Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментария«Народ надо кормить, а кормить нечем»
Виктор Надеин-Раевский: Исламисты не смогли накормить народ
«То, что стороны конфликта вышли на финишную прямую, где непременно должна пролиться кровь, и в большом количестве, это, к сожалению, уже факт», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Виктор Надеин-Раевский, комментируя свержение первого демократически избранного президента Египта Мухаммеда Мурси. По его мнению, в стране возможна масштабная гражданская война.
Командование египетской армии в четверг подтвердило, что отстраненный накануне от власти президент Мухаммед Мурси находится под арестом. Главу государства, назвавшего происходящее военным переворотом, сначала доставили в здание военной разведки, а затем перевезли в министерство обороны.
Пока что условия для достаточно масштабной гражданской войны не ликвидированы
Массовые аресты минувшей ночью начались и в отношении членов «Братьев-мусульман». Согласно распоряжению сил безопасности Египта задержаны 300 представителей движения. Уже известно, что был арестован верховный наставник «Братьев-мусульман» Мухаммед Бади. В его задержании на северо-западе Египта приняли участие силы госбезопасности страны и спецназ.
После того как министр обороны Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в телевизионном обращении к нации объявил о проведении внеочередных президентских выборов, приостановке действия конституции и созыве нового кабинета министров, по всей стране с новой силой вспыхнули столкновения противников и сторонников экс-президента с полицией. Уже известно о как минимум 14 погибших.
Из-за происходящего Госдепартамент США начал эвакуацию американского посольства в Каире. А президент США Барак Обама потребовал от египетских военных освободить Мурси. «Я призываю армию Египта двигаться быстро и ответственно к возврату всей власти в руки демократически избранного гражданского правительства через равноправный и транспарентный процесс, а также избегать любых произвольных арестов президента Мурси и его сторонников», – заявил он.
Американский лидер также сообщил, что последние события могут отразиться на оказании финансовой помощи Каиру. «Американский закон по этому поводу очень четок: американская помощь прекращается, если демократически избранное правительство отстраняется от власти в результате военного переворота», – пояснил в этой связи американский сенатор Патрик Лихи.
(фото: haiasa.net) |
Как дальше будут развиваться события в Египте, возможно ли кровопролитие, или стороны договорятся, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал старший научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.
ВЗГЛЯД: Виктор Анатольевич, можно ли трактовать новый переворот в Египте как крах идеи США распространить демократию на арабские страны? Арабы оказались к демократии не готовы?
Виктор Надеин-Раевский: Да, действительно, демократия еще недостаточно развита в Египте. Действительно, Египту предстоит достаточно долгий путь именно по развитию демократических структур, по созданию, в конце концов, общества в европейском понимании. Но это все очень длительные и сложные процессы. Страна к этому, конечно, пока еще не готова. Самое главное – экономически.
Та система, на которую перешли уже отстраненные от власти руководители, так или иначе предполагала ужесточение исламистских законов. Новые исламистские правила, обычаи, попытки реанимировать законы шариата. А это отнюдь не помогает развитию туризма. И можно было бы этот вид дохода исключить в Египте. А за счет чего еще эта страна может жить? Поэтому одних только разговоров и лозунгов здесь было недостаточно.
Честно говоря, я ожидал несколько позже этих событий. Но то, что взрыв должен был быть – это было уже давно ясно, потому что, как ни старайся, какое справедливое общество ни рисуй народу – народ надо кормить, а кормить нечем.
ВЗГЛЯД: Что теперь можно ждать в Египте – восстановление диктатуры?
В. Н.-Р.: Восстановления чистой диктатуры, по-видимому, не произойдет, но определенные ограничения, по крайней мере, на время действия введенного у них чрезвычайного положения, будут. Так в Египте традиционно происходит, когда случаются подобные события. Поэтому ничего нового действия военных не представляют.
Важным здесь является то, что военные вовремя начали свои попытки остановить то, что сейчас происходит. То, что стороны конфликта вышли на финишную прямую, где непременно должна пролиться кровь, и в большом количестве, это, к сожалению, уже факт.
Понятно, что сторонники Мурси – это исламисты, которые завоевали большинство мест в парламенте. Но затем они постарались узурпировать эту власть, выстроить всю государственную систему в новом формате так, чтобы можно было практически не принимать в расчет точку зрения оппозиции. Это характерное явление для исламистских структур. Я думаю, что в течение нескольких дней мы увидим, насколько исламисты решительны, возьмут ли они в руки оружие, будут ли продолжать атаковать и убивать своих противников.
ВЗГЛЯД: А были генералы в сговоре с американскими военными, ведь военная элита воспитывается на американские деньги?
В. Н.-Р.: Сговор – это понятие слишком растяжимое. То, что американцы спокойно отреагировали и только призвали к тишине и порядку, не значит, что они сами спонсировали этот переворот. Но, скорее всего, они не были против этого, потому что то, что ситуация заходила в тупик, было уже давно известно.
- Александр Вавилов: Египту необходим новый лидер
- Протестующие в Египте начали громить офисы исламистов
- Во время беспорядков в Египте погиб гражданин США
- Президент Египта назначил губернаторами бывших экстремистов
- В Египте назначена дата новых парламентских выборов
Но не только военная элита воспитывается на американские деньги. Идет, во-первых, огромная экономическая помощь, во-вторых, военная. Соединенные Штаты придерживаются здесь, как они это называют, принципа баланса с тем, чтобы не нарушать баланс между Египтом и Израилем. Это давняя политика. И, конечно, Египет очень зависит от этой помощи.
