Взгляд
22 октября, пятница  |  Последнее обновление — 01:59  |  vz.ru
Разделы

Гибель Ливии и выбор России

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Новый этап в развитии международной политики означает, что теперь Россия всегда должна быть готова силой отстоять свои принципы и верность союзническим обязательствам. На помощь международных институтов рассчитывать не приходится. Подробности...

Высокие цены на газ – это всерьез и надолго

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Если для Европы грядущий энергетический кризис может обернуться замедлением восстановительного роста экономики, дополнительным стимулом товарной инфляции, то для таких стран, как Украина и Польша, он может стать серьезным испытанием для власти и государственности. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Россия отказалась сжигать свои интересы на натовском леднике

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Решение Москвы о заморозке (а по факту разрыве) отношений с НАТО было абсолютно правильным и логичным шагом. Но теперь Кремль должен сделать второй шаг. Не менее правильный и логичный. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Путин допустил вероятность размещения ракет на Украине странами НАТО

    Главная тема


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    разрешение на эксплуатацию


    Путин: Поставки газа в Европу по «Северному потоку – 2» могут начаться послезавтра

    новая услуга


    В Латвии антипрививочникия платят больным ковидом за возможность заразиться вирусом

    кто посмелее


    От введения нерабочей недели выиграют зарубежные курорты

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    урегулирование в донбассе


    Зачем Россия зовет США в «Минск»

    200 долларов за баррель


    Нефть может повторить взрывное подорожание газа

    экстремистская организация


    Зачем Россия ведет переговоры с «Талибаном»

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    украинский произвол


    Сергей Миркин: ОБСЕ страусиной позицией дискредитирует саму себя

    тайна гибели


    Тимур Шерзад: Почему взорвалась «Императрица Мария»

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    От космического будущего Украины осталось только советское прошлое

    Украина разучилась делать даже те ракеты советского времени, которые производились на ее территории
       22 июля 2019, 14:52
    Фото: Сергей Казак/Фотохроника ТАСС
    Текст: Алексей Анпилогов

    Целую серию громких заявлений о своих космических планах сделала в последнее время Украина – и о разработке новой ракеты, и о пилотируемом орбитальном челноке, и даже о создании лунной базы. Все это «передний край» космических технологий. Насколько реальны все эти планы и что может на деле произвести сегодня украинский «космический кластер», тем более без участия России?

    При развале Советского Союза независимая Украина унаследовала весомый кусок прежде единой советской космической отрасли. В 1992 году на Украине было даже создано Национальное космическое агентство Украины (НКАУ), в состав которого было передано более 20 различных предприятий, при СССР производивших продукцию космического назначения. Впрочем, такого рода реорганизация была проделана отнюдь не от хорошей жизни – сразу же после безвременной кончины СССР украинские космические предприятия оказались буквально «на бобах».

    Несмотря на кажущуюся солидность доставшегося Украине советского наследства, его настоящая ценность могла быть реализована исключительно в рамках единой космической и ракетной программы СССР, включавшей как мирное освоение космического пространства, так и военные применения. Более того, военный аспект в работе украинских заводов был даже превалирующим – мощности главного украинского «космического актива», днепропетровского ракетного завода «Южмаш» (ЮМЗ) и работы связанного с ним конструкторского бюро «Южное» (КБЮ), при СССР были в основном нацелены именно на военные задачи.

    Это, кстати, стало одним из источников поддержания жизнеспособности украинской космической отрасли – даже в самые голодные, 1990-е годы, из России исправно поступали деньги и заказы, связанные с поддержанием специалистами ЮМЗ и КБЮ боеготовности ракет российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Кроме того, совместно с Россией был реализован и самый масштабный украинский мирный космический проект «Морской старт» – уникальный плавучий космодром для запуска ракет «Зенит-3SL» производства того же ЮМЗ.

