Ольга Андреева Ольга Андреева В истории позорного русского покаяния поставлена точка

Летом этого года тихо, без помпы и бурных обсуждений, Концепция по увековечиванию памяти репрессированных была радикально изменена. Это логично следовало из факта запрета «Мемориала» в конце 2022 года.

61 комментарий
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

2 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

8 комментариев
14 ноября 2022, 23:05 • В мире

Байден не смог изменить позицию Китая по России

Байден не смог изменить позицию Китая по России
@ REUTERS/Kevin Lamarque

Tекст: Рафаэль Фахрутдинов,
Евгений Поздняков

Встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина в рамках саммита G20 показала: ожидаемых подвижек в разморозке американо-китайских отношений не произошло. Китай и США договорились контактировать, обсуждая разные проблемы, но о снятии антикитайских тарифных барьеров так и не было сказано. И, что важнее всего для России, не оправдались предположения об изменении позиции Пекина к Москве как итоге договоренности Си и Байдена.

«Нынешняя ситуация в китайско-американских отношениях не соответствует ни коренным интересам двух стран и народов, ни ожиданиям международного сообщества», – заметил председатель КНР Си Цзиньпин в понедельник на первой очной встрече с президентом США Джо Байденом на саммите G20 на индонезийском острове Бали.

Байден с своей стороны перед встречей заявил, что не желает идти на какие-либо принципиальные уступки Си. Помощники президента США неоднократно заявляли, что не ожидают серьезных прорывов, отмечал CNN.

Как бы то ни было, переговоры продлились больше трех часов. Из заявлений Белого дома, выпущенных после встречи, следовало, что Байден и Си договорились «поддерживать общение» на уровне «ключевых уполномоченных чиновников». Далее следовал перечень тем, по которым предполагается общаться: от изменений климата до глобальной продовольственной безопасности. При этом «Байден пояснил, что Соединенные Штаты будут продолжать активно конкурировать с Китаем».

При этом американский лидер указал: американо-китайское соперничество «не должно перерасти в конфликт». Между США и Китаем «не должно быть новой холодной войны», подчеркнул Байден.

В беседе двух лидеров зашла речь и о фактически идущей новой холодной войне между США и Россией. Байден поднял вопрос о российской спецоперации на Украине, обвинив Москву в «безответственных угрозах применения ядерного оружия». «Президент Байден и председатель Си подтвердили свое согласие с тем, что ядерную войну никогда нельзя вести и что ее нельзя выиграть, и подчеркнули свое несогласие с применением или угрозой применения ядерного оружия на Украине», – заявил Белый дом.

Китайское агентство «Синьхуа», цитируя председателя Си, несколько иначе расставило акценты. «Мы поддерживаем и рассчитываем на возобновление мирных переговоров между Россией и Украиной. В то же время мы надеемся, что США, НАТО и ЕС будут вести всесторонний диалог с Россией», – сказал Си Цзиньпин Байдену.

Накануне Байден заявил, что Китай и США должны показать, что могут преодолеть разногласия и не допустить перерастания конкуренции в конфликт. Одновременно стало известно, что одной из тем обсуждения могут стать отношения Москвы и Пекина. В этой связи эксперты высказали предположение: США попытаются выторговать у Китая согласие на снижение уровня отношений с Россией. Например, Вашингтон предложит Пекину упростить работу китайского бизнеса на американском рынке, а в ответ у Пекина постараются взять обязательство Пекина не предоставлять Москве каких-либо преференций в области торговли. «Вашингтону важно, чтобы КНР не предоставляла Москве стратегически важные технологии и не создавала на территории нашей страны новые совместные компании в этой отрасли», – сказал газете ВЗГЛЯД директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

Но, подчеркнул Маслов, Пекин в большей степени интересует покупательная способность европейского рынка, которая существенно пострадала в результате текущих событий. Китай не считает себя стороной конфликта Москвы и Вашингтона, «и как следствие, Пекин вряд ли будет обсуждать с Вашингтоном степень своего сотрудничества с Россией», – подчеркнул Маслов.

Схожую точку зрения высказал и политолог-американист Малек Дудаков. «Пекину нет никакого резона отказываться от нефти, продовольствия и удобрений, которые поставляются Россией. Присоединение к порогу цен на российские энергоресурсы попросту невыгодно для КНР. Штатам переубедить Пекин не получится ни при каких обстоятельствах», – высказал предположение эксперт.

Итоговые заявления Си Цзиньпина подтвердили – Китай не отошел от ранее избранной нейтрально-благожелательной линии поведения по отношении к России, отмечают эксперты. Опасения, что ради разморозки отношений с США Пекин может нанести «удар в спину» России, не подтвердились.