ВЗГЛЯД: Будет ли временный президент и бывший глава конституционного суда Адли Мансур реально руководить страной, или власть будет в руках у военных?
В. Н.-Р.: Дело в том, что военные в качестве администратора, конечно, хороши, но, наверное, в очень узкой сфере, когда что-то надо мобилизовать или что-то остановить и так далее. На большее они не способны. Руководить реальной экономикой они, конечно, не могут. С этой точки зрения временный президент, конечно, и будет исполнять функции руководителя.
ВЗГЛЯД: Есть ли вероятность гражданской войны?
В. Н.-Р.: К сожалению, есть, потому что ситуация зашла настолько далеко, что есть подозрения, что исламисты не остановятся. В последние часы события развивались именно по наклонной плоскости, ситуация постоянно ухудшалась, уже были и убитые, и раненые в ходе столкновений, причем не только в Каире, а больше даже в провинциях. Поэтому пока что условия для достаточно масштабной гражданской войны не ликвидированы.
ВЗГЛЯД: Военные в первую очередь начали с арестов исламистов из «Братьев-мусульман», однако поддержка их на прошлых выборах была высока. Есть ли шансы, что они повторят свой успех на досрочных выборах, или население в них окончательно разочаровалось?
В. Н.-Р.: Фактически население поддержало исламистов, это факт, и от него никуда не денешься. Но в силу того, что произошло, и в силу этого продолжения революции, продолжения Тахрира, поддержка исламистов среди избирателей, безусловно, упадет. Главное здесь не кто кому симпатизирует в большей или меньшей степени, а что, собственно говоря, сами исламисты сумели сделать. Скажем прямо, сделать они сумели немногое. Именно этот фактор будет главным в спорах на выборах.
#{image=729208}ВЗГЛЯД: Может ли египетский кризис дестабилизировать ситуацию в регионе? Должен ли Израиль беспокоиться по поводу происходящих в Египте перемен? Или Сирия?
В. Н.-Р.: По большому счету Израилю любое раскачивание лодки не на пользу. Израильтяне были бы, конечно, больше заинтересованы пусть не в дружественных, но, по крайней мере, стабильных режимах. Тем не менее исламистский режим для Израиля тоже ничего хорошего не давал. Поэтому тут вряд ли Мурси может снискать сочувствие Израиля.
И, скорее всего, исходя из ситуации в Сирии, однозначной победы противникам Асада одержать не удалось, что тоже крайне важно – можно считать, что смена египетского режима приведет к определенной международно-политической корректировке. Скорее всего, не в пользу тех сил, которые поддерживали суннитскую коалицию в борьбе против Асада и его режима. Но все равно никуда не денется главный фактор: то, что Египет – это суннитское государство, и симпатии суннитов, конечно, на стороне противников режима Асада. Но посмотрим, как это будет развиваться. Скорее всего, Египет на какое-то время будет занят своими проблемами, нежели реакцией на то, что происходит в соседних странах.
ВЗГЛЯД: На прошлой неделе эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани передал власть своему 33-летнемусыну – шейху Тамиму бен Хамаду Аль Тани. Сможет ли только что вступивший в должность и неопытный Тамим бен Хамад и дальше усиливать влияние Катара в Египте? Или Катар вновь поставил не на ту лошадь, как в случае с Ливией и Сирией?
В. Н.-Р.: Я бы не сказал, что нынешний новый руководитель Катара молодой и неопытный. Дело в том, что он сам, по сути, всегда был связан с «Братьями-мусульманами*», поэтому уж откуда, а из Катара симпатии, безусловно, на стороне исламистов. Да и потом на Востоке достаточно рано руководители часто приходили к власти, ведь Катар – это не просто какая-то монархия в европейском смысле. Это государство, которое управляется эмиром, а эмир – это и духовный, и светский глава государства. Соответственно, он имеет определенный авторитет в исламском мире. В последнее время Тамим бен Хамад, собственно, и руководил действиями Катара, в том числе действиями в Сирии. Он имеет достаточный опыт для того, чтобы проводить враждебные акции, например, против той же Сирии.
ВЗГЛЯД: Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) считает, что для отстраненного от власти президента Мухаммеда Мурси «все может закончиться еще печальнее, чем для его предшественника Мубарака». Какова, по-вашему, теперь будет судьба Мурси? Может ли новая власть обвинить его в антиконституционных действиях?
В. Н.-Р.: Собственно говоря, выстроить обвинения можно в любом варианте. Мы уже видели это на примере других стран: что касается судебной системы, то она весьма своеобразна, и те обвинения, которые могут быть выдвинуты, безграничны. Обвинить можно в чем угодно. Другое дело, насколько далеко готовы пойти военные в ослаблении позиции исламистов, потому что если их не обвинить, то и отстранить достаточно надолго от власти нельзя. Поэтому, конечно, какие-то обвинения будут отработаны в обязательном порядке. Так принято. Это Восток, и здесь легитимность действий военных должна быть поддержана теми или иными новыми законодательными актами со ссылкой на старые. Самое главное здесь, что военные заинтересованы в том, чтобы устранить, в том числе и в последующей предвыборной борьбе, наиболее серьезного противника из лагеря исламистов, которым, безусловно, является Мурси.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