    При этом собственные начинания НКАУ были отнюдь не столь успешными и плодотворными. Практически все потуги украинского агентства «родить» что-либо за пределами налаженной ещё при СССР кооперации выглядели, скорее, как неудачные попытки самостоятельно продать подороже то, что досталось Украине практически бесплатно от СССР. Причём получив от заказчиков деньги вперёд, даже не подумав, могут и хотят ли поставщики из России участвовать в сложной и затратной кооперации, часто с весьма призрачной прибылью и с весомыми рисками для себя лично.

    Печальный пример «Циклона»

    Пожалуй, наиболее показательным для понимания принципов и подходов такого «космического бизнеса по-украински» является случай продвижения на мировом космическом рынке ракеты-носителя «Циклон», которую также производили на мощностях ЮМЗ.

    Серия «Циклон» – это, по сути, гражданская модификация советской военной ракеты Р-36орб. Военная модификация Р-36орб была предназначена для использования в рамках теперь уже запрещённой концепции орбитальной ядерной бомбардировки. В отличие от своей предшественницы, ракеты Р-36, из которой потом сделали знаменитую «Сатану», Р-36орб оснащалась ядерной орбитальной головной частью, как и средствами вывода её на околоземную орбиту. Это позволило сделать из Р-36орб гражданский носитель с минимальными переделками – по сути, с Р-36орб просто сняли ядерную боеголовку и поставили на её место обтекатель с полезной нагрузкой внутри. Военное прошлое «Циклона» оказалось весьма кстати: за время эксплуатации первой модификации «Циклона», ракеты «Циклон-2», было осуществлено 106 пусков, все из них – успешные. Это до сих пор единственная ракета-носитель в мире с подобным результатом при более чем ста пусках.

    Однако при «незалежной» Украине судьба «Циклона» оказалась отнюдь не столь безоблачной. К моменту распада СССР на ЮМЗ собирали уже второе поколение «Циклонов», ракету «Циклон-3». Двигатели для «Циклонов» тоже делал ЮМЗ, но и ракета, и двигатели к ней ожидаемо имели массу комплектующих и материалов, которые производились в России – «Южмаш» хотя и выступал официальным сборщиком готового изделия, отнюдь не изготавливал его полностью на своих мощностях. Кроме того, у Украины не было своего космодрома для запусков «Циклона» – пускать ракету приходилось по старинке из России, с северного Плесецка, где ещё со времён Михаила Янгеля стоял стартовый стол под ракеты семейства «Циклон».

    А тут ещё выяснилось, что у массы «новых» космических держав есть свои амбиции, а вот хороших и мощных ракет – нет. Переговоры о «светлом будущем» для «Циклона» велись много с кем, но в итоге договорились с Бразилией: в 2003 году с этой южноамериканской страной было подписано соглашение о запусках новой модификации «Циклона», ракеты «Циклон-4». Сделка была на первый взгляд однозначно выгодной для Украины и для ЮМЗ с КБЮ: вместо неудобного северного Плесецка Украина получала доступ к экваториальному бразильскому космодрому Алкантара, а «Южмаш» и КБ «Южное» могли получить гарантированную загрузку своих мощностей.

    Только вот на деле получился не успешный проект, а позорище – оказалось, что Украина, НКАУ и украинские космические предприятия совсем не умеют организовывать производственную кооперацию. Да и вкладывать свои деньги они не хотят, предпочитая, чтобы российские смежники и поставщики комплектующих сами давали им авансы и товарные кредиты – взамен на весьма призрачные будущие прибыли от проекта.

    Итог попытки создания «Циклона-4» был, в общем-то, закономерным. Так и не обеспечив изготовления хотя бы испытательного образца новой модификации прекрасно освоенной в прошлом на ЮМЗ и спроектированной самим КБЮ ракеты, Украина по-тихому вышла из проекта с Бразилией ещё в 2011 году.

    При этом винить в этом Россию уж точно бесполезно: в 2011 году президентом Украины был не Ющенко и не Янукович, а самый что ни на есть «пророссийский» Виктор Янукович. В итоге, помучившись ещё четыре года, в апреле 2015-го Бразилия, не наблюдая со стороны Украины не то что готовой для запуска на Алкантаре ракеты, но даже и испытательного образца заявленного «Циклона-4», тоже заявила о прекращении своего участия в проекте.

