Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

25 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

13 комментариев
15 ноября 2017, 08:02 • В мире

Взят ли на самом деле Абу-Камаль

Взят ли на самом деле Абу-Камаль
@ Rodi Said/Reuters

Tекст: Евгений Крутиков

В последние три дня поступают взаимоисключающие сообщения о положении в Абу-Камале: то он занят сирийской армией, то отбит обратно ИГИЛ*, то ждет освобождения. Это не случайность: судьба города оказалась частью не только реальной, но информационной войны, в которой не всегда можно доверять даже союзникам. Но что происходит на самом деле?

Шесть дней назад представители Сирийской арабской армии объявили о взятии населенного пункта, который был удостоен переходящего звания «последнего оплота ИГИЛ* в Сирии», то есть Абу-Камаля. О том, какое значение этот небольшой город имеет в рамках внешнеполитического противостояния в Сирии, газета ВЗГЛЯД подробно писала.

Информацию о взятии города подтвердило и Минобороны России. Но за этим последовали сообщения о том, что боевики ИГИЛ якобы отбили Абу-Камаль обратно.

В течение суток на Фрунзенской набережной эти сообщения категорически опровергли. После чего ряд западных изданий заявили, что речь о захвате города кем-либо пока не идет – позиционные бои продолжаются.

Эта история – наглядная иллюстрация того, как бывает вреден восточный оптимизм в сложной ситуации.

Текущее положение в Абу-Камале, Маядине и вообще вдоль Евфрата до иракской границы наводит на классическую дискуссию о стакане – он наполовину полон или все-таки наполовину пуст? Правительственные войска обошли многострадальное поселение с запада и юга (со стороны пустыни) и по факту перекрыли его снабжение из Ирака. Частично они вошли в черту города, который сильно разрушен, тотально заминирован и изрыт подземными ходами.

Если смотреть по карте, то северная часть города, в которой сейчас засели джихадисты, выглядит окруженной. На деле игиловцы сообщаются с себе подобными через Евфрат, а подземные коммуникации превратили уличные бои в «охоту на кротов»: ты их только что перед собой уничтожил, а они из-под земли сзади вылезли.

Начиная с 10 ноября фронт в Абу-Камале постоянно и хаотично двигается. Фотодокументы из центральной части города, как и спутниковые снимки, устаревают уже на момент съемки. И определять какой-то «процент контроля» за центральной частью пока что просто бессмысленно.

В Дамаске чрезвычайно оптимистично определили 48 часов на зачистку Абу-Камаля. Прошло уже вдвое больше времени, но директива не изменилась. Более того, теперь ее столь же оптимистично поддерживает Минобороны РФ, ввиду чего она выглядит более реалистично.

К городу подошли две колонны подкрепления, а вокруг северной части Абу-Камаля видна концентрация большого количества РЗСО и ствольной артиллерии, которая наверняка будет поддерживать новое наступление на северные кварталы. Долго это не продлится, главное не устраивать вновь восточный театр драмы с громкими заявлениями про «полный контроль» и «последний оплот». В конце концов, это все-таки не философская дилемма про стакан, а вопрос престижа и объективной оценки ситуации. Тем более что ничего критичного и даже просто опасного в городе не происходит. Даже общие темпы наступления в целом выдерживаются. Просто надо настолько проникаться «духом Востока», чтобы опережать события заголовками.

Параллельно другая группировка правительственных войск с элитными «Тиграми» на острие атаки быстро продвигается от Маядина на юго-восток, занимая поселки вдоль Евфрата. От Абу-Камаля ее сейчас отделяют 30–35 километров, а за последние сутки те же «Тигры» продвинулись примерно на 20 километров.

При этом обе группировки САА имеют очевидную слабую сторону – открытый западный фланг, обращенный к пустыне, откуда их периодически тревожат набегами «тачанки» и смертники. «Тигры» просто обходят некоторые укрепленные населенные пункты у реки как раз по пустыне, используя тотальное преимущество в бронетехнике. Они вполне могут дойти до северной части города примерно за сутки, но окруженные джихадисты все равно сохраняют возможность общаться с братьями по разуму на восточном берегу Евфрата. Курды на противоположной стороне остановились, захватив нефтяные поля, и не выказывают никакого желания штурмовать «свой» берег Евфрата.

МО РФ уже приступило к разминированию той части Абу-Камаля, которой не угрожает какой-нибудь неожиданный подкоп. Это хороший знак. Разминирование начинается только тогда, когда саперам уже не угрожают извне и ничто не отвлекает их от работы.

Что касается информации о контрударе ИГИЛ и возвращении Абу-Камаля под контроль группировки, изначально она поступила из хорошо известного лондонского «Сирийского наблюдательного совета по правам человека» (SOHR). То есть от специалиста по информационным вбросам антиасадовской и антироссийской пропаганды.

Затем ее зачем-то растиражировали персы через агентство Fars, но с местной пропагандой такое бывает часто. В Иране суверенные (причем зачастую таинственные и внешне нелогичные) представления о военной правде и о государственных интересах. В частности, они практически всю войну осуществляют практику «информационного подстегивания» даже не Дамаска, а сразу Москвы.

В персидских СМИ Россию на регулярной основе обвиняют в «низких темпах наступления», «неправильном выборе направлений», а порой и даже в «соглашательстве с США». Отчасти это просто национальная пропаганда, в рамках которой главная роль в победе над ИГИЛ и прочими джихадистами приписывается иранским добровольцам, Корпусу стражей и «Хезболле» (а сирийцы и гостящие у них русские будто бы всю войну кофе на веранде пьют).

Кроме того, Иран особенно болезненно реагирует на замедление темпов наступления на тех участках, в которых сам кровно заинтересован. Вот и сейчас персы ждут не дождутся момента, когда САА вместе с иранскими частями наконец дойдет до иракской границы. Так что и к информации, исходящей из иранских источников, по возможности нужно относиться критично.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