Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
7 комментариевДля «противостояния русским» шведы возвращают оружие из музеев
Для "противостояния русским" шведы возвращают оружие из музеев
В 2000 году Швеция переместилась в военный «постмодернизм», сдав всю свою береговую артиллерию на склады и в музеи. Теперь королевство возвращается в «модернизм», а его противокорабельная батарея передислоцирована из музея на берега острова Готланд. Стокгольм на полном серьезе готов отразить натиск «зеленых человечков» на остров, который 200 лет назад действительно захватывали русские войска.
Стало известно о том, что Швеция ради борьбы с гипотетической «русской угрозой» готова обратиться даже к запасникам музеев. Как сообщил во вторник ТАСС, шведский контр-адмирал Томас Энгевал объявил о том, что на остров Готланд перемещен противокорабельный комплекс Kustrobotbatteri 90, снятый с эксплуатации 16 лет назад. В конце прошлой недели на острове даже прошли его первые учебные стрельбы.
Швеция с точки зрения своего военного планирования переместилась в постмодернистский мир, когда считалось, что основными угрозами будут терроризм, далекие локальные конфликты
«Мы проанализировали, насколько возможно возвратить в строй пусковые установки. У нас остался ряд грузовиков. Мы также взяли компоненты, детали, находившиеся на действующих ракетных катерах и кораблях с аналогичной ракетной системой», – заявил Энгевал. «Это означает, что мы сможем запускать противокорабельные ракеты с суши на очень большие расстояния. Это обеспечит нам большую гибкость и возможности в операциях на море», – добавил он.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в правящих кругах Швеции на полном серьезе звучат опасения, что в связи со строительством второй нитки газопровода «Северный поток – 2», проложенного неподалеку от Готланда, под видом строителей на острове могут оказаться «зеленые человечки».
«В последнее время в Финляндии и Швеции явно выросли страхи перед «возможной» агрессией России. Нагнетание подобных страхов может быть связано в том числе и с желанием определенных кругов помешать строительству «Северного потока – 2», – предположил в беседе с газетой ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Валерий Журавель. В этой связи он даже не берется предсказать, даст ли Стокгольм согласие на прокладку нового трубопровода. Напомним, что Москва еще в сентябре направила официальный запрос по этому поводу и ответа до сих пор не получила. В начале ноября в комитете парламента Швеции по обороне проходили слушания, однако итоговое решение комитета опубликовано не было.
«В странах Севера Европы переоценка военно-политической ситуации в регионе Балтийского моря состоялась, это факт, – сказал газете ВЗГЛЯД директор русских программ Финского института международных отношений Аркадий Мошес. – Она оценивается с гораздо более тревожных – хотя еще не алармистских – позиций, чем было до марта 2014 года. Это в большей степени касается Швеции, потому что страна прошла через очень глубокий период демонтажа своего военного потенциала в 90-е годы».
Швецию вернули из военного «постмодернизма»
- Россия уговаривает Швецию выполнять обязательства по "Северному потоку – 2"
- США пытаются заблокировать «Северный поток – 2» руками Швеции
- Вхождение Швеции в НАТО вполне реально и проблематично для России
- Социологи подтвердили разочарование европейцев в Европе
- Североевропейские страны увидели в России главную угрозу
- Финляндия хочет создать аналог НАТО на пару со Швецией
- Шведы хотят свалить на Россию ответственность за свои комплексы
- Отсель грозить нам будут шведы
Ракетный комплекс Kustrobotbatteri 90 был единственной противокорабельной системой наземного базирования, разработанной в Швеции компанией Saab для ракет RBS-15. Разработали его еще в конце 80-х, на вооружение шведской армии он должен был попасть в середине 90-х. Однако фактически лишь одна из четырех созданных батарей Kustrobotbatteri 90 успела встать на боевое дежурство, причем ненадолго. В 2000 году Швеция полностью отказалась от береговой артиллерии. По меньшей мере один комплекс Kustrobotbatteri 90 был сдан в музей. Из сообщения контр-адмирала Энгевала, которого цитировало издание Dagens Nyheter, не ясно, он ли теперь оказался на Готланде. Однако совершенно точно из запасников музея были вытащены специальные машины Scania, на которых, по словам Энгевала, должны перевозиться ракеты.
