Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.
0 комментариевЗорькин: Некоторые лидеры оппозиции готовы развязать классовую войну
Зорькин: Некоторые лидеры оппозиции готовы развязать классов
Ряд лидеров оппозиции, которые называют себя и своих сторонников новым «креативным классом», а тех, кто не вышел на митинги, – «быдлом», не понимают основ гражданского общества и готовы развязать не просто классовую борьбу, но и войну, считает председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин.
По его словам, наметившаяся тенденция, когда определенная часть общества объявляет себя новым классом, который «якобы имеет исключительное право решать главные политические проблемы страны», означает в первую очередь то, что «через 20 лет после своей заявки на создание новой демократической правовой России значительная часть нашего образованного и материально состоятельного общества нисколько не приблизилась к пониманию и внутреннему принятию основ демократического гражданского общества и правового государства».
«И что эта часть нашего общества столь чужда осмыслению трагического исторического опыта собственной страны, что в стремлении объявить себя «более равной» готова развязать сначала классовую борьбу, а затем и классовую войну», – пишет Зорькин в статье, опубликованной в «Российской газете».
В связи с этим председатель КС напоминает, что демократия по определению является «властью народа», что подразумевает «политическое равноправие граждан и решающее воздействие их большинства на формат и состав власти». При этом в современном понимании равноправие ничем не ограничивается, а значит граждане – это весь народ без исключения, отмечает Зорькин.
«Напомню также, что упомянутое равноправное политическое воздействие большинства относится и к современному варианту «либеральной демократии», на который ссылаются «более равные». И в котором помимо безусловного права народного большинства определять состав и содержание политической власти оговариваются и некоторые особые права меньшинств в виде личных или групповых свобод», – продолжил председатель КС.
«Проблема неизбежных в любом (в том числе демократическом) обществе конфликтов убеждений и коллизий интересов разного рода – от межличностных до межгрупповых и межклассовых – глубоко исследовалась, начиная с античности, – продолжает Зорькин. – И это привело к созданию (опять-таки общепринятого) механизма разрешения таких конфликтов и коллизий, который называется правовым государством».
Он отмечает, что как юрист хорошо понимает, «как создавались представления о правовом государстве Аристотелем, Цицероном, Блаженным Августином, Кантом, Гегелем и их последователями». «Мы в России знаем, в каких мучительных раздумьях формировались представления о формах и механизмах продвижения к правовому государству у таких отечественных мыслителей, как Борис Чичерин, Николай Бердяев, Борис Вышеславцев, Иван Ильин, Павел Новгородцев, Богдан Кистяковский, Петр Струве, Семен Франк и многие другие», – продолжает он.
«И мне как юристу и как гражданину больно видеть, как считающая себя «наиболее продвинутой» часть российского общества и своей политической риторикой, и своими уличными действиями пытается до основания смести все, пока еще, увы, очень неустойчивые результаты движения нашей страны к полноценной демократии и правовому государству», – заключил Зорькин.