«Ослаблять Россию Китаю невыгодно.

Американцы пытаются давить на Китай, который резонно возражает: «Мы и без вас разберемся», – сказал газете ВЗГЛЯД научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин.

Этот подход прослеживается в высказываниях Си по поводу ситуации на Украине и его нежелание осудить Россию за «ядерную угрозу миру». «Пекин выступает за то, чтобы все конфликты решались мирно. Эта страна выступает за территориальную целостность государств, при этом не навязывая никому каких-либо идеологем во внешней политике. Китайцы ограничиваются лишь скромным советом: все стоит решать дипломатическим путем», – отметил Лукин. «Китай не хочет показывать зависимость своих политических решений от США», – в свою очередь указывает Маслов.

Тайвань и другие красные линии

«Необходимо учитывать, что отношения между странами ухудшились не по вине Китая. Инициаторами спада явились США. Теперь они же парадоксальным образом выступают инициаторами потепления», – указывает Маслов.

Впрочем, на деле потепление между Вашингтоном и Пекином, которое ожидалось с приходом к власти Джо Байдена, всё не наступает. Напомним, когда Байден вступил в должность в январе 2021 года, по обеим сторонам Тихого океана ожидалось, что он отступит от торговой войны, которую его предшественник Дональд Трамп начал с Китаем почти тремя годами ранее. Но Байден, наоборот, обострил торговый конфликт – в октябре его администрация ввела масштабные новые ограничения, призванные ограничить доступ Китая к технологиям, критически важным для его растущей военной мощи.

«Китай считает важным диалог по экономическим вопросам. Это, конечно же, проблема устранения тарифных барьеров на ряд китайских позиций при экспорте. США в свою очередь будут настаивать на расширенном допуске американских товаров на китайский рынок, а также на облегченном открытии филиалов или представительств местных компаний в Китае. В обмен будет предлагаться допуск китайских компаний на американский рынок», – комментировал Маслов переговоры Си и Байдена. «В обсуждении этого вопроса никаких проблем не предвидится», – указал эксперт.

При всех возможных экономических компромиссах надо учесть, что в Пекине придерживаются мнения: стратегическая цель США – не столько конфликт с Россией, сколько удар по Китаю как по главному экономическому и геополитическому конкуренту Соединенных Штатов. «В американской стратегии национальной безопасности, которая была принята в прошлом месяце, сказано, что Китай – единственная страна в мире, которая хочет и имеет возможность бросить вызов американскому лидерству в мире. С точки зрения США, политика китайского руководства по превращению КНР в технологического лидера мира – это уже красная линия», – отмечает Лукин.

«Не думаю, что какое-либо потепление в отношениях двух стран может ожидаться. Все-таки настрой Пекина в отношении США достаточно жесткий. К тому же после недавнего ХХ съезда КПК позиции тех, кто выступает за конкуренцию с Америкой, заметно усилились», – в свою очередь указывает Дудаков.

Кроме того, следует учесть, что встреча Си и Байдена прошла на фоне обострения тайваньской проблемы. Напомним, что после визита спикера Палаты представителей Конгресса США, демократа Нэнси Пелоси на Тайвань в августе нынешнего года Байден в интервью телекомпании CBS заявил: Пентагон будет защищать Тайвань в случае возможного «вторжения» Народно-освободительной армии Китая на остров. «В американо-китайских отношениях можно назвать главную красную линию с точки зрения Китая – независимость Тайваня. Если остров объявит формальный суверенитет, то военную операцию придется начинать. Китайцы сами говорят об этом», – указывает Лукин.

Конфликт в Тихом океане, в том числе из-за Тайваня, сейчас невыгоден ни одной из сторон, отмечает Дудаков. Но, указывает он, очевидно, что со стороны США явно ощущается повышение градуса в риторике в отношении Пекина.

Если Байден в упомянутом интервью CBS заявил, что «Тайвань сам принимает решение о своей независимости», то для Китая сама постановка неприемлема: для Пекина мятежный остров – это сугубо внутренняя проблема, не подлежащая обсуждению на международном уровне. «Есть красные линии, которые Пекин не хочет обсуждать вообще», – отметил Маслов. Помимо Тайваня, это права человека, проблема Синьцзяна и, возможно, Тибета. «По китайским меркам перечисленные темы должны быть вынесены за скобки любого обсуждения, так как являются исключительно внутренним делом страны», – считает эксперт.

Конфронтация США и Китая будет продолжаться, ведь очевидно, что две державы являются соперниками в Индо-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии, полагает Дудаков. «В других частях света позиции Китая также постепенно усиливаются. США становится все труднее сдерживать своего противника», – отмечает он. 

 

..............