Сергей Миркин Сергей Миркин Каким соседом будет Украина после заключения мира

После заключения мира украинская держава и ее общество окажутся на распутье: остаться в формате антиРоссии и готовить почву к новому военному противостоянию или вернуться к формату, в котором страна находилась с 1991 по 2014 год, который можно определить, как «Украина – не Россия, но и не враг России».

43 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский США могут быть для России только врагом

В международных отношениях XXI век восстанавливает старые линии напряжения. Ситуация в чем-то напоминает конец XIX и начало ХХ столетия. США противостоят Британии, Франция пытается взять исторический реванш. И новые игроки на глобальном Юге – Индия, Китай, арабский мир, Африка – это вам не дряхлеющая Османская империя.

19 комментариев
Юлия Лемарк Юлия Лемарк Школа русского кино застряла в советском прошлом

Студентов киновузов учат поклоняться гениям прошлого. И ничего плохого в этом нет, вот только работать им предстоит с современными режиссерами, продюсерами, продавать идеи на платформы, получать гранты, снимать за минимальные бюджеты при огромной выработке. А этого они не умеют.

53 комментария
16 февраля 2025, 10:40 • Общество

Иран открывает эру бюджетных авианосцев

Иран открывает эру бюджетных авианосцев
@ Zuma/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Иран ввел в строй первый авианосец, на борту которого находятся исключительно беспилотники. Корабль, переделанный из контейнеровоза, обладает солидным запасом хода и годовой автономностью. По мнению экспертов, необычный авианосец имеет как очевидные достоинства, так и весомые недостатки. Нужны ли такие корабли России?

Иран первым в мире ввел в эксплуатацию дизельный авианосец для беспилотников «Шахид Бахман Багери» (Shahid Bahman Bagheri). Корабль, который ранее был коммерческим контейнеровозом, пополнил военно-морское подразделение Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Он несет несколько эскадрилий БПЛА, а также вертолеты, крылатые ракеты и средства РЭБ.

Взлетно-посадочная полоса для беспилотников составляет 180 метров. Запас хода – до 22 тыс. морских миль без необходимости дозаправки в портах. Во время торжественной церемонии командующий КСИР генерал-майор Хоссейн Салами заявил, что автономность корабля может составлять до одного года.

В последнее время у Ирана усилилась напряженность в отношениях с Израилем. Также в Тегеране ожидают нового витка противостояния с США при президенте Дональде Трампе. «Иран не только не ослаб, но и стал значительно сильнее, чем раньше, и эта сила теперь совершенно очевидна», – заключил Салами.

В свою очередь командующий военно-морскими силами гвардии адмирал Алиреза Тангсири сообщил, что на строительство корабля ушло более двух лет. Военный эксперт Мехди Бахтиари в интервью газете Tehran Times назвал распространенной практику переоборудования коммерческих судов в военные: «Этот подход и практичен, и эффективен, и расширит возможности Ирана в критически важных районах: Индийском океане и Красном море».

Как отметил эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, речь идет о появлении у ВМС КСИР первого полнофункционального носителя беспилотников. На кадрах церемонии, показанных иранскими СМИ, видно, как с оснащенной трамплином полетной палубы корабля стартует БПЛА Ababil-3 – беспилотник тактического класса, близкий по размерности к американскому Shadow.

«БПЛА находится на вооружении КСИР и ряда других эксплуатантов на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Северной Африке. Помимо задач видовой разведки, БПЛА может обеспечивать корректировку артиллерийского огня, а также имеет возможность применять собственные боеприпасы», – пояснил спикер.

Кроме того, на корабле находился беспилотник Mohajer-6. «Это аппарат более крупной размерности – максимальная взлетная масса составляет 670 кг. Беспилотник может нести как разведывательную нагрузку, так и авиационные средства поражения, включая четыре противотанковые ракеты Almas, общей массой до 100 кг. БПЛА находится на вооружении КСИР и ряда других стран из различных регионов мира, включая Ближний Восток, Южную Америку и др.», – перечислил Федутинов.

Также на палубе были замечены беспилотники, напоминающие своими футуристическими очертаниями макет перспективного иранского боевого самолета Qaher 313, но с уменьшенными линейными размерами. По данным иранских СМИ, его разработка велась в 2023 году, а первый полет был совершен в 2024 году.

«Являлись ли показанные на палубе аппараты беспилотными вариантами Qaher 313, о которых говорила иранская сторона, или это были просто макеты, призванные обеспечить привлечение внимание – достоверно не известно», – подчеркивает спикер.

По мнению Федутинова, на новом авианосце смогут размещаться аппараты вертикального взлета и посадки, а также различные барражирующие боеприпасы. «Помимо авиационных аппаратов «Шахид Бахман Багери» имеет возможность применения аппаратов, работающих в водной среде – небольших катеров, в том числе и безэкипажных, включая брандеры. Не исключена и возможность задействования необитаемых подводных аппаратов», – рассказал эксперт.

Для ведения наступательных и оборонительных действий корабль имеет собственное бортовое вооружение, включая турель с автоматической пушкой в носовой части, а также ракетные установки контейнерного типа. Иранские официальные лица утверждают, что корабль оснащен и средствами ПВО малой и средней дальности.

«Можно предположить, что основной задачей, для которой создавался новый корабль, будет возможность проекции силы на удалениях, превышающих радиус действия имеющихся систем беспилотной авиации. КСИР таким образом потенциально получит возможность применения своей беспилотной авиации за рамками Персидского залива», – рассуждает эксперт.

Акцент на несении именно беспилотных аппаратов сделан потому, что Иран не тянет гонку вооружений на равных со своими визави в традиционных средствах и сделал ставку на асимметричность за счет применения беспилотников, «которые благодаря своей массовости сумели обеспечить КСИР существенные возможности».

Собеседник полагает, что в будущем возможно применение гражданских судов в военных целях. «Модульность разведывательных и ударных систем, которые могут иметь обеспечивающее скрытность применения контейнерное исполнение, делает такой сценарий вполне возможным», – пояснил Федутинов.

По его словам, даже если новый корабль не будет непосредственно задействован в операциях против основных иранских недругов, «его появление неизбежно внесет некоторые изменения в баланс сил и будет приниматься во внимание».

«Опыт применения авианосца будет изучен в других странах – как с точки зрения использования кораблей, где основной акцент делается на несение дронов, так и с точки зрения трансформации под военные задачи гражданских судов. В случае доказательства принципиальной жизнеспособности предложенных концептуальных решений, не исключал бы, что в дальнейшем в том или ином виде они найдут применение где-то еще», – прогнозирует спикер.

В то же время военный эксперт Алексей Леонков счел вопрос создания БПЛА-носца спорной идеей, так как «пилотируемая авиация и летчик на борту решат гораздо больше задач, чем БПЛА», особенно в случае столкновения с работой ПВО противника, развернутой либо на морском театре военных действий, либо на берегу.

Тем не менее применение беспилотной авиации на земле уже приемлемо – и теперь БПЛА называют «дешевым заменителем тактической авиации». «Но массового применения БПЛА на море пока еще не было», – добавил спикер.

«Нужен ли российскому флоту корабль – носитель беспилотников? Я бы сказал, что нам подошел бы комбинированный вариант. С учетом того, что на морских ТВД и в прибрежной зоне всегда выстраивается серьезная зона ПВО, беспилотники могут использоваться в качестве авангарда, за которыми должны идти пилотируемые ударные самолеты»,

– рассуждает собеседник. В то же время эксперт отмечает востребованность морской беспилотной авиации. Сейчас у России есть тяжелый разведывательно-ударный БПЛА С-70 «Охотник», который может использоваться для морских ТВД.

