Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.
11 комментариевВ донбасском патриотизме есть один минус
Александр Григоренко: В донбасском патриотизме есть один минус
Второе слово в лозунге на гербе Новороссии – «Труд». В культе труда – будущее Донбасса. Однако есть и проблема. Труд в понимании местного жителя – это труд особенный. В этом плане Донбасс – это зеркало русской ментальности.
В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Александра Григоренко о том, почему в патриотизме жителей Донбасса есть один минус.
В случае с Донбассом патриотизм сильно замешан на памяти о Великой Отечественной войне
Сейчас я скажу несколько критических строк о Донбассе и его жителях. В них удивительным образом сочетаются три черты, которые, на мой взгляд, присущи семидесяти процентам населения России. В этом плане Донбасс – это зеркало русской ментальности:
Первая черта – трудолюбие, умение работать в авральном режиме.
Вторая черта – социальная пассивность и привычка к патернализму.
Третья черта – гордость за свою землю и стремление сохранить свою самобытность.
При этом исторически понятно, как эти качества сформировались и какие последствия за ними следуют.
Первое качество – трудолюбие – следствие крестьянского происхождения жителей Донбасса, многократно умноженное и развитое советской индустриальной культурой. Особенно большую роль здесь сыграла угольная и металлургическая специализация региона.
Привычка к постоянному, но авральному труду – именно оттуда. Не случайно, что именно в Донбассе зародилось стахановское движение. И, несмотря на фейковость самого «подвига» Стаханова, движение было отнюдь не фейковым. Таким же действительным является культ труда, который реально существует в Донбассе. Неслучайно второе слово в лозунге на гербе Новороссии – «Труд».
В этом культе труда – будущее Донбасса, наряду со второй составляющей лозунга, «Волей». Однако есть тут и проблема. Труд в понимании местного жителя – это труд авральный.
Причем достаточно простой, физический. Поработал во всю мощь – и потом отдохнул во всю же мощь. Однако современная экономика требует другого отношения к работе. Чтобы выжить в современном мире, труд должен быть высококвалифицированным и регулярным.
Второе качество, социальная пассивность, также родом из крестьянства. Привычка ждать, что «барин скажет» или «царь-батюшка» велит, сформировалась в крестьянских общинах. А затем опять же усилилась – на заводах и шахтах барина и царя сменили бригадир и директор.
Привыкнув к постоянному труду, жители одновременно привыкли и к высокой зарплате и налаженной социальной системе. И потому они воспринимают эту систему и государство как нечто обязательное, без чего невозможна жизнь.
При этом большинство населения достаточно индифферентно к политике и социальной активности, оно готово оказывать поддержку политическим и социальным лидерам, но не готово само пойти на решительные действия.
В этом плане «русская весна» и последующая гражданская война стали лакмусовой бумажкой, которая выделила пассивное-благожелательное к идеям федерализации большинство и активные меньшинства (ополченцев и сторонников украинизации). Лакмусом стала и последовавшая за гражданской войной архаизация социальной жизни. Кто-то в этих условиях сложил лапки в ожидании гуманитарной помощи и возрождения государства.
Кто-то положил глаз на халяву (отсюда многочисленные отжимы). Другие же не сложили руки и начали бороться за свое благополучие и благополучие своих соотечественников. Характерный пример: мэр Красного Луча Кондратенко, который ушел из бизнеса и занялся восстановлением города.
Именно за такими людьми и за бывшими ополченцами будущее Донбасса. И потому к лозунгу «Воля и труд» нужно добавить еще одно недостающее звено – это «Инициатива».
Третье качество – присущая всем русским людям укорененность в земле и патриотизм. В случае с Донбассом этот патриотизм очень сильно замешан на памяти о Великой Отечественной войне. Жители региона считают, и справедливо, себя некой отдельной общностью, исторически связанной с Россией.
Украинские корни, кстати, тоже сильны, но они не являются определяющими. Для них важно сохранить и защитить свою самобытность от посягательств извне. Поэтому многие очень тяжело воспринимали «украинизацию», которую проводил Киев на Юго-Востоке. Еще более тяжело жители Донбасса восприняли принятый после Майдана Верховной радой «Закон о языке».
И хотя впоследствии его отменили, дрова в только начавший тлеть костер «русской весны» были брошены именно тогда. Запылал же этот костер, когда Киев попытался закрыть вопрос о федерализации силовым путем (СБУ, милиция, «Правый сектор*»). Появление же украинской армии на земле Донбасса превратило этот костер в настоящий пожар.И тут сыграла роль память о Великой Отечественной войне. Любой вооруженный враг, вступивший на землю Донбасса, заставляет его жителей вспомнить о гитлеровской оккупации и о борьбе с ней. Отсюда представление о киевской власти и украинской армии как о «фашистах» и «нацистах».
Тем более что символы многих украинских националистических организаций и добровольческих батальонов давали повод для таких представлений. Однако в донбасском патриотизме есть и один минус.
Получив в результате «русской весны» и последовавшего за ней вооруженного восстания свободу (волю), они оказались к ней не готовы. Создание своей государственности шло с таким скрипом, что потребовалось внешнее вмешательство и координация, чтобы покончить с атаманщиной и хозяйственной недееспособностью власти.
И это на самом деле вопрос в будущее – смогут ли бывшие ополченцы и инициативные гражданские люди стать настоящими хозяевами своей земли? И смогут ли они привить своему народу ген полноценной самоорганизации?
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