Личный состав и арсеналы королевской армии все девяностые и двухтысячные годы неуклонно сокращались. В 2009 году процесс дошел до своего логического завершения: страна полностью отказалась от призывной армии. В шведской оборонной доктрине был заложен принцип создания компактных и дешевых вооруженных сил.
«Швеция с точки зрения своего военного планирования переместилась в постмодернистский мир, когда считалось, что основными угрозами будут терроризм, далекие локальные конфликты, а непосредственно территории страны ничто уже угрожать не может, – отмечает Мошес. – Сейчас происходит обратная переоценка, утверждается мысль, что собственный оборонительный потенциал надо по возможности повышать. Насколько постановка заново на боевое дежурство музейной техники может решить эти задачи – вопрос открытый. Очевидно, что в шведском обществе велико сопротивление идее повышения военных расходов, поэтому идет поиск каких-то компромиссов, отражением чего, вероятно, является история с размещением Kustrobotbatteri 90».
К огорчению шведских «постмодернистов», пусковая установка наземного базирования Kustrobotbatteri 90 возвращается на боевые позиции (фото: кадр из видео)
|
«Готланд – наш!»
Обращение к музейным запасникам кажется закономерным, если учесть ситуацию с оборонными расходами страны. После холодной войны данная строка бюджета только уменьшалась. Так, в прошлом году расходы на оборону были сокращены на 1,6 млрд швед. крон (182 млн долл.), до 48,447 млрд крон. «Законом о фискальной политике» (бюджете, принимаемом сразу на несколько лет и изменяемом ежегодно по отдельным статьям решением парламента) сокращения предусмотрены и в нынешнем году – до 47,4 млрд крон. Однако с 2017 года должен идти обратный процесс. В этот год оборонные расходы не изменятся, а в 2018 году впервые со времен холодной войны вырастут до 49,381 млрд крон. В 2019 году рост будет еще более существенным – до 50,402 млрд крон.
Пока же шведская армия старается повысить свою боеспособность в условиях все еще не очень щедрого финансирования. И одновременно готовится ко временам, когда появятся деньги на перевооружение.
В рамках этого процесса шведские вооруженные силы меняют места постоянной дислокации, чтобы быть ближе к «вероятному противнику». Яркий пример – Готланд. Постоянного гарнизона здесь не было десятки лет. Однако в сентябре 150 бойцов мотопехотной роты, проводившей учения на Готланде, получили приказ остаться там. Их должно сменить другое подразделение, а 1 июля на остров прибудет постоянный гарнизон.
Кстати, остров Готланд – единственная территория нынешней Швеции, которая когда-либо входила в состав России. Возможно, историческая память также подогревает страхи островитян и всего общества. Во время русско-шведской войны 1808–1809 годов Готланд был занят русскими войсками и даже объявлен провинцией Российской империи. В этом статусе он пробыл несколько месяцев, а потом был отбит шведами. Его первым и последним русским губернатором стал адмирал Николай Бодиско.
Разговоры о «русской угрозе» особенно усилились после октября 2014 года. Тогда шведские ВМС заявили об обнаружении неизвестной подводной лодки в территориальных водах страны. Сообщения о советских субмаринах, якобы плавающих у берегов Швеции, будоражили общественное мнение страны еще в шестидесятых. Поэтому известие о том, что русская «подводная угроза» вернулась, вызвало большой резонанс. Неизвестную подлодку шведские ВМС активно искали с 19 по 24 октября, однако ничего не нашли. Российское Министерство обороны заявляло, что российской субмарины у берегов Швеции нет. Оно высказывало предположение, что шведы перепутали российскую лодку с голландской, случайно зашедшей в территориальные воды страны.