«Такой беспилотник должен обнаруживать на большой дистанции корабельные группировки противника и передавать координаты целеуказания для противокорабельных ракет. Гипотетически у С-70 есть возможность самому применять ракеты. Исходя из этого появляется тенденция, что флот должен иметь достаточно беспилотников для выполнения тех или иных задач», – пояснил Леонков.

Прежде всего такие беспилотники нужны флоту для проведения разведки, а также для нанесения ударов по надводным и наземным целям. «В России пока не видно проработки этих задач, делаются только первые шаги. Насколько оправдает себя авианесущий корабль с беспилотниками на борту, пока сложно предположить», – подчеркивает эксперт.

Для успешной работы беспилотников необходима надежная связь с операторами: «Традиционная радиосвязь максимально работает на дистанции до 350 км при условии, что БПЛА будет находиться на высоте свыше шести км. Для связи на расстоянии больше 350 км нужны спутники, либо программы автономного полета».

Леонков также обращает внимание на то, что присутствие в составе корабельной ударной группировки авианесущего корабля повышает ее выживаемость с 20 до 40-45%, «два авианосца дают выживаемость группировки до 80%, а только три гарантируют примерно стопроцентную выживаемость против атак и средств воздушного нападения, прежде всего противокорабельных ракет и авиации противника».

«В современных условиях эта теория претерпит изменения и сопровождение корабельных ударных группировок авиационной составляющей, будь то пилотируемой или беспилотной, станет обязательством, без которого корабли не смогут действовать в дальней морской или океанической зоне»,

– полагает Леонков. По его словам, в Балтийском, Черном или Каспийском морях российскому флоту может оказать существенную помощь береговые силы. «А Северный и Тихоокеанский флот должны рассчитывать на собственные силы и средства. Наличие авиационной составляющей в каком-либо виде будет повышать их живучесть», – пояснил специалист.

Кроме того, морские беспилотники найдут применение и в гражданской сфере, например, в качестве систем мониторинга в условиях Крайнего Севера. «Для мониторинга беспилотники пригодны уже сейчас. Но если стоит задача оперативного реагирования, то лучше делать ставку на комбинируемые и пилотируемые системы. Сейчас мы находимся в стадии поиска новых решений. К чему придем в итоге, покажет время. Но то, что беспилотные системы могут использоваться в условиях Северного морского пути – это вполне актуальная задача», – подытожил эксперт.

Обсуждение:8 комментариев
Сортировка:
Андрей Никитенко Андрей Никитенко
27 дней назад
Я считаю, что беспилотник должен быть не дешевым аналогом штурмовика, а дешевым аналогом крылатой ракеты. Большие беспилотники самолетного типа во первых дороги, а во вторых уязвимы. Преимущество беспилотников в том, что их можно запускать в десятки раз больше, чем пилотируемых аппаратов, однако они почти в любом случае - одноразовые, независимо предусмотрен ли для них обратный возврат на базу. Однако, корабль который способен запускать и вести более сотни беспилотников за раз с радиусом действия в 200-300км это весьма грозное оружие против любого врага.
Марина Кравец Марина Кравец
27 дней назад
Иранцы оказались впереди планеты всей.Мы предлагаем изготовить большой грузоподъемностью беспилотник с эскадрилией малых и средних БПЛА которые запускаются на борту матки и летят выполнять задачу со связью ИИ или по оптововолоконным кабелям.
Марина О Марина О
27 дней назад
Если обосраэль не потопит его в ближайшие дни , то обосраэльтянам пора переезжать , в очередной раз.
Сергей Гнусарев Сергей Гнусарев
27 дней назад
Леонков несет чушь. Корабли и морская авиация будут заменены дешевыми беспилотными системами. Беспилотник будет противостоять беспилотнику.
Егор Герасименко-Перевалов Егор Герасименко-Перевалов
27 дней назад
Голь на выдумку хитра....
Но, всё же, по мне так, лучше подводные дрононосцы (и космические)...
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.
..............