    Так что там всё-таки с лунной базой?

    Конечно, рассматривать всерьёз проект украинской лунной базы можно только в какой-то альтернативной реальности. На сегодняшний день даже у США, с их практически неограниченным космическим бюджетом, в таком проекте больше вопросов, чем реальных ответов.

    Точно также трудно говорить и о создании космического челнока на Украине – несмотря на участие ЮМЗ и КБЮ в советской кооперации по проектам «Буран» и МАКС (воздушный старт с использованием самолёта Ан-225 «Мрия»), их вклад в них ограничивался достаточно небольшими участками работ. Например, для МАКС на ЮМЗ был изготовлен внешний топливный бак орбитального самолёта. Так что тут с организацией производственной кооперации всё будет обстоять куда печальнее провального опыта «Циклона-4».

    Но даже в вопросе создания заявленной новой ракеты-носителя «Маяк» у ЮМЗ и КБЮ неизбежно возникнут просто-таки непреодолимые трудности. Всё дело в том, что кроме уже указанной надёжности, прошлые ракеты ЮМЗ унаследовали от своих «военных» предков и одну неприятную особенность – они работают на очень токсичной топливной паре: несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид (НДМГ+АТ). В то время, как для гражданских запусков в мире уже стало стандартом использовать экологические и безопасные керосин, водород и кислород.

    Решили «поиграть» в пару керосин-кислород и в КБ «Южное» – новые проекты украинских ракет, а именно «Циклон-4М» и серия ракет «Маяк», должны использовать именно эту пару в качестве своего топлива. Формально «керосинки» на ЮМЗ тоже собирали – на паре керосин-кислород работает ракета «Зенит», стартующая с «Морского старта».

    Только вот двигатели для неё делают... в России, в подмосковном «Энергомаше».

    Для испытаний новых двигателей керосинового «Циклона-4М» и ракет серии «Маяк» на производственной площадке ЮМЗ просто нет стендовой базы. Собственный испытательный комплекс «Южмаша», так называемый «Объект 100» или «Сотка» в народном наименовании, приспособлен именно к паре НДМГ+АТ, а, например, криогенных мощностей, необходимых для производства и хранения жидкого кислорода, на нём просто нет.

    Отсюда, в общем-то, показательно высказывание бывшего президента Украины Леонида Кучмы (который в своё время был директором завода «Южмаш») на презентации ракеты «Маяк» на 7-й Международной конференции «Космические технологии», прошедшей на Украине в мае 2019 года. В ответ на заявления представителей «Южмаша» и КБ «Южное» о том, что Украина собирается договориться с Казахстаном и использовать Байконур для запусков «Маяка» после того, как Россия закончит там аренду части пусковых площадок, Кучма просто не выдержал и резко заявил: «Да у тебя хотя бы чертежи есть на новые двигатели?». Подразумевалось, что всё, что есть на сайте КБ «Южное» – это только красивые 3D-модельки, а отнюдь не конструкторские чертежи или тем более готовые образцы новых двигателей, уже прошедших испытания.

    Кстати, такое печальное заключение можно вывести и из судьбы очередного проекта «Циклон-4М», о старте которого совместно с Канадой было объявлено на Украине ещё в начале 2017 года. Каковы результаты? Если честно – практически ноль. Даже упоминания об этой ракете сейчас нет на сайте КБ «Южное», хотя в 2017 году она числилась в перспективных разработках.

    Как видится, именно в этой плоскости на сегодняшний день лежат основные проблемы космической отрасли Украины. На фоне всё более бравурных заявлений о «светлом будущем» и мегапроектах для него, на деле Незалежная всё больше погружается в кромешное средневековье, в котором даже освоенные в производстве при СССР ракеты становятся уже какой-то магической технологией забытых предков. Не говоря уже о космических челноках или лунной базе.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •