульство. И потому эта еще брызжущая по инерции «позитивность» массового искусства сегодня, в сочетании с войной, рождает только одну реакцию – яростное отторжение. «Я чувствую себя как негатив на свету, тугая ярость в сердце, вкус железа во рту», выражаясь словами БГ.

    В новых условиях Россия срочно нуждается в новой культурной идее. Она, собственно, уже есть: это возвращение культуре утраченных ею сложности и трагического накала – то, что всегда было уникальным свойством русской культуры, понимаемым во всем мире. Это и есть самое верное в новой исторической ситуации. Новая сложность, новая серьезность русской культуры – только так и можно вернуться в мир и вернуть ему себя.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •